Технологическая карта урока по литературному чтению на тему В. Жуковский. Жаворонок


Технологическая карта урока литературного чтения
УМК «Начальная школа XXI века» Класс 2 «В»
Тема урока: В.Жуковский «Жаворонок»
Цель урока: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения о весне
Задачи: .организовать деятельность учащихся по знакомству со стихотворением В Жуковского развивать образное мышление, память, внимание, воображение, речь;
обеспечить развитие читательских умений,  навыков  выразительного чтения, речи,
воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, истине в ходе анализа стихотворений; вызвать душевный отклик на лирические произведения о весне; способствовать воспитанию любви к Родине
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Предметные умения
- уметь составлять текст, выразительно читать
- уметь выполнять сравнение.
-объяснять лексическое значение слова.
- уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебник;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока.
1.Организационное начало урока
Цель: проверить готовность к уроку
Здравствуйте, дети! Встаньте все прямо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок.
Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам.
Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок.
2.Актуализация усвоенных знаний и умений.
Цель: всесторонняя проверка знаний по разделу «Весна, весна, красна!»
– В начале урока совершим путешествие в мир литературы и перелистаем страницы известных произведений.
Страница 1.
– Узнайте произведение по прочитанному отрывку.
– Назовите фамилию автора и заглавие.
“Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
“Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”)
«Настоящую птицу скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…» (А.Куприн «Скворцы»)
Страница 2.
А сейчас назовите героев произведения. (Диалог по ролям.)
– Дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет! Осунулся и почернел!– Плохи дела, – испаряюсь… (Н.Сладков «Снег и Ветер»)
- Пахнет весной?
- Нет, весна только ещё улыбается. (Э.Шим « Чем пахнет весна»)
Страница 3.
Вспомните стихотворение, в котором мы слышим пение птиц (С.Маршак «Весенняя песенка»)
2.Формирование новых знаний и умений.
Постановка проблемы
Цель: развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать, воспитывать интеллигентность, умение выслушать товарищей.
-Как вы думаете, почему большинство людей с нетерпением ждут прихода весны, чем это объясняется? (Дети обсуждают вопрос)
Сообщение темы и определение задач урока
(Под руководством учителя дети определяют тему и задачи урока после предварительного обсуждения)
3.Открытие нового знания
Цель: знакомство с новым произведением; расширение читательского кругозора учащихся; понимание значения знаний для человека.
Вступительная беседа о жаворонке.
Сегодня на уроке мы будем говорить о весне и о птицах, которые на своих крыльях приносят весну. ЖАВОРОНКИ – не большие птицы, окрашенные в большинстве случаев в тусклые серые тона. В России около 15 видов (полевой жаворонок, лесной, степной, хохлатый, рогатый жаворонки и др.) Как вы думаете, какой вид жаворонков прилетает к нам? Эти птицы населяют открытые пространства — степи, полупустыни, луга и безлесные склоны гор и сопок. Никогда не садятся на ветки. Питаются в летнее время преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений.
 Жаворонки — замечательные певцы, особенно полевой.
Слово о поэте.
- Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи. Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 165 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.
4.Открытие новых знаний
Знакомство со стихотворением. Чтение учителем и хорошо подготовленными учениками. Обмен впечатлениями.
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Какие рисунки можно нарисовать словами к этому стихотворению?
Самостоятельное чтение стихотворения.
Перечитайте стихотворение шепотом и попробуйте, как настоящие волшебники, оживить его - придать ему наглядность, образность своим голосом.
Чтение вслух. Анализ содержания. Выборочное чтение.
 1 четверостишье: Что говорится о лесе? Как вы понимаете значение слова «зардел»?
- Кто принёс весть о приходе весны?
- Где жаворонок запел свою песнь?
- Объясните, что такое «лазурь».
2 четверостишье: Докажите строчками из текста, что поэт описывает весну.
- Какое чувство вызвал у него приход весны? Подтвердите строчками из текста.
- Что поэт увидел и услышал, находясь в поле, в лесу весной?
- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какие краски бы взяли?
Физкультминутка.
5.Первичное закрепление.
Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать навык самостоятельной работы; продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа; активизация мыслительной и творческой деятельности; развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности
Выразительное чтение стихотворения (Дети оценивают чтение своих одноклассников).
Работа в парах. Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Литературно-творческая работа.
-По данным обложкам угадайте произведения о весне.
-О каких птицах мы читали на уроках чтения в данном разделе?
-А теперь проведем конкурс загадок о птицах.
Проектная деятельность в группах. Создание плаката «Поможем пернатым друзьям!»
Во время работы звучит запись «Голоса птиц».7. Итог урока.
Цель: учить делать выводы по уроку.
Наш урок подошёл к концу. Как вы думаете выполнили мы те задачи, которые поставили в начале урока?
8.Рефлексия.
Цель: учить оценивать свою собственную деятельность и деятельность своих товарищей на уроке.
9.Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.