Программа кружка Юный турист 1-2 год обучения
МБОУ «Ленская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю______
Директор школы:
Накарякова Т. А.
Кружок
«Юный турист»
для спортивно – оздоровительных
групп 1–11 класс
Тренер – преподователь:
Чернышова Екатерина
Александровна
Ленск,2012
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа занятий туристического объединения ДТДМ на базе Ленской средней школы направлена на развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни, на ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых туристам и путешественникам.
Цели:
- получение теоретических и практических знаний, необходимых для участия в пешеходных и лыжных походах;
- привлечение учащихся к регулярным занятиям, как важному средству укрепления физического развития и здоровья;
- развитие оздоровительной и спортивно – массовой работы в коллективах общеобразовательных учреждений;
- формирование устойчивого интереса к самостоятельным занятиям в школе и дома и сознательного отношения к ним;
- воспитание и проверку морально-волевых качеств: дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, аккуратности, честности, силы воли, мужества, а также физической подготовленности и тренированности
Задачи:
- составлять план похода и разработать его маршрут;
- фиксировать наблюдения;
- ориентироваться в незнакомом месте при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;
- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготавливать простейшее туристическое снаряжение;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- делать пешие и лыжные переходы с грузом;
- вязать узлы;
- отработке приемов страховки и самостраховки;
- применять основные и вспомогательные веревки, карабины;
- вести наблюдение за погодой и делать прогнозы;
- систематизировать наблюдения и коллекционировать собранные материалы;
На базе туристического объединения формируются команды для участия в районных и областных соревнованиях по технике пешего, лыжного туризма, спортивного ориентирования и организации поисково - спасательных работ.
В туристическое объединение записываются все желающие. Участники туристического объединения должны получить разрешение врача на участие в походах, районных и областных соревнованиях.
Теоретические, практические занятия, а также занятия по общей физической подготовке проводятся в спортивном зале Ленской средней школы.
Для оценки результатов реализации программы дополнительного образования организовать индивидуальные зачетные соревнования по пройденному курсу.
Учебно – тематический план 1–й год занятий
№
Наименование разделов
Кол – во часов
всего
теория
практика
1. Введение
1.1
Оздоровительная роль туризма
2
1
1
1.2
Правила поведения юных туристов
4
1
3
6
2
4
2. Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста
2.1
Основы безопасности в природной среде
2
1
1
2.2
Основы безопасности дома и в школе
2
1
1
2.3
Личное снаряжение и уход за ним
4
-
4
2.4
Личная гигиена юного туриста
3
1
2
2.5
Питьевой режим на туристической прогулке
2
-
2
2.6
Групповое снаряжение и уход за ним
4
1
3
2.7
Индивидуальный и групповой ремонтный набор
2
1
1
2.8
Организация биваков и охрана природы
7
1
6
2.9
Установка палаток
4
-
4
2.10
Туристическая группа на турпрогулке
6
2
4
36
8
28
3. Азбука топографии
3.1
Мой дом, моя школа, школьный двор
4
1
2
3.2
План местности
4
1
2
3.3
Условные знаки
4
1
2
3.4
Ориентирование по сторонам горизонта
4
1
2
12
4
8
4. Туристическое и экскурсионное ориентирование
4.1
Ориентирование на местности
8
2
6
4.2
Виды туристического ориентирования
4
1
3
4.3
Способы отметки на КП
4
1
3
4.4
Экскурсионное ориентирование
4
1
3
20
5
15
5. В гостях у доктора Айболита
5.1
Оказание первой доврачебной помощи
5
1
4
5.2
Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
3
1
2
5.3
Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
3
1
2
5.4
Способы транспортировки пострадавшего
5
1
4
16
4
12
6. Основы краеведения
6.1
Родословие
3
1
2
6.2
Земляки
5
1
4
6.3
Природное население
6
2
4
№
Наименование разделов
Кол – во часов
всего
теория
практика
14
4
10
7. Азбука спортивно – оздоровительного туризма
7.1
Пешеходный туризм
20
2
18
7.1.1
Полоса препятствий пешеходного туризма
9
1
8
7.1.2
Туристские узлы и их применение
3
1
2
32
4
28
8. Общая физическая подготовка
8.1
Общая физическая подготовка и оздоровление организма
6
1
5
6
1
5
9. зачетный летний однодневный поход ( вне сетки часов)
Итого
144
32
112
Учебно – тематический план 2 – й год занятий
№
Наименование разделов
Кол – во часов
всего
теория
практика
1. Введение
1.1
Познавательная роль туризма
2
1
1
1.2
Правила поведения юных туристов
4
1
3
6
2
4
2. Туристско – бытовые навыки юного туриста
2.1
Основы безопасности в природе
2
1
1
2.2
Основы безопасности дома и в школе, в микрорайоне
2
1
1
2.3
Уход за личным снаряжением
3
1
2
2.4
Личная гигиена туриста
2
1
1
2.5
Питьевой режим на туристической прогулке
1
-
1
2.6
Уход за групповым снаряжением
5
1
4
2.7
Индивидуальный и групповой ремонтный набор
2
-
2
2.8
Организация биваков и охрана окружающей среды
3
1
2
2.9
Типы костров
4
-
4
2.10
Установка палаток
6
-
6
2.11
Туристическая группа в строю
2
-
2
32
6
26
3. Основы топографии
3.1
Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение
6
-
6
3.2
План местности
4
1
3
3.3
Условные топографические знаки
7
1
6
3.4
Компас и его устройство
1
-
1
3.5
Ориентирование по компасу
5
1
4
3.6
Ориентирование по плану
7
1
6
30
4
26
4. Туристическое и экскурсионное ориентирование
4.1
Ориентирование на местности
5
1
4
4.2
Виды туристического ориентирования
17
1
16
4.3
Способы отметки на КП
4
-
4
4.4
Экскурсионное ориентирование
4
-
4
30
2
28
5. В гостях у доктора Айболита
5.1
Оказание первой доврачебной помощи
4
1
3
5.2
Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
2
-
2
5.3
Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
2
-
2
5.4
Способы транспортировки пострадавшего
5
1
4
13
2
11
№
Наименование разделов
Кол – во часов
всего
теория
практика
6. Основы краеведения
6.1
Родословие
3
1
2
6.2
Земляки
5
1
4
6.3
Природное население
10
2
8
18
4
14
7. Спортивно – оздоровительный туризм
7.1
Пешеходный туризм
26
2
24
7.1.1
Полоса препятствий пешеходного туризма
9
1
8
7.1.2
Туристские узлы и их применение
4
1
3
7.2
Лыжный туризм
20
2
18
59
6
53
8. Общая физическая подготовка
8.1
Общая физическая подготовка и оздоровление организма
28
1
27
28
1
27
9. зачетный летний однодневный поход ( вне сетки часов)
Итого
216
27
189
Содержание программы
1 – й год обучения
Введение
