Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного творчеству Микеланджело Буонарроти Величайший гений эпохи Возрождения
Л.М.Беседа
Сценарий
литературно-музыкального вечера, посвященного
творчеству Микеланджело Буонарроти
Тема: Величайший гений эпохи Возрождения
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством гениального скульптора, художника и поэта эпохи Возрождения; воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес к произведениям живописи, ваяния и зодчества.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Величайший гений эпохи Возрождения», музыкальное сопровождение вечера.
Оформление аудитории: экран для демонстрации слайдов, эпиграф вечера, расположенный на доске. Гости вечера, ведущие, чтецы – все располагаются за столиками. В ходе вечера используется музыка композиторов 17 века.
Эпиграф: «…плача, любя, негодуя и страдая, поведать обо всем собственным сердцем сердцам людей!»
(Микеланджело Буонарроти)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит тихая музыка. В.Вавилов. Музыка для лютни. «Канцона Франческо да Милано»
Ведущий:
«…плача, любя, негодуя и страдая, поведать обо всем собственным сердцем сердцам людей!» (Микеланджело Буонарроти)
Слайд №
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодняшний вечер, посвященный жизни и творчеству Микеланджело Буонарроти мы открываем словами, которые можно считать эпиграфом к творческому наследию великого итальянского скульптора, художника, архитектора и поэта эпохи Возрождения. Он оставил миру произведения, утверждающие безграничные возможности творческого гения.
Ведущий: (в ходе рассказа демонстрируются слайды).
Творческий путь Микеланджело занимает почти девяностолетний период истории искусства эпохи Возрождения. От юношеских барельефов 1492 года до скульптуры Давида, вызвавшей всеобщее восхищение флорентинцев. От картины «Святое семейство» до величественных росписей в Сикстинской капелле. От скульптурных композиций «Оплакивание Христа» до архитектурных построек Флорентийской библиотеки и собора святого Петра в Риме. Над ними он работал последние десятилетия своей жизни, начиная с 1546 года.
Ведущий:
И это далеко не полный перечень работ Микеланджело. Рассказывая о творчестве этого художника, мы остановимся лишь на нескольких произведениях, на наш взгляд, самых ярких и значительных. Ближе познакомиться с личностью великого мастера нам поможет дневник Микеланджело, основанный на подлинных документах и написанный известным итальянским писателем, искусствоведом Роландо Кристафанелли.
Ведущий:
Сегодня для многих из вас станет открытием поэзия Микеланджело. Ее высоко ценили современники художника, но сегодняшнему читателю она почти не знакома. В ходе нашего вечера будут звучать сонеты и мадригалы Микеланджело в переводах А.Вознесенского и А. Махова.
Звучит тихая музыка, на ее фоне чтец декламирует:
Чтец:
Пленен с рожденья красотой
И высшее в ней вижу назначенье.
Добиться в двух искусствах совершенства –
Вот цель, владеющая мной.
Все прочие ошибочны сужденья:
Берясь за кисть или резец, иного не ищу блаженства.
Биограф:
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года во Флоренции. Наследник древнего рода, он, чтобы заняться искусством, делом «низких и недостойных», должен был пойти против воли отца. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо и уже в это время сам зарабатывал на хлеб.
Ведущий:
Видимо, самостоятельность поступков, суждений и способствовала формированию яркой индивидуальности этого художника?
Ведущий:
Давайте обратимся к дневнику Микеланджело.
Чтец:
«Я убежден – годы ученичества, проводимые молодыми людьми в мастерской любого художника, растрачиваются впустую. Коль юноша даровит, из него выйдет толк и без вмешательства наставников. Ни от кого я не намерен принимать никаких указаний, идей и советов, тем более, что то и дело приходится отказываться от собственных идей, пока не отыщется одна-единственная, стоящая всех остальных.
Ведущий:
Биографы художника вспоминают такой случай. Будучи учеником Гирландайо, Микеланджело однажды взял на себя смелость подправить копию рисунка учителя, выделив и изменив в нем некоторые контуры. Этот и другие случаи настолько поразили учителя, что его брала «оторопь» при каждой встрече с юным дарованием.
Ведущий:
И впоследствии за что бы не брался Микеланджело – в живописи, в архитектуре, скульптуре или поэзии – любое творение было для него непосредственным выражением его личности, его «Я».
Звучит тихая музыка. Шопен «Мелодия рая», на ее фоне чтец декламирует:
Чтец:
Когда я созидаю на века,подняв рукой камнедробильный молот,то молот об одном лишь счастье молит,чтобы моя не дрогнула рука.Так молот Господа навернякамир создавал при взмахе гневных молний.В гармонию им хаос перемолот. Он праотец земного молотка.Чем выше поднят молот в небеса,тем глубже он врубается в земное,становится скульптурой и дворцом.Мы в творчестве выходим из себя.И это называется душою.Я - молот, направляемый творцом. (Музыка затихает)
Ведущий:
Проучившись год в мастерской художника, Микеланджело покидает ее.
Ведущий:
Есть предположение, что у него были не очень хорошие отношения с учителем. Старый мастер питал зависть к своему ученику.
Ведущий:
Так или иначе, Микеланджело оставляет мастерскую и поступает в школу ваяния. И здесь отдает окончательное предпочтение скульптуре.
Ведущий:
Уже к 17 годам он создает рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», сохранившиеся до нашего времени.
Чтец: (из дневника Микеланджело)
Я уверен, что произведение искусства – это только слабое эхо того, на что способно наше воображение, порождающее бесконечное множество образов…
У меня порой такое ощущение, что я уже не в силах совладать с моей фантазией. Достаточно мне увидеть красивую женщину или юношу, как я становлюсь пленником собственного воображения. Поразивший меня своей красотой человек тут же превращается в мраморное изваяние. Но доброе красивое лицо или тело лишь единожды способно меня увлечь. Едва оно запечатлится в мраморе силой моего воображения, как я тут же забываю о нем и ищу другие лица, другие идеалы прекрасного.
Ведущий:
К 1500 году, то есть к своему 25-летию, Микеланджело создает множество скульптурных работ. Лучшими творениями этого периода стали мраморные скульптуры «Вакх» и «Оплакивание Христа». Последнее – единственное произведение, на котором Микеланджело высек свое имя.
Слайды «Вакх», «Оплакивание Христа»
Чтец: (из дневника Микеланджело)
Мне поручено в мраморе изваять фигуру Богоматери, склоненной над телом Христа. Работа должна быть завершена в течение года, за что мне будет уплачено 450 дукатов. За всю мою недолгую карьеру художника (если можно так назвать мои трудовые годы) я впервые получил заказ такой важности.
Ведущий:
Скульптура «Оплакивание Христа» была установлена в соборе святого Петра в Риме. Это первое произведение, принесшее Микеланджело большой успех. О нем говорили как о непревзойденном совершенстве, сопоставимом разве что с лучшими греческими изваяниями.
Чтец: (на фоне музыки)
Каков бы ни был замысел у лучшего творца,
Его в избытке мрамор заключает.
И мысль любая в камне оживает,
Коли послушна разума рука,
Коли огонь, клокочущий в груди,
Холодный камень жаром опаляет,
Вгрызаясь, жизнь в него вдыхает,
Его творенью суждено бессмертье обрести.
Чтец: (из дневника Микеланджело – на фоне музыки)
Я постоянно чувствую, что способен на большее. Я не страдаю ни излишней скромностью, ни тщеславием, и оцениваю свои способности той меркой, под которую подхожу. Да и кто может знать лучше и более обо мне, чем я сам?
Ведущий:
В 26 лет Микеланджело берется за невероятно трудную работ. Один скульптор начал высекать статую из мраморной глыбы высотой более 5 метров, но испортил мрамор и бросил его. Лучшие мастера, даже Леонардо да Винчи, отказались делать скульптуру из этого искалеченного мрамора. Микеланджело согласился. Через три года статуя была готова.
Ведущий: (в ходе рассказа демонстрируется слайд статуи « Давид»)
Скульптор изваял отважного воина Давида, который, согласно древней легенде, победил в единоборстве великана Голиафа. Микеланджело показал своего героя в момент, когда тот приготовился к битве: брови его сдвинуты, ноздри раздуты, широко раскрытыми глазами смотрит он на великана, сжимая в левой руке пращу.
Чтец: (из дневника Микеланджело – на фоне музыки)
Идея изваять Давида из доставшейся мне мраморной глыбы
заполонила меня целиком, вытеснив все прочие помыслы и желания. Дни и ночи напролет я занят только мыслями о моей мраморной глыбе. Еще мальчишкой я впервые увидел эту мраморную глыбу на строительном дворе. Громада поразила меня с первого взгляда, и я уже не мог не мечтать о ней. Часто приходил в этот двор, садился подле глыбы, нежно проводил по ней рукой и мысленно рассекал ее. Возможно, в те минуты я даже разговаривал сам с собой.
Чтец: (на фоне музыки)
С высокой кручи гордого утеса,
Где голый камень окружал меня,
Я вниз сошел и там раскрыл себя,
Помимо воли став каменотесом.
