Программа кружка Юный художник (2 года обучения)
Муниципальное общеобразовательное учреждение школа № 8
ПРОГРАММА
кружка "Юный художник"
(2 года обучения)
Разработана:
учителем начальных классов
Холкиной С.А.
г.Кулебаки
2015г.
Содержание программы
Пояснительная записка. ………………………………..2
Общая характеристика программы. .………………….2-5
Ожидаемые результаты. …………………………………5-7
Учебно – тематический план. …………………………7-8
Содержание программы. ………………………………..8-9
Рабочая программа. …………………………………….10-14
Учебно – методическое обеспечение программы. ……15-16
Список литературы. ……………………………………..16
Приложение. …………………………………………….17-23
Пояснительная записка
Направленность программы – художественно – эстетическая.
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство - для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к Абсолютной Красоте.
Внеурочная деятельность в начальной школе является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Один из путей создания условий для развития творческих способностей – кружок «Юный художник».
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.
Общая характеристика программы программы
Программа составлена на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» Д. В. Григорьева, П. В. Степанова (Москва «Просвещение», 2011г.) и сборника программ «Примерная программа внеурочной деятельности» под редакцией В. А. Горского (Москва «Просвещение», 2012г.)
Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной.
Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
Программа направлена на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Художественное образование и эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности формирует навыки изобразительного искусства, умения самостоятельного составления композиций. Обучающиеся знакомятся с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развивают творческие способности, художественные интересы и потребности.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Цель: Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
техническая – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Идет приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения».
Отличительные особенности программы: организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений.
Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.
Учащиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, познавательную, практическую и др
Место в учебном процессе: программа «Юный художник» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 8 до 11 лет. Состав группы постоянный, набор в группу свободный. Срок реализации 2 года.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.
Формы организации занятий :
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Задачи 1 года реализации программы:
совершенствовать художественные умения и навыки
приобщать к миру искусства через практическую деятельность
развивать воображение и навыки сотрудничества
организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
Ожидаемые результаты:
личностные предметные метапредметные
Ориентирование в социальных ролях
Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
Развитие наблюдательности зрительной памяти.
Активное использование в речи терминов. Соблюдение последовательности выполнения работы.
Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
Участие в коллективном обсуждении
Задачи 2 года реализации программы:
учить применять полученные умения и навыки в различных видах художественной деятельности
способствовать проявлению творческой индивидуальности
раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества
обогащать нравственный опыт детей
Ожидаемые результаты :
личностные предметные метапредметные
Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
Развитие художественного вкуса.
Овладение художественными терминами. Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Беседа, опрос, наблюдение
Выставки
Конкурсы
Творческие работы(индивидуальные и творческие)
Арсенал упражнений и техник, используемый на занятиях, многогранен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков),
художественных материалов (различных видов кистей, карандашей, мелков, красок).
В связи с особенностями психофизического развития детей младшего школьного возраста важное место отводится смене видов деятельности учащихся.
Большое внимание уделяется иллюстрированному материалу, наглядным пособиям. Главное – заинтересовать ребенка, ведь заинтересованный человек может быстрее и глубже усвоить учебный материал.
Учебный план.
1 год обучения
№ тема Вид занятия Кол-во часов
1 «Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению 14 ч
2. « Искусство вокруг нас» Рисование на темы 18ч
3. « Всяк мастер на свой лад» Декоративное рисование 12 ч
4. Творческая мастерская Разные техники рисования,
работа с природными материалами , работа с тестом (тестопластика), работа с бумагой. 32 ч
5. Вернисаж Выставка работ, участие в конкурсах, творческие работы. в течение года
Всего: 76 ч
2 год обучения
№п/п тема Вид занятия Кол-во часов
1 «Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению 20ч
2. « Искусство вокруг нас» Рисование на темы 26ч
3. « Всяк мастер на свой лад» Декоративное рисование 10ч
4. Творческая мастерская Разные техники рисования,тестопластика, квиллинг, приемы рисования на компьютере. 20ч
5. Вернисаж Выставка работ, участие в конкурсах, творческие работы. в течение года
Всего: 76 ч
Содержание программы.
1 год обучения
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: рисование осенних цветов, грибное лукошко, натюрморт из овощей и фруктов, рыбки в аквариуме, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенний пейзаж, зимний пейзаж, весенний пейзаж, иллюстрирование сазки, деревянные постройки Руси, предметы старинного быта. эскиз русского костюма, космическое пространство.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, городецкая роспись тарелочки.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование: разные техники рисования (рисование ладошками, пальчиками, кляксография. технака по-сырому, рисование воском); осенние портреты( портрет сказочного героя, а прическа из осенних листьев березы, клена, дуба, соответствует его характеру), работа с тестом(тестопластика), техника «резаной бумаги»
Творческие работы (презентации о творчестве знаменитых русских художников)
Тема № 5 Вернисаж
Выставка работ.Тематическое деление: «Моя школа», «Пейзаж», «Портрет мамы», «Сказка», декоративное рисование, волшебный мир мультфильма. Участие в конкурсах.