Оздоровительная роль туризма
Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира) для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно – мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
Практическое занятие. Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениям (туристско – спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
Правила поведения юных туристов
История и традиции выполнения общественно полезных дел юными туристами. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристических прогулках.
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на Учебно – тренировочном полигоне, в парке (лесу), рассказ о порядке хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле - здоровый дух», «Чистота – залог здоровья».
Подготовка и участие в туристических прогулках, экскурсиях; в спортивно – оздоровительных состязаниях, играх и соревнованиях.
Практические занятия. Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности.
Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста
Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдения тишины при участии в туристической прогулке, экскурсии в лес, взаимопомощь в тургруппе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в лесу при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной среде с представителями животного мира.
Основы безопасности дома и в школе
Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях. Музеях. Правила обращения с колюще – режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Знание телефонов аварийных служб.
Практическое занятие. Игры на темы: «что делать в случае. (задымления, обнаружения очагов возгорания и пр.)?».
2.3 Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, участия в экскурсии: рюкзачок и требования к нему; обувь; требования к одежде (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, Ветровка, головной убор и прю); личная посуда; средства личной гигиены; требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.
Практические занятия. Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в туристических мероприятиях.
2.4 Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на турпрогулках, при организации перекусов. Личная гигиена при занятиях физическими упражнениями. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара тургруппы.
Практические занятия. Упаковка продуктов питания для организации перекуса. Личная гигиена на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы.
2.5 Питьевой режим на туристической прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Выносливость и сила воли, необходимость их формирования при занятиях туризмом. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время турпрогулки. Закрепление навыков подготовки запасов воды для питья и рационального ее расходования во время прогулки. Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время прогулки.
2.6 Групповое снаряжение и уход за ним
Групповое снаряжение: котелки, таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение, устройство палаток и уход за ним. Стойки и колышки для палатки. Снаряжение для наблюдения за природой и выполнение простейших краеведческих, исследовательских заданий. Маршрутные документы и схемы для прогулки. Требования к уходу за снаряжением.
Практические занятия. Упаковка и распределение группового снаряжения для турпрогулки между участниками. Завхоз группы по снаряжению и его обязанности на прогулке. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применение его во время прогулки.
2.7 Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и прю). Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта личного и группового снаряжения.
Практическое занятие. Способы штопки, наложение заплат. Заклеивание. Пришивание пуговиц и пр.
2.8 Организация биваков и охрана природы
Бивак на турпрогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность. Экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды).
Практические занятия. Планирование места организации бивака по плану местности. Организация бивачных работ. Разбивка лагеря для привала на прогулке.
2.9 Установка палаток
Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.
Практические занятия. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.
Занятие на местности. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.
2.10 Туристическая группа на турпрогулке
Строй туристической группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки. Ритм и темп движения группы во время прогулки. Взаимопомощь в группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Режим дня.
Занятие на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Работа направляющего и замыкающего группы
Азбука топографии
Мой дом, моя школа, школьный двор
Формирование представлений занимающихся о своем доме, школе и школьном дворе; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.
Практические занятия. Экскурсии по зданию школы, кабинетам и другим помещениям.
Занятие на местности. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок.
План местности
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Изображение местности на рисунке, схеме или плане.
Практические занятия. Рисовка занимающимися плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
Занятие на местности. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе. Освоение навыков чтения и движения по схеме школы или школьного двора
Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Юный топограф в туристической группе.
Практические занятия. Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Легенда туристического маршрута. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристической прогулки. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристической прогулке, экскурсии.
Занятие на местности. Составление легенды движения группы условными знаками.
3.4.Оринтирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.
Практическое занятие. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или района школы, пришкольного участка.
4.Туристическое и экскурсионное ориентирование
4.1.Ориентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы передвижения и ориентирование на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и объекты. Рельеф.
Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: временем движения юных туристов, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристической группы, его обязанности и действия на туристической прогулке (экскурсии).
