Разработка урока по истории Казахстана «Культура казахстана», 7 класс
Урок по истории Казахстана 7 класс
на тему «Культура казахского народа»
Подготовила учитель истории СШ №6 города Атбасар
Балгина Мария Алексеевна
Тема : Культура казахского народа
Цель урока:
Задачи:
Развивающая: -раскрыть особенности национальной культуры и их место в народном творчестве;
Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране и её месте в мире, полученных на уроках гуманитарного цикла;
Развивающая: Развитие навыков критического мышления, коммуникативных
навыков, отработка межпредметной связи с казахским языком и навыков публичного выступления;
Воспитательная: - воспитывать уважение к национальной культуре, сохранившей свою самобытность.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации,
компьютер, аудио- видеотехника, ватманы.
План урока
I. Организационный момент.
Ледокол. Разминка с учащимися.
1.Если вы по утрам с радостью идёте в школу, помашите правой рукой.
2. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг
вперёд.
3. Если вы считаете, что мы должны уважать и ценить права людей,
независимо от их национальности и социальной принадлежности,
топните ногой.
4. Если вы уверены в своих силах, поднимите левую руку.
5. Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
6. Если вы верите, что наша страна займёт достойное место в мире,
протяните обе руки вперёд.
7. Если вы считаете себя патриотами своей страны, поднимите обе
руки вверх.
8. Если вы верите, что будущее нашей страны зависит от вас,
возьмитесь за руки.
«Ассоциации»:
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова
«Культура Казахстана»? Напишите на листочках три слова,
которые ассоциируются у вас с этими словами.
Представление цели и задач урока.
2. Презентация «Моя Родина Казахстан»
Представьте, что вы – участник молодёжного международного
форума. В течение недели вы общались с молодыми людьми из
разных стран, подружились, но многие мало знают о нашей
стране, а вам интересно узнать больше о родине ваших новых
друзей. Вы решили провести презентацию «Моя Родина Казахстан»
Вам дали время на подготовку. Как и о чём вы расскажите о своей стране?
Учащиеся составляют кластеры о культуре Казахстана 16-17 века.(Для составления кластеров уч-ся предлагается дополнительная литература, иллюстрации, материал учебника.)
1 группа- национальная кухня.
2- группа - национальная одежда.
3 группа- материальная культура.
3. Ранжирование.
Применяется стратегия критического мышления «Цветной ковер», (группы подходят к работам своих одноклассников и дополняют их работы, при этом свои дополнения записывают на цветных стикерах на казахском языке ).
1 шаг
После того как уч-ся вернулись на свои места они обсуждают дополнения сделанные одноклассниками.
2 шаг.
Ротация. (Заполнить таблицу, используя материалы учебника)
Учащиеся обмениваются идеями в парах, дополняя свои записи.
1.Жиембет
Бартоғашұлы (Жиембет жырау)
Дүниеге келгені:1570-1575
Қайтыс болғаны:1643
Мансабы:жырау
2. Маргаска-жырау был походным жырауом Есим хана, способствовал подалению восстания катаганского хана Турсына.предположительно автор обьемного жыра "Енсегей бойлы Ер Есим"...
Ей, катаганнын хан Турсын,Кiм арамды ант урсын,Жазыксыз елди ениретип,Жер танрисип жатырсынХан емессiн каскырсын, Кара албасты баскырсын
Эй, катаганский хан Турсын,Хитрец, нарушивший клятву, (?)Невинный народ ты заставляешь рыдатьПо земле ты ходишь, безбожник (? - та'нрiсу - отворачиваться от бога)Не хан ты, а волк,Черная сволочь ......... (? - баск'ыр)
3.АКТАМБЕРДЫ-ЖЫРАУ (1675-1718 гг.)
Актамберды Сарыулы (родился в 1675 г. в Каратау Южного Казахстана, - умер в 1768 г. в Журекжота Абайского района Семипалатинской области) - казахский поэт-сказитель, полководец, общественный деятель. Будучи современником эпохи великих потрясений для казахского народа, Актамберды-жырау, начиная с 17 лет, участвует в сражениях со среднеазиатскими ханствами, калмыками. В этих сражениях он проявляет личный героизм, а позже, и полководческие способности. Получив боевое крещение и став настоящим батыром, Актамберды-жырау стал свидетелем событий, которые вошли в историю как "Годы Великого бедствия...". Актамберды-жырау является одним из инициаторов и организаторов национально-освободительной борьбы против джунгарских завоевателей.
