Разработка урока по теме: Г,Куликов
Тема: Г.Куликов. "Как я влиял на Севку"
Цель: Формирование навыков чтения через приёмы критического мышления.
Задачи:
-развивать речь, обогащать словарный запас, развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел автора;
-воспитывать правильное отношение к таким аспектам как, дружба, взаимовыручка, товарищество, умение работать в группах.
Ход урока
1.Организационный момент.
1.Подготовка к уроку. Приветствие гостей.
Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться: ”Доброе утро!”Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро приветливым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.
Ну и, конечно же всё зависит от нашего настроения. Сейчас проверим, какое оно у вас в данный момент.
Эмоциональный настрой «Настроение»
-Ребята, у каждого из вас 2 фигурки человечков синего и жёлтого цвета. Выберите человечка, который вам нравится в данный момент. Кто выбрал жёлтого человечка, у того настроение жизнерадостное и активное, а кто выбрал синего человечка, у того настроение спокойное, возможно даже грустное.
Я надеюсь, что этот урок поднимет ваше настроение на весь оставшийся день.
А поднимает настроение хорошая песня. Просмотр видеоролика про дружбу.
Ребята, просмотрев видеоролик, обратите внимание на название своих команд. Дружба,приятель,товарищ. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Да, сегодня мы продолжим изучение раздела о настоящей дружбе.
2.Опрос домашнего задания. Тесты на знание произведений раздела (сейчас посмотрим, как вы внимательно читали произведения этого раздела). Взаимопроверка. Оценка с помощью смайликов (дорисовать улыбки смайликам соответственно вашим оценкам: Если ошибок нет смайлик улыбается, ему очень весело, если одна ошибка, то улыбается, но уже не так весело, если больше двух ошибок, смайлику уже грустно).
3.Работа в группах (составление кластеров)
Вернёмся к нашим улыбчивым человечкам. Ребята, посмотрите ещё раз на наши фигурки. В начале урока мы определили, что жёлтый человечек у нас жизнерадостный, активный, а синий грустный, тихий, угрюмый. Фигурка какого цвета больше соответствует другу? Но настоящий друг должен быть не только весёлым и активным. Он должен обладать и другими качествами. Какими, вы сейчас определите в группах (наклеиваем жёлтого человечка в центр листа, затем раскрыть конверт с различными качествами человека. Вы приклеиваете рядышком те качества, которые, по вашему, соответствуют настоящему другу). Опросить тех, кто закончил первым и взялся в группе за руки. Ребята, а может ли настоящий друг повлиять на вас?
4.Подготовка к восприятию произведения.
Сегодня на уроке мы начнем с вами читать отрывок из произведения Геомара Георгиевича Куликова "Как я влиял на Севку. Раньше мы не встречались с этим писателем, но некоторым ребятам я для урока поручила провести исследовательскую работу- раздобыть информацию об этом авторе. Давайте послушаем наших ребят из «Информ-бюро»
Родился 28 мая 1924 года в Москве. Сначала они жили в Кирове, где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской обл. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой отечественной войны. В 1943 году отправился добровольцем на фронт. Участвовал в боевых действиях сначала как радист, затем как переводчик. Награжден орденом Красной звезды.
По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. С 1951 года работал редактором Всесоюзного радио. В 1956 году начал публиковать рассказы и заметки в юношеских журналах - "Пионер", "Юный натуралист" и др. В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов "Переходящий кубок"
Герои рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты - разнообразные происшествия в школе, среди друзей и т.д. Однако каждый рассказ по-своему хорош и запоминаем - благодаря яркому юмору. Еще одна книга на школьную тему - "Как я влиял на Севку" - в советские годы стала очень знаменитой наравне с повестями Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой. По повести было сделано несколько радиопостановок. Тонкий юмор книги, забавные приключения героев не оставляют равнодушными и сегодняшних школьников.
С середины 60 годов Геомар Куликов полностью посвящает себя писательскому творчеству.. Главным героем большинства повестей становятся дети, глазами которых и показывается то или иное историческое событие. Занимательный сюжет и яркие запоминающиеся характеры делают каждую книгу не только познавательным, но и очень интересным чтением.