Занятия на местности. Ориентирование с использованием легенды в школе, парке, микрорайоне школы. Ориентирование в парке по дорожно-тропиночной сети.
4.2.Виды туристического ориентирования
Виды туристического ориентирования и их различия. Знакомство с основами правил соревнований по туристическому ориентированию. Права и обязанности участников соревнований. Номер участника и требования к его креплению.
Практические занятия. Умение правильно и надежно крепить номер участника, упаковывать карту (схему) и обеспечивать ее сохранность. Движение по плану (схеме).
Занятие на местности – прохождение маркированного маршрута. Способы маркировки дистанции. Основные правила и условия соревнований туристического (экскурсионного) ориентирования на маркированной трассе. Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
Занятия на местности – прохождение обозначенного маршрута. Обозначенный маршрут на схеме, плане местности. Требования к вниманию участников соревнований на обозначенном маршруте. Основные правила и условия соревнований ориентирования на обозначенном маршруте. Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» совместно с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
Занятия на местности – прохождение маршрутов ориентирования по выбору. Основные правила и условия соревнований туристического ориентирования по выбору. Условия определения победителей на дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути движения (планирование маршрута) и количества контрольных пунктов (КП). Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
4.3.Способы отметки на КП
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на КП: компостерные и карандашные.
Занятия на местности. Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра-состязание на местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП»
4.4.Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные объекты: памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Поиск, выявление, знакомство и нанесение на бумажную основу – план микрорайона школы, улицы, двора, различных памятников и других объектов.
Занятия на местности – экскурсионное ориентирование по легенде. Чтение легенды и движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристической группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под руководством педагога.
5.В гостях у доктора Айболита
5.1.Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи:
- при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
- попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Способы обработки;
- ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
- тошноте и рвоте (отравлении). Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание необходимой помощи;
- солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания.
5.2.Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходимая первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
5.3.Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
Состав медицинской аптечки для туристкой прогулки (индивидуальной и групповой). Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара (медика) группы.
Практическое занятие. Упаковка и маркировка аптечки для туристической прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковка.
5.4.Способы транспортировки пострадавшего
Организация элементарной транспортировки пострадавшего при различных типах простых травм.
Практические занятия. Способы транспортировки пострадавшего на руках. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристической прогулки (похода, экскурсии). Изготовление транспортных средств из курток, штормовок.
Занятия на местности. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных средствах. Взаимопомощь в туристической группе при транспортировке пострадавшего.
6.Основы краеведения
6.1.Родословие
Став семьи воспитанников (родословная). Семейные традиции и семейные праздники. Мой дом. Моя комната.
Практические занятия. Составление (совместно с родителями) генеалогического дерева своей семьи. Рисование на темы: «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка». Рассказ о своих друзьях родителях.
6.2.Земляки
Изучение истории школы «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Интересные люди школы: технические служащие, учителя и выпускники. Знаменитые люди: выпускники школы, ветераны войн. Краеведческие должности: юный историк-краевед, юный краевед-летописец, юный краевед-фотограф.
Практическое занятие. Встреча с интересными людьми, прослушивание их рассказов о туристической (походной) жизни в школьные годы; встреча с ветеранами труда и войн.
6.3.Природное наследие
Растения и животные родного края, микрорайона, парка. Сезонные изменения фауны и флоры школьного двора, микрорайона школы. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные (причудливые) формы рельефа, растений. Голоса птиц и животных живого уголка, своего двора, парка (ближайшего леса), следы из жизнедеятельности в природе. Оказание помощи братьям меньшим (изготовление и установка кормушек для подкормки зимующих птиц). Правила поведения на природе и наблюдение за ней во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведческие задания юных туристов и их выполнение на экскурсии. Краеведческие должности (роли) юных туристов на экскурсии, во время турпрогулки: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, географ, эколог и пр..
Практические занятия. Ведение дневников наблюдений, впечатлений. Рисование зимнего двора, парка.
Занятие на местности. Экскурсии в парк (лес). Выполнение краеведческих заданий(сбор листвы различных пород деревьев, поиск и сбор отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр..).
Экскурсия в природоведческий ли зоологический музей. Соблюдение правил поведения и культуры общения в культурно – зрелищных учреждений. Формирование умения слушать экскурсовода, правильно осматривать экспонаты, помнить цель экскурсии – узнать и увидеть что–то новое, интересное; умения знатоков – краеведов не бояться задавать возникшие в ходе экскурсии вопросы.
7. Азбука спортивно – оздоровительного туризма
7.1 Пешеходный туризм
Способы преодоления простейших естественных препятствий (без туристического специального снаряжения); организация движения группы в лесном массиве; преодоление простых водных преград (ручьев, луж), преодоление крутых склонов; движение по дорогам (дорожкам), преодоление спусков. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие.
Практическое занятие. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствий (без снаряжения).
Занятия на местности. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъемы. Движение по слабопересеченной и равнинной местности. Обработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие. Преодоление естественных завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).
7.1.1.Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)
Естественное и искусственное препятствия. Дистанция соревнований этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствия. Оказание взаимопомощи и взаимовыручки. Личное и командное, в том числе сквозное, прохождение дистанции полосы препятствий. Права и обязанности участника юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.
Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристические узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью «маятника», спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.
7.1.2.Туристические узлы и их применение.