Чтец: (на фоне музыки)
Коль дивное искусство осознало
Суть формы, данную в движенье,
Его идеи продолжают продолженье
Сперва в модели из любого матерьяла,
Затем уже и в диком камне суждено
Свои посулы молоту раскрыть,
Чтоб чудо совершенства нам явить,
Которому забвенье не страшно.
Ведущий:
Статую Давида установили в 1505 году на площади города Флоренции под открытым небом, чтобы ее видели все.
Более трех столетий простояла здесь любимая статуя флорентинцев, которую жители называли Гигантом.
Ведущий:
И только в 1873 году статую перенесли в Академию изящных искусств в построенный специально для нее зал.
Ведущий:
Но по требованию жителей Флоренции на площади Синьории была поставлена копия статуи. А на площади имени Микеланджело, когда отмечалось 400–летие со дня рождения скульптора, воздвигли бронзовую копию Давида.
Слайд «Давид», (бронзовая копия)
Ведущий:
Титаническая скульптура Давида отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. В то время и по сегодняшний день – это величайшее произведение искусства.
Ведущий: В своей жизни Микеланджело был окружен не только славой и почестями, но и толпой завистников и недоброжелателей.
Ему пытались вредить в его начинаниях, клеветали. Говорили – якобы он убил натурщика, чтобы наблюдать предшествовавшую смерти агонию.
Ведущий:
Ему даже отказывали в здравом уме, так как он был вспыльчивым и нетерпимым, напрочь лишенным обходительности с другими художниками.
Чтец: (на фоне музыки)
Я удивляюсь, Господи, тебе.
Поистине – кто может, тот не хочет.
Тебе милы, кто добродетель корчит,
А я не умещаюсь в их толпе.
Дурак над моим подвигом хохочет,
И небеса оставили в беде.
За истину борюсь я без забрала,
Деяний я хочу, а не словес.
Тебе ж милее льстец или доносчик.
Как небо на дела мои плевало,
Так я плюю на милости небес:
Сухое дерево не плодоносит.
Ведущий:
Высоким трагизмом и глубиной мысли отличается поэзия Микеланджело, все чаще и чаще обращается к ней художник. Рассказывает о своем одиночестве во враждебном к нему мире, о горьких разочарованиях при виде торжествующего насилия.
Ведущий:
Но говоря о поэзии Микеланджело, мы не можем обойти стороной его любовную лирику. Его сонеты проникнуты такими нежными чувствами, так искренно и страстно он передает свое восхищение предметом любви, что вспоминая о жестком, даже несколько грубом нраве художника, кажется невозможным сочетание в одном человеке, столь противоположных черт характера.
Давайте послушаем несколько сонетов Микеланджело.
Чтец: (на фоне музыки)
Уста твои встречаются с цветами,
Когда ты их вплетаешь в волоса.
Ты их ласкаешь, стебли вороша,
Как я ревную к вашему свиданью!
И грудь твоя, затянутая тканью,
Волнуется, свята и хороша.
И кисея коснется щек, шурша,
Как я ревную к каждому касанью!
Напоминая чувственные сны,
Сжимает стан твой лента поясная
И обладает талией твоей.
Нежней объятий в жизни я не знаю…
Но руки мои в тыщу раз нежней!
Чтец: (на фоне музыки)
Любовь моя, как я тебя люблю!
Особенно когда тебя рисую.
Но вдруг в тебе я полюбил другую?
Вдруг я придумал красоту твою?
Но почему ж к друзьям тебя ревную?
И к мрамору ревную, и к углю?
Вдвойне люблю, когда тебя люблю,
Втройне – когда я точно зарифмую.
Я истинную вижу красоту.
Я вижу то, что существует в жизни,
Чего не замечает большинство.
Я целюсь, как охотник на лету.
Ухвачено художественной призмой,
Божественное станет божество.
Ведущий:
Любовь к женщине не могла полностью подчинить себе Микеланджело.
Самая сильная страсть пылала в нем только к искусству. Видимо поэтому художник и прожил всю свою долгую жизнь в одиночестве.
Чтец: (из дневника Микеланджело)
Всех страшно удивляет, что в моем доме нет ни одной женщины. А совсем недавно отец напрямик спросил меня, намерен ли я жениться. Я ответил, что даже не думаю об этом. Многие с ухмылкой задают один и тот же вопрос. Неужели я дал обет безбрачия? Я обычно отвечаю, что дал обет служения искусству.
Ведущий:
Страсть Микеланджело к творчеству не оставляла времени для праздного существования. Каждый день рождал новые образы и замыслы. Вся жизнь посвящена каждодневному изнуряющему труду. К помощи подмастерьев он прибегал крайне редко, стараясь все работы выполнять самостоятельно, а это требовало огромных нечеловеческих усилий.