2 год обучения
Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры,по памяти, представлению: натюрморт из цветов и фруктов, рисование осеннего неба,изображение моря в разных состояниях, морозные узоры на окнах, рисование с натуры фигуры человека, чучел птиц и животных, цветущая сирень.
Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Рисование на темы: осенние работы в поле, горный пейзаж, художник в цирке, художник в театре, спортивное соревнование: изображение фигуры лыжника или фигуриста, карнавальные костюмы и маски, новогодний школьный карнавал, рисование городской улицы.«Мой город». «Моя семья», портрет друга.
Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование: роспись матрешки Полхов – Майданской росписью, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, роспись русского пряника.
Тема № 4 Творческая мастерская
Лепка, аппликация, моделирование: разные техники рисования(приём «заливка», многослойная живопись, рисование по влажному, рисование воском, рисование мятой бумагой),использование линейной и воздушной перспективы, конструктивное рисование, тестопластика, освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение).
Знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, создание компьютерных рисунков(в группе).
Творческие работы (презентации о творчестве знаменитых русских художников)
Тема № 5 Вернисаж
Выставка работ. Тематическое деление: «Натюрморт», «Новогодний карнавал», «Слава спорту». «Моя семья», «Мой город», декоративное рисование, компьютерные презентации.
Рабочая программа 1 год обучения
№
урока Наименование темы занятия № раздела Количество часов *время проведения может варьироваться, зависит от учебного дня в году
всего часов теория практика
Время проведения учебных занятий
(по месяцам)
1-2
Как стать художником? Рисование на тему «Здравствуй, школа» 2 2 1 1 сентябрь
3-4 «Осенний букет» Использование карандашей в рисовании цветов. 1 2 1 1 сентябрь
5-6 «Волшебные листья» Конструктивное рисование.
1 2 1 1 сентябрь
7-8
9-10 Натюрморт из овощей и фруктов. Рисование с натуры.
1 4 1 3 сентябрь
октябрь
11-12 «Грибное лукошко». Рисование по представлению. 1 2 0 2 октябрь
13-14
15-16 «Осень в саду»Техника «по-сырому».Акварель. 4 4 1 3 октябрь
17-18 Портрет сказочного героя с причёской из осенних листьев.
Рисунок + аппликация. 4 2 0 2 октябрь
19-20
21-22 «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки. 2 4 1 3 ноябрь
23-24
25-26 Иллюстрируем сказки А.С.Пушкина «Золотой Петушок» Рисование ладошками. Акварель. 4 4 1 3 ноябрь
27-28 «Подводное царство» - рисование рыбок. 1 2 1 1 декабрь
29-30 «Весёлые снеговики» Разные варианты формы и украшения. 1 2 0 2 декабрь
31-32 Роспись новогодних шаров. Знакомство с техникой рисования воском. 4 2 1 1 декабрь
33-34
35-36 «Новогодняя ёлка» Техника «рисуем пальчиками» Акварель 4 4 1 3 декабрь
январь
37-38
39-40 «Зимний пейзаж» Техника «Кляксография» 4 4 1 3 январь
41-42
43-44 Хохломская роспись. Лепка ложки из теста, её роспись. 3 4 1 3 февраль
45-46
47-48 Знакомство с элементами Гжели. Лепка чашки из теста, её роспись. 3 4 1 3 февраль
49-50
51-52 Городецкая роспись. Лепка тарелочки из солёного теста, её роспись. 3 4 1 3 февраль
март
53-54 Портрет мамы
2 2 0 2 март
55-56 Эскиз русского костюма.
Акварель. 2 2 1 1 март
57-58 Деревянные постройки Руси. 2 2 1 1 март
59-60 Предметы старинного быта. 2 2 1 1 апрель
61-62
63-64 Панно «Волшебный мир мультфильмов». Техника «резаная бумага» 4 4 1 3 апрель
65-66 Рисуем на тему «Мы в космосе» 2 2 1 2 апрель
67-68
69-70 «Весенний пейзаж» Техника «по-сырому» 4 4 1 3 май
71-72
73-74 «Я – юный художник» Самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. 4 4 1 3 май
75-76 Рисование на тему «Здравствуй,лето!» Подведение итогов работы в кружке. 2 2 0 1 май
76 22 54
Рабочая программа 2 год обучения.
