Конспект на тему «Качества, которыми должен обладать выпускник лицея – как личность и профессионал»
Козина Светлана Александровна
ГБОУ НПО СИПЛ № 50 СПб
Качества, которыми должен обладать выпускник лицея – как личность и профессионал.
Огромное количество писателей, психологов написали, пишут и будут писать о качествах человека, об этом снимают кинофильмы, ставят спектакли; имеются десятки тысяч высказываний мудрецов на эту тему. И все равно об этом надо писать, говорить и повторять много раз. Какие же требования предъявляются к любой личности, чтобы она могла жить и работать среди людей. Человек с детства находится в различных ситуациях. Это: 1.Дом. Семья. Родственники. Знакомые. Для общения в семье характерны добрые отношения. Ребенку многое прощается, он впитывает как губка все новое, подражает взрослым. 2. Влияние учебной среды на подростка. В школе, лицее продолжается формирование личности, у учащегося появляются свои оценки на окружение, шлифуется характер. На ученика влияет учебная группа, друзья детства, информация. 3.Учащийся закончил обучение в школе, попал на производство. Появляются особенности общения с незнакомыми людьми, адаптация к работе. 4.Подросток стал взрослым, у него появилась семья, дети.
Таким образом человек проходит четыре стадии взросления и везде он играет роли: ребенка, учащегося, студента, рабочего, руководителя, отца(матери), мужа(жены), дедушки(бабушки). На всех этапах жизни человек проявляет свои черты, свой характер, свои способности. Его оценивают окружающие по манере поведения, по разговору, по поступкам, по стилю одежд, по степени зрелости.
Многие науки о человеке сформировали требования к человеку. Вот некоторые явления, которые руководят человеком: это власть, независимость, любознательность, одобрение, общение, порядок, честь, месть, еда, занятие спортом. Даются рекомендации человеку чаще произносить положительные утверждения: у меня много друзей, я сам себе добрый друг; я умею слушать и задавать вопросы, мне везет, я счастлив, я люблю жизнь; у меня хорошее воображение, я быстро читаю; я знаю, что каждая проблема имеет решение, любая задача может быть решена; я стараюсь быть здоровым, я в отличной форме, я уважаю себя; я спокоен и расслаблен и в этом случае мозг хорошо работает; мое счастье зависит от того, как я смотрю на мир; я могу управлять эмоциями.
О высших нравственных чувствах
чувство долга, такта, любви;
чувство сопереживания, сочувствия;
чувство жалости, сострадания; чувство ответственности; чувство альтруизма, гуманизма, гармонии.
Что человеку мешает в жизни?
неумение общаться, плохая обстановка в коллективе; неуверенность в себе; неправильное мышление, плохой характер, амбиции; хронические болезни; семейные неурядицы; безработица, нищета, бандитизм; чрезмерные потребления;
О волевых качествах
целеустремленность – это умение подчинить себя цели; настойчивость- умение мобилизовать себя; выдержка – умении е тормозить то, что мешает; решительность – умение быстро принимать решения; инициативность – умение работать творчески; организованность – планирование, упорядоченность; дисциплинированность – подчинение общественным нормам; исполнительность – старательность, стремление сделать дело в заданные сроки;
Качества, которые желательно иметь человеку:
спокойствие, осторожность, рассудительность; терпеливость, умение ждать; сдержанность, меньше болтать впустую; доводить начатое до конца; иметь взгляды на жизнь; снисходительность к критике; чувство юмора.
Сферы деятельности человека
Обычно рассматривают три сферы: 1.Предметно-практическая – уверенно действует при выполнении заданий, пользуется справочниками; 2. Экзистенциальная сфера - может высказывать свое мнение и обосновывать его; 3. Сфера саморегуляции контролирует свои действия, оценивает их, исправляет свои ошибки, контролирует свое здоровье. В настоящее время имеется много методик компьютерной диагностики качеств личности. Есть программы оценки интеллекта и профессиональных качеств. Наиболее разработаны методики оценки качеств космонавтов, летчиков, диспетчеров воздушного транспорта, т.е. там, где ошибки человека могут привести к трагическим последствиям. Например, космонавты отрабатывают умение находить и устранять до 500 неисправностей. Диагностика качеств, нужных человеку в жизни, тоже имеет важное значение, по крайней мере, будет понятно, на какое качество психики надо обратить внимание и если надо, путем тренировки, улучшить это качество. Существует программа составления психологической характеристики учащегося. Одной из задач характеристики является выяснить, способен ли учащийся освоить профессию, что мешает, каковы у него общечеловеческие качества, и что надо сделать, чтобы исправить негативные качества.