Слайд с картинами Микеланджело
Ведущий:
К 1512 году Микеланджело создает самое грандиозное свое живописное произведение – фресковую роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. В невероятно трудных условиях, лежа на спине, на высоких лесах, художник сам, без помощников воссоздал в огромной фреске (40 метров длиной и 13 шириной) - библейскую легенду, повествующую о событиях от сотворения мира до потопа.
Слайды с фрагментами фрески
Чтец: (из дневника Микеланджело)
Я устал и вконец измотан. Стоит мне только подумать об этом своде, как у меня начинается головокружение и кровь стынет в жилах. Свод постоянно у меня перед глазами, и я чувствую, как его огромная махина нависла надо мной, словно желая в любую минуту раздавить меня. Коли и дальше буду смотреть только на потолок, то, в конце концов, лишусь возможности что-либо видеть у себя под ногами. Глаза у меня болят. Чувствую как они каменеют, и уже с трудом вращаю зрачками. Лежа под сводами капеллы, испытываю почти нечеловеческие муки. Мой лекарь советует оставить работу хотя бы на месяц. Но мой удел – работать, не зная меры.
Ведущий:
Четыре года провел Микеланджело за этой работой. Роспись изумила своим величием каждого, поднимавшего на нее взор.
Микеланджело принес Сикстинской капелле славу, не сравнимую ни с чем. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чьё сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения, как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Это самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения.
Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью и не раскрывшимися силами, лежит Адам на склоне холма, протянув руку к создавшему его Богу. Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека.
Слайд «Сотворение Адама»
Чтец: (из дневника Микеланджело)
В живописи и ваянии меня интересует только человек, как центр мироздания. Без устали готов на этом настаивать и повторять даже самому себе. Именно в человеке можно находить и выражать все новые чувства и стремления. Насколько же сей кладезь богаче всех прочих земных сокровищ!
Сменяя долгий бег счастливых лет,
Приходят разом беды и сомненья.
Удел один у всех – забвенье.
Хоть трижды знатен будь – спасенья нет.
Пусть знает беспокойная душа:
Лишь тот достоин вечного признанья,
Кто разменял на добрые деянья
Монету, что чеканят небеса.
Ведущий:
Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II.
Над этой скульптурой с 1513 по 1515 годы работал Микеланджело, ему было 37 лет. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками великого мастера.«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».
Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.
Слайды «Моисей», «Восставший раб» и «Умирающий раб»
Ведущий:
Микеланджело прожил долгую жизнь, а для своего времени даже слишком долгую – почти 90 лет. И вся она была посвящена искусству.
Последние 30 лет жизни художника были обращены к зодчеству и поэзии. В эти годы он воздвигает здание библиотеки во Флоренции. Лестница в вестибюле, выстроенная по его проекту, вызывала представление о потоке лавы, устремленной к ногам входящего.
Начиная с 1546 года, будучи 70-летним стариком, он занимается возведением собора святого Петра в Риме, который и через столетия высится символом творческой мощи человека. В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.
Ведущий:
В конце жизни мироощущение Микеланджело приобретает трагический оттенок. Его измученная, отягощенная страданиями душа ищет покоя, но в то же время его ужасает даже сама мысль о смерти. Он старается много работать, чтобы подавить в себе тоску. Когда не спасает живопись, архитектура и ваяние, мастер обращается к поэзии.
Чтец: (на фоне музыки)
Кончину чую, но не знаю часа,Плоть ищет утешенья в кутеже.Жизнь плоти опостылила уже,Душа зовёт отчаяния чашу.Вручив бразды поводырям свиней,Мир заблудился в непролазной чаще.Средь ядовитых гадов и ужейМиг откровенья – гость редчайший.Средь ядовитых гадов и ужей,Как черви лезут сплетни из ушей.Устал я ждать, я верить устаю:Когда ж взойдёт, Господь, что ты посеял?Нам не постигнуть истину твою,Нам даже в смерти не найти спасенья.Нас в срамоте застанет смерти часИ отвернутся ангелы от нас…Ведущий:
Смерть настигает Микеланджело внезапно. Умирает художник в 1564 году, так и не успев закончить собор святого Петра.
Слайд - собор св. Петра
И хотя строительство было начато до него и окончено после его смерти, собор несет на себе печать великого гения Микеланджело.
Слайд – автопортрет Микеланджело
Ведущий:
Из Рима тело великого гения было перевезено на родину во Флоренцию и там похоронено.
Слайды с творениями гения
Ведущий:
А творения Микеланджело живут и будут жить, утверждая безграничные возможности человека, его духовную и физическую силу.