№
урока Наименование темы занятия № раз-
дела Количество часов *время проведения может варьироваться, зависит от учебного дня в году
всего часов теория практика
Время проведения учебных занятий
(по месяцам)
1-2 «Чему я научусь»
Рисование на тему «Мой летний отдых»
2 2 1 1 сентябрь
3-4 Рисование с натуры.
Натюрморт из цветов и фруктов. 1 2 1 1 сентябрь
5-6 Художественный приём «заливка». Рисование осеннего неба. 4 2 1 1 сентябрь
7-8
9-10 Рисование на тему «Осенние работы в поле» 2 4 1 3 сентябрь
октябрь
11-12
13-14 Конструктивное рисование птиц. 1 4 1 3 октябрь
15-16
17-18 Многослойная живопись. Горный пейзаж 4 4 1 3 октябрь
19-20 Рисование по-влажному. Рисование моря в разных состояниях 4 2 1 1 ноябрь
21-22
23-24 Рисование с натуры фигуры человека. 1 4 1 3 ноябрь
25-26 Художник в цирке. Рисование по памяти и представлению. 1 2 0 2 ноябрь
27-28 Художник в театре.
Рисование по памяти и представлению. 1 2 0 2 декабрь
29-30 Морозные узоры на стекле.
Техника «рисование воском» 4 2 1 1 Декабрь
31-32 Эскизы карнавальных костюмов и масок.
Творческий урок. 2 2 0 2 декабрь
33-34 Новогодний школьный карнавал. 2 2 0 2 декабрь
35-36 Конструктивное рисование. Рисование животных по представлению. 1 2 1 1 январь
37-38 «Слава спорту» Изображение фигуры лыжника, фигуриста по представлению. 2 2 1 1 январь
39-40 «Матрёшка – душа России» Роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. 3 2 1 1 январь
41-42 Дымковская игрушка. 3 2 1 1 февраль
43-44 Филимоновская игрушка. 3 2 1 1 февраль
45-46 Каргопольская игрушка. 3 2 1 1 февраль
47-48 Тестопластика. Русский пряник. Роспись. 3 2 1 1 февраль
49-50 Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы. Простой карандаш. 2 2 1 1 март
51-52
53-54 Рисование на тему «Мой город». Акварель. 2 4 1 3 март
55-56 Рисование на тему «Моя семья» 2 2 0 2 март
57-58 Портрет друга. Жанр портрета. Акварель. Гуашь. 2 2 0 2 март
59-60
61-62 Техника квилинг (бумагокручение)
Весенний букет. 4 4 1 3 апрель
63-64
65-66 Рисование на компьютере.
Создание компьютерных рисунков. 4 4 1 3 апрель
67-68 Рисование бабочек по представлению. 1 2 1 1 май
69-70 Ветка цветущей сирени. Техника «рисование мятой бумагой» 4 2 1 1 май
71-72
73-74 «Моя картина» Самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. 2 4 0 4 май
75-76 «Я – художник» Выставка лучших работ. Подведение итогов работы в кружке. 1 2 0 2 май
76 22 54 Методическое обеспечение программы.
№ Тема и вид занятия. Форма Приемы и методы Дидактический материал, ТСО ИКТ
1. «Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению Экскурсия.
Коллективное рассматривание.
Практическая работа.
Ролевая игра. Наглядные.
Словесные.
Репродуктивные.
Интегрированные (восприятие с музыкой) Сбор осенних листьев.
Стихи об осени.
Репродукции картин русских художников.
Музыкальные произведения.
Дидактические таблицы по темам.
2 «Искусство вокруг нас» Рисование на темы. Практическая работа.
Коллективно-групповая форма (панно)
Викторина.
Экскурсия Интегрированные ( восприятие с музыкой и стихами)
Репродуктивные.
Частично-поисковый. Фотографии, слайды, теневой театр, мультимедиа литературные произведения, классическая музыка.
3.
«Всяк мастер на свой лад» декоративное рисование Активная беседа.
Технические упражнения.
Ярмарка-выставка.
Коллективно-групповые формы. Словесные.
Наглядные.
Репродуктивные.
Творческие.
Исследовательский Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Городец,)
Наборы деревянных матрешек, посуды.
Музыкальные пьесы, литературные произведения.
4 Творческая мастерская Инструктаж.
Технические упражнения.
Индивидуальная, коллективно-групповая формы. Словесные наглядные
Проблемный
Поисковые работы
моделирование Музыкальный центр, книга по технике квиллинга,
компьютер.
5 Вернисаж Выставка. Презентация. Демонстрация просмотр Работы детей.
