Психолого-педагогический семинар «Одарённые дети, организация психолого-педагогического сопровождения»


Выступление на методическом семинаре: «Одарённые дети, организация психолого-педагогического сопровождения»
Педагог – психолог: Стенникова Ю.В.
Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.
Задачи:
Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных обучающихся.
Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.
Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация, бланки тестов, распечатки заданий.
План выступления:
Актуальность темы.
Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми.
Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".
Структура детской одаренности.
Специфика детской одаренности.
Классификации детской одарённости.
Психофизиологическая основа одаренности.
Проблемы одаренных детей.
Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся.
Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся.
Подведение итогов.
Ход семинара
Выступление с использованием материала презентации.
Вступление. Актуальность темы.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
"Человечество движется вперед благодаря избранным"
Альфред Бине (французский психолог)
Сегодня мы поговорим о психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей и подростков в условиях нашей школы. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание. В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: "В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей."2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми.
(Все педагоги разбиты на группы по 5-7 человек, все предлагаемые задания выполняются в группах.)
Анкета "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми" (подсчет баллов, выбор группы для общего подведения итогов). Слайд 5. Приложение 1.
3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок"
Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:
____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.
Предложить педагогам выделить из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).
8. Проблемы одаренных детей.
Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
Конформность (отрицание стандартных требований).
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988). В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).
9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся.
Подробнее поговорим о принципах и стратегиях обучения интеллектуально одаренных учащихся..Принципы: индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее и воспитывающее обучение, учет возрастных особенностей.
Стратегии: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения (подробное разъяснение на материале презентации).
Задание группам. Какие стратегии обучения интеллектуально одаренных детей являются в наших условиях наиболее перспективными? Обсуждение результатов (обогащение и проблематизация обучения позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных учащихся и являются наиболее перспективными).
Задание 5: Определите основные формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Проанализируйте, что в школе по данной проблеме уже сделано, а что еще предстоит.
Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
- активные формы обучения
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность обучающихся;
- научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
11. Подведение итогов.
Огласить общие итоги анкеты "Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми".
Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это прежде всего:
- желание работать нестандартно
- увлеченность своим делом
- поисковая активность
- любознательность
- интеллектуальность
- нравственность
- эрудированность
- потребность в научной и творческой деятельности,
- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,
- знание всех областей человеческой жизни.
Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности. (Предложить анкету)
Выступления педагогов по теме семинара.
Приложения (Тест, анкета)
Приложение 1
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».
1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) да,
б) нет, они и так хороши,
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.
2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) да,
б) нет,
в) в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) да,
б) да при благоприятных обстоятельствах,
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?
а) да, наверняка,
б) это маловероятно,
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?
а) да,
б) часто думаю, что сумею,
в) да, часто.
6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) да, это меня привлекает,
б) нет, меня это не привлекает,
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?
а) да,
б) удовлетворяюсь тем, что есть,
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?
а) да,
б) нет, достаточно знаний передового опыта,
в) нет.
9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,
б) махнете рукой на затею,
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) да,
б) не совсем легко,
в) болезненно.
11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?
а) не всегда,
б) при хорошем настроении,
в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?
а) да, конечно,
б) запоминаю только то, что интересно,
в) всегда вспомнить не могу.
13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
а) да, без затруднений,
б) в некоторых случаях,
в) нет.
14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?
а) уклоняетесь от ответа,
б) тактично переносите ответ на другое время,
в) пытаетесь отвечать.
15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,
в) измените свое мнение, если давление будет мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы
а) средний,
б) достаточный,
в) оригинальный.
17. Во время отдыха Вы предпочитаете….
а) решать проблемы связанные с работой,
б) прочитать интересную книгу по проблеме,
в) погрузиться в мир любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….
а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,
б) Вы более или менее довольны,
в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Обработка результатов
Ответ:
а) 3 балла,
б) 1 балл,
в) 2 балла.
49 и более баллов.
Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.
24 - 48 баллов.
У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов.
Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Источник: Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сос. Н.И. Пантина и др. Волгоград: Учитель, 2007.
Приложение 2.
О талантах ребёнка: как их узнать?
Ваш ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из семи областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важном деле может тест-анкета, разработанная учёными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если:
1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
3 - сочиняет свои собственные мелодии;
4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.
У ребёнка незаурядный интеллект, если он:
1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
2 - обладает хорошей памятью;
3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
У ребёнка литературное дарование, если:
1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;
3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что
он:
1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
У ребёнка спортивный талант, если:
1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;
2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;
8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:
1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
6 - пластичен и открыт всему новому;
7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребёнка технические способности, если он:
1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее. (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!)
Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).
Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка.