Конспект по литературному чтению Г.Куликов №Как я влиял на Севку 4 класс
чтен. Учитель: Шушан С.Ю. 4класс дата___________
Тема: Г.Куликов «Как я влиял на Севку» (1 урок из 2х) «Лит.чт.», 1 часть, Алматыкiтап, 2015г, стр.31-35.
Г.Куликов «Как я влиял на Севку» (отрывки из повести).
Проверочная работа. (тест по «Поэтический родник».)
Цель: Знать биографию автора, содержание отрывка «Как я влиял на Севку»
Ход
I. Мотивационно-целевой этап: 1) Организационный момент. 2) Эмоциональный настрой на работу.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
3) Подготовительный этап.
Чтение дополнительной литературы "про себя" с кратким изложением прочитанного за 3-5 минут.
Дыхательная гимнастика. Упражнение "Свеча" "3 свечи" "Именинный пирог" "33 Егорки"
Речевая разминка.
а) постановка логического ударения на разных словах (интонирование)
Подай мне деревянную ложку!
б) чтение с повышением и понижением голоса
в) работа над дикцией.
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька c Санькой Соньку на санках.
Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава.
Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескороговорил.
4) Определите имя писателя. (МАРГО +Е=ГЕОМАР)
5) Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы начнем с вами читать отрывок из произведения Геомара Георгиевича Куликова "Как я влиял на Севку" Раньше мы не встречались с этим писателем.
-Называется его отрывок повести «Как я влиял на Севку».
-Предположите события, ход сюжета.
По заголовку повести можно предположить о чем будет идти речь? Влиять-что это значит? Давайте узнаем как же будет происходить это влияние.
2. Операционный этап. 1) с.31-чтение сведений о нём.
Дополнения учителя.
Геомар Георгиевич Куликов родился в 1924 году в Москве. Сначала они жили в Кирове, где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской обл. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой отечественной войны. В 1943 году отправился добровольцем на фронт. Участвовал в боевых действиях сначала как радист, затем как переводчик. Награжден орденом Красной звезды.
По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. С 1951 года работал редактором Всесоюзного радио. В 1956 году начал публиковать рассказы и заметки в юношеских журналах - "Пионер", "Юный натуралист" и др. В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов "Переходящий кубок" Герои рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты - разнообразные происшествия в школе, среди друзей и т.д. Однако каждый рассказ по-своему хорош и запоминаем - благодаря яркому юмору, выразительным образам. Еще одна книга на школьную тему - "Как я влиял на Севку" - в советские годы стала классикой школьного жанра наравне с повестями Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой. По повести было сделано несколько радиопостановок. Тонкий юмор книги, забавные и одновременно жизненные приключения героев и в целом жизнеутверждающий настрой повести не оставляют равнодушными и сегодняшних школьников.
С середины 60 годов Геомар Куликов полностью посвящает себя писательскому творчеству. В этот период в свет вышло 6 исторических повестей: "Повесть о Демидке и медной копейке", "Тайный гонец", "Юрьев день", "У Дона Великого на берегу", "Пушкарь Собинка", "Спокойствие не восстановлено". Все они посвящены истории России, таким значимым ее моментам, как Куликовская битва, стояние на Угре, "медный бунт" и т.д. Главным героем большинства повестей становятся дети, глазами которых и показывается то или иное историческое событие. Занимательный сюжет и яркие запоминающиеся характеры делают каждую книгу не только познавательным, но и очень интересным чтением. Умер в 1996г.
2) Образцовое чтение отрывка с.31-35 (Кто был прав из предсказателей?)
Анализ по вопросам:
-Какое поручение дали герою рассказа? Кто его дал?
-Что ты знаешь о пионерах и пионерских отрядах?
-Почему Вовка Краснопёров сказал, что возиться с Севкой – дохлое дело?
Какую характеристику ты бы дал Севке Мымрикову? Нравится ли он тебе?
-Объясните выражение «Голыми руками его не возьмёшь».
Какая блестящая идея осенила героя рассказа?
-Как ты думаешь, Севка сам будет делать уроки?
--Какой момент изображён на рисунке? Прочти.
-Как Севка выполнил поручение?
-Подумай, а как бы ты смог помочь другу в учёбе?
или
Работа с текстом по ходу чтения.
Диалог с автором.
Вы помните, чтобы лучше разобраться и осознать о чем читаем мы используем прием "Диалог с автором". (в ходе чтения идут ответы на вопросы)
Кто это я? От чьего имени ведется повествование?
Кто такой председатель совета отряда? Что мы узнали об Игоре Булавине? Какой он? Какие нотки должны звучать в его голосе?(серьезность, строгость, командирский тон) Располагает он к себе? Почему? (зазнается, дает задание не спрашивая мнения Горохова)
Что значит кандидатура? А где ребята могли вести такую работу "слушали и постановили"? (на пионерском сборе)
Кто такой Всеволод Мымриков? Почему Игорь называет его так официально? Почему на него надо влиять?
Что значит читать нотации и морали?
Прочитайте последнюю реплику рассказчика. Что она обозначает? Как она характеризует героя? (готов помочь)
Какие вопросы к автору?(2 вопроса)
3) Повторное чтение. Работа над образом Севки.