- А теперь мы проверим, что вы запомнили о жизни писателя. У нас в классе присутствует журналист, который подготовил вам вопросы для интервью.
5. Работа с текстом по ходу чтения.
Диалог с автором.
Вы помните, чтобы лучше разобраться и осознать, о чем читаем, мы используем прием "Диалог с автором". (Какие вы бы вопросы сами задали автору?)
Кто это я? От чьего имени ведется повествование?
Кто такой председатель совета отряда? Что мы узнали об Игоре Булавине? Какой он? Какие нотки должны звучать в его голосе?(серьезность, строгость, командирский тон) Располагает он к себе? Почему?(зазнается, дает задание не спрашивая мнения Горохова)
Что значит кандидатура? Кого из повести Э. Успенского напоминает Игорь?(товарища Помидорова) А где ребята могли вести такую работу "слушали и постановили"? (на пионерском сборе)
Кто такой Всеволод Мымриков? Почему Игорь называет его так официально?
Почему на него надо влиять?
Что значит читать нотации и морали?
Прочитайте последнюю реплику рассказчика. Что она обозначает? Как она характеризует героя? (готов помочь)
Какие вопросы к автору вы дописали дома?(2 вопроса)
Работа над образом Севки.
Что из 1части мы узнали о самом Севке? Почему автор повести так пренебрежительно называет его "Севка"? Какой прием использовал автор дав Севке такую смешную фамилию(говорящая фамилия, мымра - скучный, мрачный, неинтересный человек) А такой ли на самом деле Севка мы узнаем из 2 части. Читаем без комментариев.
У вас на столах лежат листы. Возьмите лист 1. Прочтите задание.
Подчеркните из перечисленных черт характера только те , которыми по -вашему мнению обладает Мымриков.
отличный ученик
постоянно скучающий на уроке
серьезный
нарушитель дисциплины
обидчивый
смешной
обладает актерскими способностями
неунывающий
активно работает на уроках
А как вы думаете, какие черты характера Севки подсмотрены Куликовым у детей? А вы так делаете?
Кто хочет побывать в роли Мымрикова и изобразить его поведение на уроке?
Развитие умения видеть информацию данную в неявном виде, "читать между строк"
На что потратил урок Севка, мы увидели. А на что его потратил рассказчик? Не боитесь ли вы, что наш спаситель отстающих, сам превратится в отстающего?
Для чего же Костя Горохов весь урок смотрел на Севку?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Писатель нам не дает прямого ответа на этот вопрос. Попробуйте 1-2 предложениями записать свой ответ (зачитывают 2-3 ученика).
Чтение 3 части (работа с карандашом).
В этой части, мы попробуем увидеть, какие языковые средства использовал автор. А с какими изобразительно - выразительными средствами мы уже знакомы? (фразеологизмы, сравнения, гиперболы, олицетворение) По ходу чтения работаем с карандашом , ищем языковые средства.
Озвучьте, что вы подчеркнули. Возьмите лист 3. Маленький тренинг на понимание того, что вы выделили:
Как ты понимаешь выражение "голыми руками не возьмешь"?
Выдели галочкой нужный ответ.
нужно одеть что-то на руки
будет непросто справится
не трогай, горячо
Допиши слово: Мне дали поручение _________________тебя.
поднять
приблизить
подтянуть
Какие фразеологизмы вы еще подчеркнули, допишите:
___________________________________________________
___________________________________________________
Найдите в тексте и выпишите, какую тактику решил использовать рассказчик, чтобы наладить контакт с Мымриковым?
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Подведение итогов.
Мы прочитали первую главу, можете ли вы спрогнозировать как будут развиваться события в повести?
Захотелось ли вам прочитать повесть полностью?
Домашнее задание.
Прочитать 2 главу, и подумать, какие проблемы поднимает автор в этой главе.
На столах у вас лежат 3 кружка:
синий - урок был интересный
зеленый - урок познавательный
красный - урок поучительный
Оцените нашу с вами работу на уроке. Спасибо за внимание.