Туристические узлы: прямой, проводник простой, ткацкий. Их свойства, назначение и применение юными туристами в туристических прогулках (походах).
Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению.
Пешеходные прогулки осенью и весной. Соблюдение правил движения в строю на маршруте и отдых на больших и малых привалах.
Наблюдение окружающих объектов природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и искусственной среды. Рассказы юных знатоков природы о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, животных, рельефе местности, водоемах и т. д., о сезонных изменениях в природе в парке (лесе), организация бивака и перекуса на большом привале, проведение подвижных игр и конкурса знатоков. Уборка места организации привала.
8.Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1.Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Комплекс утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости, кроссовая подготовка. Бег с препятствиями и по пересеченной местности. Развитие функциональных возможностей занимающихся (гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание). Развитие силы. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия. Обучение основам техники бега. Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Спортивные игры. Гимнастические упражнения.
Занятия на местности. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Спортивные (в том числе народные) игры.
8.2.Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование занимающихся (вне сетки часов)
Входное тестирование и диагностика (проводится осенью)
Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окружения занимающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.
Практическое занятие. Рисование детей на тему «Моя семья». Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.
Занятие на местности. Проведение в игровой форме тестов с целью определения общего физического и функционального развития воспитанников.
Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной)
Практическое занятие. Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение дневника наблюдений за параметрами физического развития организма занимающихся.
Занятие на местности. Проведение в игровой форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального уровня развития воспитанников за год.
9.Зачетный летний однодневный поход
Движение группы по маршруту протяженностью до 4-5 км с использованием плана местности или спорткарты. Организация лагеря туристической группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре. Сервировка дежурными туристического походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристические и другие игры и состязания. Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка окрестностей от бытового мусора) и др.
Участие в:
- соревнованиях учащихся Кунгурского района по программе ОБЖ «День безопасности детей»;
- обучающая программа «Компас».
Содержание программы
2-й год обучения
1.Введение
1.1.Позновательная роль туризма
Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники и исследователи, их роль в развитии России. Рассказы воспитанников о наиболее ярких впечатлениях, полученных летом в путешествиях, поездках или на экскурсиях. Подведение итогов 1-го года занятий. Беседа с занимающимися о том, кто и как справлялся с туристическими должностями в течение 1-го года, об основных достижениях каждого воспитанника. Постановка целей и задач на новый год. Уточнение интересов и пожеланий, занимающихся на новый год.
Практическое занятие. Рисование или аппликация на тему «Как я отдыхал летом». Оформление воспитанниками газеты из фотографий и рисунков, рассказов о занятиях в объединении в течение 1-го года и их летнем отдыхе.
1.2.Правила поведения юных туристов
Общественно-полезные и личностно-значимые дела юных туристов на экскурсиях и туристических прогулках, выступления занимающихся на туристических состязаниях и соревнованиях.
Проблемы охраны природной среды (зеленой зоны) в микрорайоне и ближайшем окружении – лесе, реке, а также посильное участие юных туристов в их решении.
Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел занимающимися в течение 1-го года занятий по охране природы, помощи престарелым, птицам и животным и участии в туристических состязаниях и соревнованиях.
Знакомство с кодексом чести туриста. Девиз юных туристов: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя».
Выполнение общественных поручений, краеведческих и исследовательских заданий во время прогулок и экскурсий. Подготовка и участие в туристических прогулках, экскурсиях, состязаниях, играх и соревнованиях.
Наблюдение за красотой окружающего мира, знакомство со своим населенным пунктом, лесом или рекой. Формирование чувства прекрасного, чтение книг по истории своего края, уважительное отношение к окружающим людям.
Укрепление своего здоровья.
Практические занятия. Правила поведения участников спортивно – туристских состязаний, соревнований и игр. Их права и обязанности. Ознакомление воспитанников с теми помещениями и сооружениями, где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки. Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности.
2. Туристско – бытовые навыки юного туриста
2.1 Основы безопасности в природне
Правила поведения и соблюдения тишины при участии в туристической прогулке, экскурсии в лес, взаимопомощь в тургруппе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в лесу при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной среде с представителями животного мира. (в зимнее время).
2.2 Основы безопасности дома и в школе, в микрорайоне
Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях. Музеях. Правила обращения с колюще – режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Знание телефонов аварийных служб.
Практическое занятие. Игры на темы: «что делать в случае. (задымления, обнаружения очагов возгорания и пр.)?».правила движения по микрорайону, по улице. (в зимнее время).
2.3 Уход за личным снаряжением
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, участия в экскурсии: рюкзачок и требования к нему; обувь; требования к одежде (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, Ветровка, головной убор и прю); личная посуда; средства личной гигиены; требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением. (в зимнее время).
Практические занятия. Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в туристических мероприятиях.
2.4 Личная гигиена туриста
Правила соблюдения личной гигиены на турпрогулках, при организации перекусов. Личная гигиена при занятиях физическими упражнениями. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара тургруппы. (в зимнее время).
Практические занятия. Упаковка продуктов питания для организации перекуса. Личная гигиена на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы.
2.5 Питьевой режим на туристической прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Выносливость и сила воли, необходимость их формирования при занятиях туризмом. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время турпрогулки. Закрепление навыков подготовки запасов воды для питья и рационального ее расходования во время прогулки. Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время прогулки. (в зимнее время).
