Сценарий литературно-музыкального вечера «Вам, мой дар ценившим…», посвященного 195-летию Ф.М. Достоевского


Сценарий литературно-музыкального вечера
«Вам, мой дар ценившим»


Ведущий
Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из наших писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который уже десятилетие разделяет первые места с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов. Да, проникновение в суть художника Достоевского - это попытка понять самих себя.

Ведущий
Первым его произведением был роман в письмах "Бедные люди". "глубоко разорвала мне сердце их грустная история", - признавался сам автор, рассказавший о любви нищего, стареющего титулярного советника, честного и чистого, к оскорбленной и грустной девушке-сироте. Душевно чуток и благороден Макар Девушкин - бедный человек, но Человек. Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение.

Сцена из романа "Бедные люди"

Чтение письма Девушкина от 11 сентября.
(Герои сидят в разных углах сцены за столами, пишут письма. На столах - свечи, письма, пяльцы.)
Каждое письмо делится на части и читается поочередно героями по частям, что воспринимается как диалог.
Она: Милая моя Варвара Алексеевна!
Умоляю вас, родная моя, не разлучайтесь со мною теперь, теперь, когда я совершенно счастлив и всем доволен. Голубчик мой! мы опять будем писать друг другу счастливые письма, будем поверять друг другу наши мысли, наши радости, наши заботы, если будут заботы; будем жить вдвоем; согласно и счастливо. В моей судьбе всё переменилось, и всё к лучшему переменилось.
Он: Голубчик мой! Если вам что-нибудь там нужно будет, так уж вы, ради создателя, старика не обижайте. Так-таки прямо и ступайте ко мне. Теперь дурные времена прошли. Насчет меня вы не беспокойтесь. Впереди всё так светло, хорошо! Хорошо жить на свете, Варенька! Особенно в Петербурге.
Она: Я со слезами на глазах вчера каялся перед господом богом, чтобы простил мне господь все грехи мои в это грустное время: ропот, либеральные мысли, дебош и азарт. Об вас вспоминал с умилением в молитве. Вы одни, ангельчик, укрепляли меня, вы одни утешали меня, напутствовали советами благими и наставлениями. Я этого, маточка, никогда забыть не могу. Ваши записочки все перецеловал сегодня, голубчик мой!
Он: Ну, прощайте, маточка. Говорят, есть где-то здесь недалеко платье продажное. Так вот я немножко наведаюсь. Прощайте же, ангельчик.
Она: Прощайте.

Ведущий
После "Бедных людей" Достоевский пишет об успехе своему брату Михаилу: "Все меня воспринимают как чудо" .


"Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие", - писал Достоевский на закате жизни. Сияющая личность Христа спасала Достоевского на каторге: "нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа если бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной". Христос Достоевского - это родственная любовь всех людей к общей их матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу.

Монолог Настеньки из сентиментального романа Достоевского "Белые ночи"

Послушайте, зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Зачем прямо, сейчас, не сказать что есть на сердце, коли знаешь, что не на ветер свое слово скажешь? А то всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле, как будто все боятся оскорбить свои чувства, коли очень скоро выкажут их...
Я, право, не знаю, как бы вам это рассказать, что я чувствую; но мне кажется, вы вот, например... хоть бы теперь... мне кажется, вы чем-то для меня жертвуете, -- прибавила она робко, мельком взглянув на меня. -- Вы меня простите, если я вам так говорю: я ведь простая девушка; я ведь мало еще видела на свете и, право, не умею иногда говорить, -- прибавила она голосом, дрожащим от какого-то затаенного чувства, и стараясь между тем улыбнуться, -- но мне только хотелось сказать вам, что я благодарна, что я тоже всё это чувствую... О, дай вам бог за это счастия! Вот то, что вы мне насказали тогда о вашем мечтателе, совершенно неправда, то есть, я хочу сказать, совсем до вас не касается. Вы выздоравливаете, вы, право, совсем другой человек, чем как сами себя описали. Если вы когда-нибудь полюбите, то дай вам бог счастия с нею!

Ведущий
Каторга не сломила Достоевского. Осторожный опыт научил его, обнаруживая противоречия характера, "полюсность души", забираться до самых потаенных глубин человеческого сердца, отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал "народ русский и так хорош, как, может, не многие знают его".

Ведущий
Непомерные физические и нравственные перегрузки в годы каторги не уничтожили Достоевского, благодаря неистребимому желанию "быть человеком среди людей", неистребимому желанию "разгадывать тайну человека ".