4. Умбетей жырау Имя при рождении Умбетей Тлеуулы
Дата рождения1697 год
Место рожденияокрестности Каратау, Южный Казахстан
Дата смерти1786 год
Место смертиныне Ерейментауский район Акмолинской области
Профессии жырау .
Казахский язык сложился в процессе сращивания, смешения в единую народность населявших терреторию Казахстана и близких друг другу по происхождениюразличных племен ( задается вопрос о том какие племена насиляли территорию казахского ханства).
4. Самостоятельная работа.
Язык, письменность(учащиеся заполняют таблицу используя материал учебника)
Литературные произведения На каком языке написано дата
«Едиге», «Ер Саин» Язык 15 век
«Ер кокше», «Базар-батыр » Керейский 15-16 век
«Таласские памятники» Язык дулатов-уйсунов «Нахжи аль-Фарадис» Кердеринском 15 век
«Кодекс-Куманникус» Кыпчакском 15-17 век
«Джамиат-таурих» Казахский (арабский алфавит) 15-17 век
5.Закрепление Устное народное творчество (учащиеся по очереди записывают пословицы поговорки, на двух языках.)
I группа – Вспомните и запишите пословицы и поговорки казахского народа.
II группа – вспомните и запишите название песен казахского народа.
III группа- вспомните и запишите сказки и легенды казахского народа.
7. Рефлексия.
Учащиеся систематизируют пройденный материал и делают собственные выводы.
Не хватает только эпиграфа. Который из них вам кажется наиболее удачным?
«Культура, говорит один японский педагог, это то, что остается, когда все остальное забыто» . Эдуар Эррио«Гордиться Славою своих Предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». А.С.Пушкин
«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами Настоящего». М.Горький
7. Подведение итогов.Учащиеся подчитывают свои баллы, полученные в течение урока и оглашают свои оценки при этом комментируют ошибки (если они есть).
8. Домашние задание: параграф № 44-45 вопрос (1, 4); написать сообщение на тему «Обряды казахского народа».
Технологическая карта урока истории
«Культура казахского народа»
№ направление содержание Примечание
1 Класс 7 2 Тип урока Урок систематизации знаний 3 Вид урока Урок - интерактивная сессия 4 Тема урока «Культура казахского народа» 5 Цель урока раскрыть особенности национальной культуры и их место в народном творчестве;
6 Задачи урока Образовательная:. раскрыть особенности национальной культуры и их место в народном творчестве;
Развивающая: Развитие навыков критического мышления, коммуникативных
навыков, отрабобтка межпредметной связи с казахским языком и навыков публичного выступления;
Воспитательная:. воспитывать уважение к национальной культуре, сохранившей свою самобытность 7 Понятия Устное народное творчество
Акыны, жирау, салы, сери
Язык, письменность
Календарь. Карта звезд
Распространение ислам
Материальная культура
8 Методы По источникам знаний - словесные, наглядные, практические;
По степени взаимодействия учителя и ученика – презентация, самостоятельная работа, беседа, выполнение творческих заданий.
По характеру познавательной деятельности – проблемный, частично-поисковый, иллюстративный.
По принципу соединения или расчленения знаний – систематизация знаний, сравнительный, обобщающий.
По характеру движения мысли от незнания к знанию – индуктивный, дедуктивный. 9 Формы орган-ции деятельности Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая. 10 Оборудование компьютер, аудио-видеотехника, раздаточный материал, иллюстрации, выставка книг. 11 Источники информации Учебники по истории Казахстана, энциклопедии, ресурсы интернета 12 Домашнее задание параграф № 44-45 вопрос (1, 4); написать сообщение на тему «Обряды казахского народа».
Оценочный лист к уроку
Рабочая карта урока
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Ф.И. учащегося:
Этапы
урока 1 2 3 4 5 6 7 ИТОГО:
Название
этапа
урока Количество баллов