2.6 Уход за групповым снаряжением
Групповое снаряжение: котелки, таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение, устройство палаток и уход за ним. Стойки и колышки для палатки. Снаряжение для наблюдения за природой и выполнение простейших краеведческих, исследовательских заданий. Маршрутные документы и схемы для прогулки. Требования к уходу за снаряжением.
Практические занятия. Упаковка и распределение группового снаряжения для турпрогулки между участниками. Завхоз группы по снаряжению и его обязанности на прогулке. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применение его во время прогулки. (в зимнее время).
2.7 Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и прю). Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта личного и группового снаряжения. (в зимнее время).
Практическое занятие. Способы штопки, наложение заплат. Заклеивание. Пришивание пуговиц и пр.
2.8 Организация биваков и охрана окружающей среды
Бивак на турпрогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность. Экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды).
Практические занятия. Планирование места организации бивака по плану местности. Организация бивачных работ. Разбивка лагеря для привала на прогулке. (в зимнее время).
2.9 Типы костров
Основные типы и назначение туристических костров: «шалаш», «колодец», «таежный», «нодья», «звездный». Определение места для костра. Соблюдение правил пожарной безопасности при разведении и поддержании костра. Заготовка дров (охрана природы и правила сбора валежника, сухостоя). Растопка для костра, ее заготовка и хранение. Разведение костров. Обязанности кострового туристской группы. Упаковка спичек и сухого горючего. Таганок, костровой тросик. Транспортировка и упаковка кострового снаряжения. Тушение костров и охрана природы.
Занятия на местности. Участие в заготовке растопки и хвороста в лесу для костра. Оборудование и обустройство костровищ во время прогулки. Участие кострового в разведении костра и заготовке растопки. Приготовление пищи на костре. Сооружение костра для обогрева и сушки.
2.10.Установка палаток
Палатки для туризма и отдыха и их устройство. Колышки и стойки к палатке. Тенты для защиты группы от дождя и ветра. Выбор площадок для установки палатки. Требования к установке палатки и тента на поляне (биваке). Установка и снятие палаток (типа «Зима», «Черепашка» и «Двускатная»). Тенты (верхний и нижний) для палаток. Снятие палаток и ее упаковка для транспортировки.
Практические занятия. Проверка комплектации палаток перед выходом. Установка палаток в спортивном зале (крепление туристскими узлами (петлями) за горизонтальные опоры). Снятие и упаковка палаток.
Занятия на местности. Установка и снятие палаток на местности, защита палаток от дождя.
2.11.Туристическая группа в походном строю
Строй туристской группы во время лыжной туристской прогулки: направляющий (тропящий лыжню) и замыкающий туристской группы, порядок смены направляющего (тропящего). Организация отдыха и привалов на лыжных прогулках. Ритм и темп движения туристской группы на лыжном маршруте. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы прогоночный, промежуточный, для организации перекуса. Распорядок дня на лыжной туристской прогулке.
Занятия на местности. Построение в колонну, организация движения группы во время лыжной прогулки в лесу. Работа направляющего и замыкающего. Туристская лыжная прогулка по парку (лесу).
3.Основы топографии
3.1.Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение
Представления занимающихся о своей школе и школьном дворе, микрорайоне школы и его ближайшем окружении; о назначении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора; о назначении различных помещений в микрорайоне школы (дома): магазины, аптеки, службы быта и пр.
Практические занятия. Составление плана-схемы микрорайона школы и его вычерчивание условными знаками с указанием назначения сооружений. Чтение плана школьного двора и школы.
Занятия на местности. Экскурсия по территории микрорайона школы и ближнему окружению с выяснением назначения различных сооружений (торговые, культурно-досуговые, обслуживающие и пр.) и нанесением их на план местности.
3.2.План местности
Схема и план местности. Топографическая карта. История развития способов изображения земной поверхности на топографических картах. Масштабы планов местности и карт. Изображение рельефа на схемах и планах. Горизонтали. Рельеф и его изображение на картах.
Практические занятия. Рисовка плана (профиля) холма и ямы (оврага) по горизонталям с помощью нескольких стекол и маркеров. Изготовление холма и котловины аппликацией из картона по горизонталям. Формирование умений читать рельеф по спортивной или простейшей топографической карте.
Занятие на местности. Измерение расстояний на местности, в парке, на лесной опушке, берегу реки. Знакомство с изображением форм рельефа на местности и их изображение на картах.
3.3 Условные топографические знаки
Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности и пр. простейшие условные знаки. Знакомство с изображением местности на спортивных картах школьного двора (леса). Обязанности топографа туристской группы.
Практические занятия. Рисовка условных знаков планов местности и спортивных карт. Топографический диктант, кроссворд. Понятие «легенда». Формирование навыков чтения легенды маршрута туристской прогулки, выполненной условными знаками плана местности.
Занятие на местности. Овладение навыком составления легенда и движения группы по легенде, выполненной условными знаками.
Компас и его устройство
Знакомство с компасом – прибором для определения сторон горизонта. Направления С, З, Ю и В на циферблате компаса. Устройство компаса и его работа. История компаса. Виды компасов по их назначению (морские, геологические, спортивные, учебные, горные и пр.). штурман в туристской группе.
Практические занятия. Проведение опыта с намагниченной иглой. Знакомство с компасом для ориентирования на местности и правилами работы с ним.
