Работа по развитию речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.
Фразеологические обороты. Развитие речи в начальной школе.
Барашкина А.М., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППС Кировского района СПб
На своих занятиях школьные логопеды стараются сделать речь ребят богатой, образной, четкой. Использование фразеологических оборотов на логопедических занятиях является прекрасной возможностью для речевого, умственного и эмоционального развития ребенка. Фразеологизмы – совер-шенно уникальное явление и большое богатство русской речи. Словарь фразеологизмов включает в себя огромное количество устойчивых выраже-ний, которые активно используются в обиходно-бытовых и социально-поли-тических сферах. Появляются новые фразеологизмы, без знания которых будет затруднено адекватное понимание информации из современных СМИ.
Фразеологические обороты придают речи образность, эмоциональную окраску и усиливают смысл сказанного. Поскольку фразеологических оборотов очень много и учащиеся испытывают затруднения, работа над усвоением этих образных выражений не ограничивается несколькими заня-тиями и ведется по разным направлениям. Общий смысл этих образных выражений сложно понять, опираясь только на значения отдельно взятых слов. В начале учебного года логопед знакомит учащихся с понятием «фразеологический оборот», затем вместе с учениками анализирует и объясняет значение, учит понимать и точно использовать в речи. На протяжении всего учебного года логопед использует творческие задания на материале фразеологической лексики.
Предлагаем практический материал для проведения занятий по развитию речи учащихся младших классов. - карточки (с одной стороны, которых изображены герои устойчивых выражений, а с другой правильное объяснение).
- карточка ТЕМА «РУКИ» - соедини стрелочкой, например:
«Руки опустились»Нарваться на плохое настроение
«Золотые руки»Большое желание что-то сделать
«Не покладая рук»Нет сил и времени доделать работу
«Руки чешутся»Умело делает любую работу
«Попасть под горячую руку»Усердно трудиться
- карточка ТЕМА «УШИ» –«за уши не оттащить», «уши вянут», «влюбиться по уши»,
- аналогичные карточки («НОС», «ЯЗЫК», «МЕДВЕДЬ», «САПОГИ» и пр.)
- карточка «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ_АНТОНИМЫ»
«За тридевять земель»«Стреляный воробей»
«Хоть пруд пруди»«Черепашьим шагом»
«Как на пожар»«Капля в море»
«Желторотый птенец»«В двух шагах»
- карточка «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ_СИНОНИМЫ»
«Водить за нос»«Ни то ни се, так себе»
«Не отрывать глаз»«Обводить вокруг пальца»
«Ни рыба, ни мясо»«Плевать в потолок»
«Считать ворон»«Не сводить глаз»
- карточка «ИСПРАВЬ ОШИБКИ!»
«Губы заговаривать», «встать не с той руки», «с курицы вода»
- карточка «ИСПРАВЬ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ!»
Таня красиво, как курица лапой, написала письмо.
Мы хорошо поработали, сложа руки.
Картина была мрачная и унылая, глаз не оторвать.
Черепаха ползла, сломя голову.
- карточка «ВСТАВЬ НУЖНОЕ ПО СМЫСЛУ»
Палец в . . . не клади
Делать из . . . слона
Смотреть сквозь . . . очки
Два . . . пара
-чтение, прослушивание и придумывание предложений и текстов с фразеологизмами, объяснение их смысла.
Благодаря этим несложным и творческим заданиям ребята научатся без труда понимать фразеологические обороты и умело использовать их в живом общении. Их речь станет более образной, доказательной и яркой.
\Список используемой и рекомендованной литературы.
Розе Т.В. Фразеологический словарь для детей. М., 2014
Словарь фразеологизмов / Сост.А.М.Котова. М., 2013