Литература.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Приложение1
Календарно-тематическийпланирование работы объединения
«Юный художник» 1год обучения
№ Наименование раздела и темы программы Кол-во часов Дата Примечание
1-2
Как стать художником? Рисование на тему «Здравствуй, школа» 2 07.09 3-4 «Осенний букет» Использование карандашей в рисовании цветов. 2 14.09 5-6 «Волшебные листья» Конструктивное рисование.
2 21.09 7-8
9-10 Натюрморт из овощей и фруктов. Рисование с натуры.
4 28.09
05.10 11-12 «Грибное лукошко». Рисование по представлению. 2 12.10 13-14
15-16 «Осень в саду»Техника «по-сырому».Акварель. 4 19.10
26.10 17-18 Портрет сказочного героя с причёской из осенних листьев.
Рисунок + аппликация. 2 02.11 19-20
21-22 «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки. 4 09.11
16.11 23-24
25-26 Иллюстрируем сказки А.С.Пушкина «Золотой Петушок» Рисование ладошками. Акварель. 4 23.11
30.11 27-28 «Подводное царство» - рисование рыбок. 2 07.12 29-30 «Весёлые снеговики» Разные варианты формы и украшения. 2 14.12 31-32 Роспись новогодних шаров. Знакомство с техникой рисования воском. 2 21.12 33-34
35-36 «Новогодняя ёлка» Техника «рисуем пальчиками» Акварель 4 28.12
11.01 37-38
39-40 «Зимний пейзаж» Техника «Кляксография» 4 18.01
25.01 41-42
43-44 Хохломская роспись. Лепка ложки из теста, её роспись. 4 02.02
08.02 45-46
47-48 Знакомство с элементами Гжели. Лепка чашки из теста, её роспись. 4 15.02
22.02 49-50
51-52 Городецкая роспись. Лепка тарелочки из солёного теста, её роспись. 4 29.02
07.03 53-54 Портрет мамы 2 14.03 55-56 Эскиз русского костюма.
Акварель. 2 21.03 57-58 Деревянные постройки Руси. 2 28.03 59-60 Предметы старинного быта. 2 04.04 61-62
63-64 Панно «Волшебный мир мультфильмов». Техника «резаная бумага» 4 11.04
18.04 65-66 Рисуем на тему «Мы в космосе» 2 25.04 67-68
69-70 «Весенний пейзаж» Техника «по-сырому» 4 02.05
09.05 71-72
73-74 «Я – юный художник» Самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. 4 16.05
23.05 75-76 Рисование на тему «Здравствуй,лето!» Подведение итогов работы в кружке. 2 30.05 Календарно-тематическийпланирование работы объединения
«Юный художник» 2год обучения
№ Наименование раздела и темы программы Кол-во часов Дата Примечание
1-2 «Чему я научусь»
Рисование на тему «Мой летний отдых»
2 3-4 Рисование с натуры.
Натюрморт из цветов и фруктов. 2 5-6 Художественный приём «заливка». Рисование осеннего неба. 2 7-8
9-10 Рисование на тему «Осенние работы в поле» 4 11-12
13-14 Конструктивное рисование птиц. 4 15-16
17-18 Многослойная живопись. Горный пейзаж 4 19-20 Рисование по-влажному. Рисование моря в разных состояниях 2 21-22
23-24 Рисование с натуры фигуры человека. 4 25-26 Художник в цирке. Рисование по памяти и представлению. 2 27-28 Художник в театре.
Рисование по памяти и представлению. 2 29-30 Морозные узоры на стекле.
Техника «рисование воском» 2 31-32 Эскизы карнавальных костюмов и масок.
Творческий урок. 2 33-34 Новогодний школьный карнавал. 2 35-36 Конструктивное рисование. Рисование животных по представлению. 2 37-38 «Слава спорту» Изображение фигуры лыжника, фигуриста по представлению. 2 39-40 «Матрёшка – душа России» Роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. 2 41-42 Дымковская игрушка. 2 43-44 Филимоновская игрушка. 2 45-46 Каргопольская игрушка. 2 47-48 Тестопластика. Русский пряник. Роспись. 2 49-50 Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы. Простой карандаш. 2 51-52
53-54 Рисование на тему «Мой город». Акварель. 4 55-56 Рисование на тему «Моя семья» 2 57-58 Портрет друга. Жанр портрета. Акварель. Гуашь. 2 59-60
61-62 Техника квилинг (бумагокручение)
Весенний букет. 4 63-64
65-66 Рисование на компьютере.
Создание компьютерных рисунков. 4 67-68 Рисование бабочек по представлению. 2 69-70 Ветка цветущей сирени. Техника «рисование мятой бумагой» 2 71-72
73-74 «Моя картина» Самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. 4 75-76 «Я – художник» Выставка лучших работ. Подведение итогов работы в кружке. 2 Приложение2
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра –1)Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета –теплые цвета,условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета,ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.