Ориентирование по компасу
Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование компаса. Определение направлений при помощи компаса. Знакомство с правилами работы с компасом. Контрольный пункт и «призма КП», направление на КП по компасу.
Практическое занятие. Определение направлений на КП, установленных в школьном дворе.
Ориентирование по плану
Овладение навыками чтения плана местности. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование по предметам и линейным ориентирам на местности. Движение по плану. Ориентирование по горизонталям и по рельефу, по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам и пр.
Практическое занятия. Формирование умений и навыков движения по плану школы.
Занятие на местности. Формирование умений и навыков движения по плану в школьном дворе, на местности с использование дорожно – тропиночной сети. Ориентирование по горизонталям и по рельефу, по солнцу, объектам растительного и животного мира. По местным признакам в условиях леса. Речной долины или микрорайона школы.
Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1. Ориентирование на местности
Формирование умений и навыков отслеживания пройденного расстояния на открытой местности и в парке (лесу) временем движения, парами шагов и пр. ориентирование по линейным ориентирам и рельефу, по описанию (легенде) и по азимуту. Просмотр видеофильмов по туристическому ориентированию на местности. Юный разведчик туристской группы. Штурман туристской группы.
Занятия на местности. Ориентирование по легенде с использованием расстояний и направлений сторон горизонта в школьном дворе, в ближайшем парке. Ориентирование по рельефу в парке, микрорайоне школы. Использование линейных ориентиров, троп, дорожек и рельефа для передвижения при ориентировании на местности. Планирование пути движения до нужного КП на дистанции.
4.2.Виды туристского ориентирования
Виды туристского ориентирования (летние и зимние). Соблюдение юными туристами правил соревнований по туристскому ориентированию на местности. Права и обязанности участников соревнований по ориентированию. Элементарные способы изображения легенды КП и их назначение. Карточка участника для отметки на КП и правила пользования ею. Номер участника и требования к его креплению.
Практические занятия. Формирование умений чтения легенды КП и навыка переноски его в карточку участника. Выработка умений и навыков предстартовой проверки правильности (соответствия) карты возрастной группе, количества КП на карте и их номеров в карточке участника. Крепление номера участника, упаковка карты и обеспечение ее сохранности во время соревнований. Выбор оптимального пути (его рисование на карте) до нужного КП по линейным ориентирам (дорожкам, тропам и др.) на старте. Чтение пути движения до КП по выбранному маршруту.
Занятия на местности – прохождение маршрута ориентирования по легенде. Чтение легенды и движение по ней на местности. Отслеживание указанных в легенде объектов (развилок, тропинок), расстояний и направлений (С, З, Ю и В). Работа туристской группы при движении по легенде. Прохождение несложных дистанций группами по 5-6 воспитанников (в сопровождении старшеклассников) в ближнем окружении школы или в парке.
Занятия на местности – прохождение обозначенного маршрута. Требования к вниманию участников соревнований при движении по карте на обозначенном маршруте. Правила и условия соревнований туристского ориентирования на обозначенном маршруте. Прохождение дистанции группами по 5-6 человек в ближнем окружении школы или в парке (в сопровождение старшеклассников).
Занятия на местности – прохождение маршрутов ориентирования по выбору. Правила и условия соревнований туристского ориентирования по выбору. Определение победителей на дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути и количества КП. Прохождение дистанций группами по 5-6 человек в ближнем окружении школы или в парке (в сопровождении старшеклассников).
Занятия на местности – прохождение маршрута ориентирования в заданном направлении. Правила и условия соревнований туристского ориентирования в заданном направлении. Последовательность взятия КП. Прохождение дистанции группами по 5-6 человек в ближнем окружении школы или в парке (в сопровождении старшеклассников или педагога).
4.3.способы отметки на КП
Требования и правила оборудования КП на различных дистанциях туристского ориентирования. Способы отметки на КП: компостерные, карандашные, прокол иголкой. Обязанности спортсмена по сохранности оборудования КП. Способы отметки на маркированной трассе.
Занятия на местности. Обучение отметке на КП: компостером или иглой на маркированной трассе в карточке участника, на карте. Игра-состязание «Отметься на своем КП» на местности (школьный двор, стадион, парк, лес). Формирование скоростных качеств при отметки КП в карточке участника. Определение местонахождения по плану-карте на линейных ориентирах при движении по маркировочной трассе.
4.4.Экскурсионное ориентирование
Занятия на местности – экскурсионное ориентирование по обозначенному маршруту. Выявление по маршруту памятников истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в ближнем окружении микрорайона, школы по их описанию. Нанесение объектов на план маршрута движения по микрорайону под руководством педагога. Соблюдение правил перехода пешеходами улиц при организации движения.
5.В гостях у доктора Айболита
5.1.Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи:
-при простейших ранках и порезах, мозолях. Характеристика ран и травм. Первая необходимая помощь. Способы обработки ран и мозолей. Профилактика мозолей и личная гигиена;
-растяжении, вывихе. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
- ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
-укусах животных или кровососущих насекомых. Правил обработки ран и наложение повязок, действия по оказанию помощи. Профилактика от укусов клещей и других насекомых;
-отравлении. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание необходимой помощи;
- солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания.
5.2.Обработка ранок, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ранок, ссадин, мозолей. Правила наложения повязок и требования к материалам для обработки ран, мозолей и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит»: необходимая доврачебная обработка и наложение повязок.
