Сценарий урока Василий Жуковский — сказочник. Сказка Спящая царевна
Литература. Урок 20
Дата проведения 20. 10 5 А, 5 Б
Тип урока – урок ознакомления с новыми знаниями (УОНЗ)
Тема урока: «В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Цель урока:
Содержательная - 1) знакомство учащихся с фигурой В. А. Жуковского, его биографией и сказкой «Спящая царевна», художественными особенностями данного произведения.
Деятельностная -1) развитие коммуникативных навыков школьников путем формирования коммуникативной компетенции, воспитание эстетических чувств и патриотизма, сострадания; 2) закрепление навыков комментированного и аналитического чтения художественного произведения («Спящая царевна»); 3) совершенствование формирования умения работать с текстами разных типов и стилей (текст учебника, документальные тексты, художественные тексты)
Планируемые результаты
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности - осознанное построение речевого высказывания. Извлечение информации из разных источников, адекватное понимание, разграничение и преобразование информации.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание; планирование.
Метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности.
Предметные: осознанно воспринимать тексты о В. А. Жуковском и его сказке «Спящая царевна»; знать теоретические сведения о В. А. Жуковском и его произведении «Спящая царевна»; отличать произведение Жуковского «Спящая царевна» от других литературных произведений; обращаться к тексту произведения В. А. Жуковского «Спящая царевна» в разных ситуациях речевого общения, выявлять его нравственную проблематику как основу для развития представлений о нравственном идеале автора; выбирать сказку «Спящая царевна» из ряда других произведений для самостоятельного чтения, использовать выдержки из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» в устных и письменных высказываниях.
Сценарий урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Работа с эпиграфом к уроку
Учитель записывает на доске эпиграф и предлагает детям переписать его в тетрадь:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль
А.С. Пушкин
Любите ли вы сказки? Какую сказку и какого автора вы прочли дома? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Понравилась ли вам сказка? Что из нее особенно запомнилось? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Как вы понимаете слова Пушкина о Жуковском, взятые в качестве эпиграфа к уроку? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Интеллектуальная разминка. Работа с литературоведческими понятиями
Учащимся предлагается самостоятельно найти определение понятия «Сказка» или самостоятельно сформулировать его, записать в тетрадь. Для выполнения работы предлагается воспользоваться материалом учебника.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Выявление места и причины затруднения
Кому из вас было трудно при выполнении этой работы? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Что необходимо для того, чтобы устранить пробелы в знаниях? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Какое произведение Жуковского представлено в учебнике? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Кто способен на основании проделанной работы сформулировать тему и цели урока? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Школьникам предлагается выполнить групповую работу:
1 группа подготавливает развернутый ответ «Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество»
2 группа подготавливает схему «Жанр сказки и его особенности», используя материал учебника.
План
Определение жанра сказка
Художественные особенности сказки
Группы сказок по смыслу
3 группа составляют таблицу «Старинные слова в сказке «Спящая царевна», выписывают их и определяют их значение.
Старинные слова
Их значение
Пророк
Предсказатель, тот, кто предвидит будущее
Недоглядел
Поступил неразумно, поступил оплошно
Благонравна
Благого, доброго, кроткого нрава
Дотоле
До сих пор, до этого времени
Сучить
Вытягивать из кудели нить, скручивая прядь
Хорунжий
В царской армии казачий офицерский чин
Свита
Придворные, сопровождающие царственную особу
Сном пресекся разговор
Разговор прервался из-за внезапно наступившего сна
Терновник
Колючий кустарник, образующий непроходимые заросли
Ланиты
щеки
Реализация построенного проекта
Школьники защищают свои групповые проекты по теме урока.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Школьники читают вслух записанное в учебнике определение понятия «сказка» (чтение ведется «по цепочке» из словарика в конце хрестоматии).
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону
Школьники выполняют небольшую работу на знание текста. После ее написания следует проверка (фронтальный опрос).
Тест по теме «В. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
Назовите годы жизни Василия Жуковского (1783-1852)
Назовите главных героев сказки «Спящая царевна» (Царь Матвей, царевна, колдунья, принц, добрая волшебница)
Кто из героев произносит фразу «Понесешь ты в эту ночь – у тебя родится дочь»? (Рак)
Напишите значение слова «пророк» (предсказатель, тот, кто предвидит будущее)
Почему колдунья обиделась на царя Матвея? (Ей не досталось золотого блюда)
Как добрая волшебница смягчила «дар» злой колдуньи? (Принцесса не умрет, а надолго уснет)
Напишите значение слова «ланиты» (щеки)
После окончании работы следует ее проверка (фронтальный опрос).
Включение в систему знаний и повторений
Составление вопросов для викторины «В. А. Жуковский и его сказка «Спящая царевна»
Учащимся предлагается выборочно перечитать сказку «Спящая царевна» (комментированное чтение), и проанализировав ее, составить вопросы для викторины или теста по теме урока, ответить на вопросы по тексту сказки:
1. Кто герои сказки? Наделены ли они именами?
2. Кто выступает в качестве предсказателя? В чём необычность этого персонажа?
3. С помощью какой сказочной формулы описывается красота родившейся царевны?
4. Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью?
Как она отомстила царю?
Какой вы представляете себе ведьму?
5. Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
6. Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?
7. Кем на самом деле была старушонка-пряха?
8. Прочитайте описание дворца, объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?
9. Кто пробудил царевну от волшебного сна?
10. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына?
(он спаситель)
11. Опишите спящую царевну (с обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку презентации, к тексту сказки).
12. Что разрушает силу сна?
13. Каков финал сказки?
14. Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки?
15. Почему сказка Жуковского считается литературной?
Итоги урока. Рефлексия. Слайд 6
Что нового вы узнали на уроке? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Какие сведения об изученном произведении вы знали до начала урока? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Хотите ли узнать что-то новое? Что именно? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Что вы можете сказать о Жуковском и его произведении, изученном на уроке? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Почему современным школьникам следует обращаться к тексту сказки «Спящая царевна»? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Оцените свою работу на уроке и зафиксируйте ее в «Листе успеха», а затем поднимите смайлик, символизирующий ваше настроение к концу сегодняшнего занятия.
Оцените работу тех, кто был наиболее активным на уроке и объясните, почему вы ставите своему товарищу именно такую оценку (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Домашнее задание. Слайд 7
Школьникам предлагается выучить наизусть любой отрывок из сказки.
Старинные слова
Их значение
Пророк
Недоглядел
Благонравна
Дотоле
Сучить
Хорунжий
Свита
Сном пресекся разговор
Терновник
Ланиты
Старинные слова
Их значение
Пророк
Недоглядел
Благонравна
Дотоле
Сучить
Хорунжий
Свита
Сном пресекся разговор
Терновник
Ланиты
Старинные слова
Их значение
Пророк
Недоглядел
Благонравна
Дотоле
Сучить
Хорунжий
Свита
Сном пресекся разговор
Терновник
Ланиты
15