Что мы узнали о самом Севке? Почему автор повести так пренебрежительно называет его "Севка"? Какой прием использовал автор дав Севке такую смешную фамилию (говорящая фамилия, мымра - скучный, мрачный, неинтересный человек) А такой ли на самом деле Севка? Читаем без комментариев.
У вас на столах лежат листы. Возьмите лист 1. Прочтите задание.
Подчеркните из перечисленных черт характера только те, которыми по -вашему мнению обладает Мымриков.
отличный ученик
постоянно скучающий на уроке
серьезный
нарушитель дисциплины
обидчивый
смешной
обладает актерскими способностями
неунывающий
активно работает на уроках
-А как вы думаете, какие черты характера Севки подсмотрены Куликовым у детей? А вы так делаете?
-Кто хочет побывать в роли Мымрикова и изобразить его поведение на уроке?
Развитие умения видеть информацию данную в неявном виде, "читать между строк" Возьмите лист 2.
-На что потратил урок Севка, мы увидели. А на что его потратил рассказчик? Не боитесь ли вы, что наш спаситель отстающих, сам превратится в отстающего?
Для чего же Костя Горохов весь урок смотрел на Севку?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Писатель нам не дает прямого ответа на этот вопрос. Попробуйте 1-2 предложениями записать свой ответ (зачитывают 2-3 ученика).
Чтение 3 части (работа с карандашом).
В этой части, мы попробуем увидеть, какие языковые средства использовал автор. А с какими изобразительно - выразительными средствами мы уже знакомы? (фразеологизмы, сравнения, гиперболы, олицетворение) По ходу чтения работаем с карандашом , ищем языковые средства.
Озвучьте, что вы подчеркнули. Возьмите лист 3. Маленький тренинг на понимание того, что вы выделили: (кадр 6)
Как ты понимаешь выражение "голыми руками не возьмешь"?
Выдели галочкой нужный ответ.
нужно одеть что-то на руки
будет непросто справится
не трогай, горячо
Допиши слово: Мне дали поручение _________________тебя.
поднять приблизить подтянуть
Какие фразеологизмы вы еще подчеркнули, допишите:
___________________________________________________
___________________________________________________
Найдите в тексте и выпишите какую тактику решил использовать рассказчик, чтобы наладить контакт с Мымриковым?
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Подведение итогов. Мы прочитали первую главу, можете ли вы спрогнозировать как будут развиваться события в повести?
Захотелось ли вам прочитать повесть полностью?
Домашнее задание. Прочитать 2 главу, и подумать, какие проблемы поднимает автор в этой главе.
На столах у вас лежат 3 кружка:
синий - урок был интересный
зеленый - урок познавательный
красный - урок поучительный
чтен. Учитель: Шушан С.Ю. 4класс дата___________
Тема: Г.Куликов «Как я влиял на Севку» (2урок из 2х) «Лит.чт.Книга для чтения», Алматыкiтап, 2015г, стр.15-21.
Г.Куликов «Как я влиял на Севку» (отрывки из повести).
Цель: Знать биографию автора, содержание отрывка «Как я влиял на Севку» (3часть)
Задачи: формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать, формировать умение давать оценки происходящему, характеристики действующим лицам, формировать умения видеть особенности языка писателя;обогащать словарный запас за счет знакомства с фразеологизмами, развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел автора;
Ход
I. Мотивационно-целевой этап: 1) Организационный момент. 2) Эмоциональный настрой на работу.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня мы продолжаем работу над произведением Геомара Куликова «Как я влиял на Севку». И начнем нашу работу с проверки домашнего задания.3) Проверка домашнего задания. - Кто главные герои повести?Прочитав текст, какие черты характера можем отметить у двух мальчиков Всеволода Мымрикова и Константина Горохова? Работа в парах. У вас на столе лежит листочек В первый столбик выпишите черты характера, которыми по вашему мнению обладает Всеволод Мымриков, а во второй столбик – черты характера, которыми обладает Константин Горохов. - отличный ученик- постоянно слушает учителя- серьёзный- нарушает дисциплину- обидчивый- смешной- обладает актерскими способностями- неунывающий- активно работает на уроке- Как же собирался рассказчик «влиять» на Севку мы узнаем, прочитав 3 главу 1 части.(Чтение по ролям)Анализ прочитанного: - Как вы понимаете выражение «голыми руками не возьмешь»?
- Каким увидели Севку прочитав 3 часть?- Что вы узнали из третьей части о рассказчике?- Вырос ли его авторитет в глазах Севки? Докажите словами из учебника. («Оказывается, и среди отличников есть ничего ребята».)- А вот придет ли Севка заниматься мы узнаем прочитав следующую главу.Физминутка:
А теперь, ребята, встали!Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влево,Тихо сели, вновь за дело.4) Чтение образцовое. Вопросы после чтения.- Как зовут рассказчика?- Кто же такой Котик? Почему его так называют?- Какие чувства испытывает наш герой, рассказывая о себе? (Он возмущен поведением взрослых, ему кажется, что его унижают, он страдает, мучается от излишнего внимания).- Как относятся родители к новым знакомствам Кости?- По какому принципу живет Севка? (Делаю то, что хочу.)Итог урока: - Хочется ли вам читать дальше?- Какие чувства испытываете вы по отношению к героям повести?Домашнее задание: Прочитать 2 часть подготовиться читать по ролям.