5.3.Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
Работа санитара группы по комплектованию групповой медицинской аптечки для туристской прогулки. Состав индивидуальной и групповой аптечки. Назначение медикаментов, витаминов и перевязочных материалов, их упаковка и требования к хранению и использованию, сроки хранения медикаментов и их маркировка. Обязанности санитара группы на экскурсии и прогулке. Дневник санитара туристской группы. Медицинские и гигиенические (профилактические) осмотры на туристских прогулках.
Практические занятия. Упаковка и маркировка аптечки. Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки. Игра «Лучший знахарь» (назначение медикаментов и народных средств).
5.4.Способы транспортировки пострадавшего
Организация транспортировки пострадавшего при различных травмах: вывихах, тепловом ударе, отравлении и др. Правила транспортировки пострадавшего по лестницам, склонам (спуски и подъемы) при различных травмах.
Практические занятия. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средства для транспортировки пострадавшего в условиях школы, класса. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок.
Занятия на местности. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок во время туристской прогулки. Транспортировка пострадавшего на пересеченном рельефе на руках, с помощью простейших транспортных средств. Взаимопомощь в туристской группе при транспортировке пострадавшего.
6.Основы краеведения
6.1.Родословие
Ближайшие родственники семьи воспитанников (родословная). Семейные традиции и праздники. География родни. Мой дом.
Практические занятия. Составление совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи. Рассказы о своих друзьях, бабушках, дедушках, дядях, тетях и других родственниках.
6.2.Земляки
Изучение истории школы («Моя школа» и «Мои учителя»), своего населенного пункта. Интересные люди школы, населенного пункта. Знаменитые люди и ветераны войн населенного пункта. Краеведческие должности: юный историк-краевед, юный краевед-летописец, юный краевед-фотограф. Правила общения с ветеранами. Подготовка вопросов. Ведение беседы.
Практические занятия. Встреча с интересными людьми их рассказ о своей туристской жизни в школьные годы; встреча с ветеранами труда и войн. Составление рассказа о впечатлениях от встреч с интересными людьми.
6.3.Природное наследие
Изменения в природе. Растения и животные родного края. Фауна и флора населенного пункта, микрорайона, парка, ближайшего леса. Правила отбора природных материалов для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Выявление и поиск необычных форм растений для выполнения творческих работ. Голоса птиц и животных, открытых и околоводных пространств, следы их жизнедеятельности. Оказание помощи братьям меньшим. Правила поведения и наблюдения за природой во время экскурсии в зимний лес или к реке. Краеведческие задания и их выполнение на зимней экскурсии. Краеведческие должности: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-геолог и т. д. Ведение дневника краеведческих наблюдений. Подведение итогов экскурсии.
7.Спортивно – оздоровительный туризм
7.1.Пешеходный туризм
Естественные и искусственные препятствия. Способы преодоления естественных препятствий без снаряжения и с использованием снаряжения (веревки). Организация движения группы по пересеченной и заселенной местности, преодоление простых водных преград, преодоление крутых склонов, движение вдоль шоссе и по дорогам, спуски и подъемы, траверсы склонов «серпантином». Подъем, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. Подъем и спуск по склонам с использованием судейских перил спортивным способом. Переправа через условное болото по наведенным кладям. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы. Просмотр видеофильмов о преодолении препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении препятствий. Преодоление оврагов, песчаных склонов. Обход преград и препятствий.
Занятия на местности. Техника передвижения: спуски, подъемы по пересеченной и заселенной местности. Отработка практических умений и навыков преодоления препятствий: канав, завалов, оврагов и пр. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Подъем, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков и судейских вертикальных перил. Переправа через условное болото по кочкам. Преодоление простых естественных препятствий (с веревкой). Спуск, подъем по склону спортивным способом с использованием вертикальных наведенных перил (веревки). Переправа через ручей (овраг) по качающемуся бревну 3-4 м. переправа через овраг с использованием «маятника».
Обработка практических умений и навыков преодоления препятствий.
7.1.1.Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)
Технические приемы преодоления препятствия. Правила безопасного преодоления препятствия. Оказание взаимопомощи и взаимовыручки. Командное и сквозное прохождение полосы препятствий. Лидирующий и замыкающий спортсмены. Двое на этапе. Права и обязанности спортсмена-туриста, участника соревнований. Спортивное поведение. Знакомство с элементами разработки тактики прохождения и взаимодействия спортсменов-туристов на дистанции полосы препятствий.
Занятия на местности. Ознакомление с различными вариантами работы и взаимодействия на этапах: переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям; подъем, траверс, спуск по склону с использованием альпенштока; переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление канавы (оврага) на судейском «маятнике», переправа по бревну с наведенными перилами, переправа по качающемуся бревну.
7.1.2.Туристские узлы и их применение
Основные туристские узлы: «прямой», «проводник простой», «проводник восьмерка», «удавка», «встречный» и «ткацкий». Их свойства, назначение и использование. Маркировка веревки для транспортировки.
Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению. Узлы, применяемые для крепления веревки к опоре. Маркировка веревки для транспортировки.
Пешеходные прогулки в лес осенью. Соблюдение правил движения в группе, темпа и ритма движения на маршруте. Организация отдыха на больших и малых привалах. Наблюдение за окружающими объектами природной и искусственной среды города и леса и их сравнение. правил движения в группе, темпа и ритма Движение по пересеченной местности. Движение по лесу, тропам и дорожкам. Составление условными знаками легенды маршрута движения группы всей группой или частью ее участников при помощи педагога. Организация бивака и перекуса на большом привале, проведение подвижных игр и конкурсов. Заготовка в игровой форме хвороста и валежника для организации костра. Уборка территории бивака.