Ведущий
Черные, темные тени
Белая, светлая грань
К земле пригибают колени.
К солнцу тянется длань.


Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Ведущий
"Записки из мертвого дома", "Записки из подполья", романы "Униженные и оскорбленные", "Подросток" - следующие произведения Ф.М. Достоевского, в которых он прослеживает уничтоженные веры в общие правила, когда "нет ничего святого". Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу современного человека, сделала его палачом.

Ведущий
Духовный кризис человека в обществе отразился в тютчевских строчках:
О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстрелянная птица,
Подняться хочет - и не может
Нет ни полета, ни размаху;
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья

Ведущий
Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал - добра и зла - в сердце человеческом, замыслил Достоевский "Преступление и наказание". Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман.

Сцена из романа «Преступле-ние и наказание»
Соня и Раскольников ч.5, гл 4.

Ведущий
О новом романе "Идиот" Достоевский писал: "Главная мысль... - изобразить положительного прекрасного человека это задача безмерная Прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни цивилизованной Европой еще далеко не выработался". Князь Мышкин, князь Христос, ценой большой душевной работы стремится приблизиться к сияющему идеалу.

Фрагмент фильма «Идиот» режиссёра В. Бортко
Сцена из "Идиота". ч.4, гл.8 Диалог Аглаи Ивановны и Настасьи Филипповны со слов: "Вы конечно, знаете, зачем я вас приглашала".

Ведущий
В июне 1880 г. Слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнес свою знаменитую "Пушкинскую речь".

Чтение отрывка из "Пушкинской речи"

Речь моя о Пушкине и о значении его. Собственно же в речи моей я хотел обозначить лишь следующие пункты в значении Пушкина для России. Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества,
возвысившегося над народом. Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого. Он первый дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные. Свидетельствуют о том типы Татьяны, женщины совершенно русской, уберегшей себя от наносной лжи, типы исторические, как, например, Инок и
другие в "Борисе Годунове", типы бытовые, как в "Капитанской дочке" и во множестве других образов, мелькающих в его стихотворениях, в рассказах, в записках, даже в "Истории Пугачевского бунта". Главное же, что надо особенно подчеркнуть, - это то, что все эти типы положительной красоты человека
русского и души его взяты всецело из народного духа.

Ведущий
Брошенное из толпы после того, как Достоевский закончил "Пушкинскую речь", "Пророк! Пророк!" прочно вошло в сознание миллионов его читателей.

Чтение стихотворе-ния Пушкина "Пророк"
    Духовной жаждою томим,
   В пустыне мрачной я влачился, --
   И шестикрылый серафим
   На перепутье мне явился.
   Перстами легкими как сон
   Моих зениц коснулся он.
   Отверзлись вещие зеницы,
   Как у испуганной орлицы.
   Моих ушей коснулся он, --
   И их наполнил шум и звон:
   И внял я неба содроганье,
   И горний ангелов полет,
   И гад морских подводный ход,
   И дольней лозы прозябанье.
   И он к устам моим приник,
   И вырвал грешный мой язык,
   И празднословный и лукавый,
   И жало мудрыя змеи
   В уста замершие мои
   Вложил десницею кровавой.
   И он мне грудь рассек мечом,
   И сердце трепетное вынул,
   И угль, пылающий огнем,
   Во грудь отверстую водвинул.
   Как труп в пустыне я лежал,
   И бога глас ко мне воззвал:
   "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
   Исполнись волею моей,
   И, обходя моря и земли,
   Глаголом жги сердца людей".

Ведущий
Рано утром 28 января 1881г. Ф.М. разбудил жену со словами: "Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь осознал, что я сегодня умру", - просил прочесть Евангелие, то самое, подаренное Натальей Дмитриевной Фонвизиной в Тобольске, открылась третья глава от Матфея И вспомнилось ему, как познакомился он с Анной Григорьевной.

Ведущий
Достоевский позвал детей и "говорил с ними о том, как они должны жить после него, как должны любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им". Вечером того же дня его не стало.


Звучит 6 симфония Чайковского.
"Герои Достоевского" читают стихотворение-посвящение Достоевскому.
Его улыбка - где он взял её? Согрела всех мучительно - влюблённых,
Униженных, больных и оскорблённых.
Истерзанных и духом исступлённых.
В целебное он превратил
Все мукой опрокинутые лица,
Все чрез него познали оправданье,
И – человек почти обожествлён.



src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js" type="text/javascript"Рисунок 2Описание: Описание: C:\Users\User\Desktop\литер гостиная\DSCN0723.JPG