Урок по литературному чтению на тему Спящая царевна Жуковский.
«Все побеждает любовь». (Авторские особенности и народные мотивы в сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна».)
Цель: развитие навыков анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания, рассуждения.
Проверка домашнего задания.
Понравилась ли сказка, которую дочитали? Почему?
Доверяй, но проверяй. (Выполняется учениками письменно на карточках).
Вопросы викторины по прочитанному произведению:
Кто царице принес весть, что у неё родится дочь?
Как звали царя?
Что означает слово "пророк"?
Сколько чародеек позвал царь на пир в честь рождения дочери?
В каком возрасте царевны сбывается проклятье злой чародейки?
Сколько лет прошло перед тем, как появился царевич у дворца?
В какое время года царевич набрёл на дворец?
Ответы учащихся (4-5 минут).
(В помощь учителю:
К вопр. 3: Пророк – предсказатель будущего, выполняет волю Богов.
К вопр. 7: В один
День весенний царский сын,
Забавляясь ловлей, там
По долинам. по полям
С свитой ловчих разъезжал.
Вот от свиты он отстал
Учитель, напоминает, что "свита" – лица, сопровождающие какую-нибудь важную особу; "ловчие" – те, кто ведали псовой охотой или рыбной ловлей.)
Работа над темой произведения.
Сказка – ложь, да в ней намёк.
Перед вами 15 мудрых мыслей: пословицы и афоризмы. Задание: выберите не более 3х, которые подходят к сказке Жуковского В. А. : О чем она? Чему учит? Обоснуйте свой ответ.
Карточка №2
Где быть беде, там её не миновать.
То не беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора нейдет!
Дети – благодать божья.
Детки – радость, детки ж – горе.
Без детей и счастья не нужно.
Любовь правит царством без помощи меча.
Любимое часто ослепляет любящего.
Всё побеждает любовь.
Любовь проверяется готовностью делать для других.
Любовь не совместима со страхом.
Сила побеждает силу, красота побеждает всех.
Красивым кажется всё, на что смотрят с любовью.
Золото испытывается на огне, мужество – в беде.
Стращать храбреца смертью, что стращать водой утку.
О мужественное сердце разбиваются все невзгоды.
Ответы учащихся (4-5 минут).
Какая пословица вмещает в себя все проблемы литературной сказки Жуковского В. А.?
Запишем тему урока (выбранный афоризм) «Все побеждает любовь.»
Работа над образами героев.
В сказках есть герои, многие из них любимы нами, переходят из сказки в сказку.
Задание 1: Запишите всех героев сказки Жуковского В. А. (3-4 минуты).
Задание 2: Приготовили карандаши:
красным подчеркните в вашем списке, кого вы считаете главным героем ;
синим –друзей героя и помощников, кто его любит;
черным – главного злодея, отрицательного героя;
любым цветом (на ваш выбор) – необычного героя (именно в этой сказке).
(В помощь учителю:"необычный герой" – РАК. Это признак авторской сказки).
Ответы учащихся (2-3 минуты).
Задание 3: докажите, что старуха и злодейка-чародейка одно и то же лицо.
Ответы учащихся с цитатами из текста (4-5 минут).
(В помощь учителю:
Из песни видим –старуха знает, что царевна придет. Песня похожа на заклинанье ведьмы, когда та колдует (обращение к предметам):
"Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас".
И дает веретено, которого ни у кого нет в царстве.)
Задание 4: Кто же главный герой, по вашему мнению? Ответы учащихся (2-3 минуты).
У кого дан портрет? Зачитайте цитату.
Первая версия. Если судить по портрету и названию сказки, то главный герой-царевна. По ассоциации со сказками «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и т.д.
IV.Авторское отношение к героям сказки.
Рассмотрим вторую версию, кто же главный герой.
Задание на карточках: К каким героям относятся данные эпитеты? То есть: как автор выразил своё отношение к героям? (Проведите цветные стрелки).
Карточка №3
Царевна
Царский сын
Царь
Злая чародейка
хлебосольный
детина удалой
хромоногая
чудо красоты
разумный
молодая
незваная
прекрасна
старая
благонравна
витязь мой
злая
спаситель
тиха
Ответы учащихся (4-5 минут).
1. Во- первых , оказывается, что «витязь мой» - это царский сын.
В XIX веке в литературе писатели часто называли местоимением "мой" того персонажа, которого считали главным героем. Например, у Пушкина А. С., друга Жуковского В. А., можем прочесть строчки, в которых Людмила в поэме «Руслан и Людмила» и Татьяна в романе «Евгений Онегин» употребляется с местоимением " моя". Т.е. "мой герой" , главная героиня.
2. Второе доказательство
Какими эпитетами вы можете охарактеризовать царского сына?
(Удалой, смелый, отважный.)
Возьмите снова карточку №2 и обратите внимание на мудрые мысли под номерами 14, 15. Ещё раз перечитаем их .
Что говорит старец при встрече царскому сыну? Ответы учащихся (1-2 минуты).
Учитель подводит итог: Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».
И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника - кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.
А ему было страшно?.. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь» (из книги «Энциклопедия русской мудрости». Показ книги и рекомендации учителя).
Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем.
Работа над идеей сказки.
Задание: Выберите нужный ответ и запишите в тетрадь:
Карточка №4
О чем сказка?
о том, как царевна спала 300 лет волшебным сном;
о беззаветной родительской любви к своей дочери;
-о том, что благодаря любви можно преодолеть все преграды и невзгоды.
Ответы учащихся (1-2 минуты).
Вывод: раз выбрана третья строчка, то главный герой – царский сын. Третье доказательство.
Беседа с учащимися.
В сказке всегда побеждает добро. Чем заканчивается сказка Жуковского В.А.?
Что напоминает в этой авторской сказке русские народные сказки?
Есть ли зачин?
Есть ли повторы?
Есть ли волшебные предметы? Число "три"?
Есть ли постоянные эпитеты? Приведите примеры.
Какую фразу из сказок напоминает строчка из произведения Жуковского В.: «Что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»?
К какому типу сказок(волшебная, бытовая, о животных) вы можете отнести сказку Жуковского ?
Итак, мы нашли фольклорные признаки в авторской сказке.
Итоги урока.
Слово учителя о состязании Пушкина и Жуковского в создании авторской сказки и обработки народной.
Рекомендации учителя по работе с толковыми словарями, книгами «Энциклопедия русской мудрости», «Афоризмы», «Крылатые выражения» и «Сборник русских народных пословиц».
Домашнее задание.
Объяснить значения слов письменно в тетради, используя словари.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Язык сказки
Язык сказки
Язык сказки
благодарствуй
оплошал
чародейка
пировать
благонравна
черед
веретено
горница
свита
бор
ловчий
терновник
ланиты
уста
приворотный
Выучить отрывок наизусть из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»(на выбор учащегося.)
Индивидуальные задания:
1 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Составить таблицу.
2 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку Ш. Перро
"Спящая красавица". Составить таблицу.