Пешеходные прогулки к водоему, реке весной. Соблюдение правил движения в группе, темпа движения на маршруте и отдыха на больших и малых привалах. Наблюдение окружающих объектов природной и искусственной среды водоема, реки. Движение по склонам и берегу реки. Выбор оптимального пути. Оказание взаимопомощи при преодолении водных преград. Подъем и спуск с использованием альпенштоков. Рассказы юных знатоков природы (деревьев, трав, птиц, животных и . д.) о сезонных изменениях в природе.
7.2.Лыжный туризм
Правильный подбор лыж, лыжных палок и ботинок для занятия туризмом и ориентированием. Управление лыжами на некрутых склонах. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом, повороты на месте, спуски в низкой и основной стойках, подъем ступающим шагом, повороты в движении (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Преодоление простых препятствий (бревна, канавы).
Практические занятия. Подбор лыж и снаряжений для занятия туризмом и ориентированием. Умение правильно одеваться для лыжной прогулки или занятий ориентированием. Управление лыжами на месте: переступание на месте вокруг пяток и носков лыж. Использование мазей, парафинов для улучшения скольжения.
Занятия на местности. Ходьба без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба ступающим и движение скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 1500-2000 м; повороты переступанием; спуски прямо и наискось; подъем скользящим шагом; подъем ступающим шагом; перешагивание препятствий4 игры на лыжах (эстафеты с поворотами до 100 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом в рюкзачке до 3 кг; передвижение в среднем темпе. Овладение умениями и навыками преодоления простых препятствий (бревно, канава)
Лыжные прогулки в лес или парк. Соблюдение правил движения в строю на лыжном маршруте и отдыха на малых привалах. Соблюдение правил поведения зимой на улице (взаимоконтроль). Наблюдение окружающих объектов природной и искусственной среды, поиск следов жизнедеятельности животных и птиц. Рассказы знатоков деревьев, кустарников, трав, птиц, насекомых, животных, рельефа местности, знатоков водоемов и т. д. о сезонных изменениях в природе. Организация большого привала с перекусом. Организация укрытия в зимнем лесу для отдыха (изготовление из снега ветрозащитных стенок, шалашей).
8.Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1.Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Основная цель утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости, кроссовая подготовка. Значение совершенствования выносливости и морально-волевых качеств. Бег с препятствиями и по пересеченной местности, по песчаным склонам. Совершенствование функциональных возможностей занимающихся (гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание). Развитие силы. Соблюдение личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия. Обучение основам техники бега. Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Плавание (освоение одного из способов). Спортивные игры. Гимнастические упражнения. Навыки расслабления мышц после занятий физическими упражнениями.
Занятия на местности. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Спортивные игры. Упражнения на развитие гибкости, быстроты и пластичности.
8.2.психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование занимающихся (вне сетки часов)
Входное тестирование и диагностика (проводится осенью)
Рассказ детей о своих друзьях и одноклассников «Я и мой класс (объединение)». Выявление психолого-педагогического портрета окружения занимающихся в учебном классе (объединение дополнительного образования). Физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.
Практические занятия. Рисование на тему «Мои друзья», «Мой класс». Проведение психолого-педагогических и функционально-физических тестов с целью сопоставления развития занимающихся.
Занятия на местности. Проведение в игровой форме тестов с целью определения общего физического и функционального уровня развития воспитанников.
Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной)
Практическое занятие. Организация самоконтроля за режима дня летом, ведение дневника наблюдений занимающимися (совместно с родителями) за физическим развитием организма.
Занятие на местности. Проведение в игровой форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального уровня развития воспитанников.
9.Зачетный летний однодневный поход
(вне сетки часов)
Движение группы по маршруту протяженностью до 5-6 км с использованием легенды и карты местности или спорткарты. Организация лагеря туристической группы, бивака совместно со старшеклассниками или родителями. Участие в заготовке дров и оборудовании кострища. Приготовление пищи на костре под руководством педагога или старшеклассников (родителей). Туристские и другие игры и состязания («Лучшая команда»). Конкурс знатоков растений на поляне привала. Поиск и выявление интересных объектов природы, истории на маршруте и в окрестностях лагеря группы. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка окрестностей от бытового мусора), общественно полезная работа по благоустройству и охране памятников и пр.
Участие в:
- соревнованиях учащихся Кунгурского района по программе ОБЖ «День безопасности детей»;
- обучающая программа «Компас».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия проходят в спортивном зале Ленской средней школы, методическом кабинете учебного центра ГО ЧС, на территории Кунгурского района.
По результатам конкурсов, соревнований, зачетов – подводятся итоги образовательной программы.
Литература
Алешин В.В. Соревнования по спортивному ориентированию. М., Физкультура и спорт, 1985
Бардин К.В. Азбука туризма. М., просвещение, 1981
Верхало Ю.Н. Снаряжение для горного туризма. М., профиздат, 1987
Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1983
Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. подготовка спортсменов ориентировщиков. М., Физкультура и спорт, 1978
Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. М., Физкультура и спорт, 1974
Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М., Физкультура и спорт, 1987
Заголовок 115