Статья Методический аспект формирования социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени на уроках английского языка
Методический аспект формирования социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени на уроках английского языка
В своем выступлении на конференции в прошлом году, обосновывая актуальность темы своего исследования, мы отмечали, что в настоящее времясовременный социальный заказ общества по отношению к обучению иностранным языкам ориентирует на обучение межкультурному общению.
Изучение специальной литературы и образовательной практики показывает, что в теории и практике преподавания иностранных языков произошли изменения, связанные, в частности, с активизацией поиска новых подходов к обучению и изучению языка. Это проявилось как в отборе языкового материала, так и в пересмотре целей и задач обучения, среди которых ведущую роль начинает играть обучение общению на иностранном языке в контексте диалога культур.
Очевидно, что для обеспечения межкультурного общения необходимо сообщить учащимся определенные знания и сформировать определенные умения и качества личности, которые позволят им участвовать в процессе коммуникации с представителями другой культуры, т.е. иными словами, сформировать у учащихся социокультурную компетенцию.
В логике решения задач магистерского исследования на предыдущем этапе нами был проведен анализ социокультурной компетенции как системообразующего понятия нашего исследования, были выделены ее ключевые теоретические характеристики, с учетом которых и проектируется процесс управления по формирования СК учащихся в настоящее время.
Сформировать социокультурную компетенцию возможно благодаря использованию определенной методической системы, которая проектируется нами с опорой на научно-методическую школу В.В. Сафоновой, базирующаяся на позициях социокультурного подхода.
Социокультурный подход представляет собой одно из стратегических направлений современного языкового образования и предполагает такую организацию обучения, при которой создаются условия для того, чтобы научить учащихся ориентироваться в различных типах культур и цивилизаций и соотносимых с ними норм общения, адекватно интерпретировать явления и факты культуры общения.
Он ориентирует на обучение межкультурному иноязычному общению в контексте гуманизации и культуроведческой социологизации содержания обучения иностранному языку.
Суть гуманизации образования состоит в том, чтобы соединить "иностранный язык", как учебный предмет с жизненным опытом учащихся, развивать учащихся в интеллектуальном и эмоциональном отношениях.Под культуроведческой социологизацией содержания образования понимается расширение осведомленности учащихся о достижениях материальной и духовной культуры народа страны изучаемого языка.
И наконец, социокультурный подход направлен на развитие коммуникативной культуры учащихся
Взаимосвязанное "коммуникативное" и "социокультурное развитие учащихся" (термин В.В. Сафоновой) средствами иностранного языка в конечном итоге обеспечивает развитие у учащихся способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций.
Очевидно, что общие изменения в определении места явлений культуры в учебном процессе делают необходимым особый отбор содержания обучения и активные способы по его освоению.
Немаловажное значение на отбор содержания и способов организации учебной деятельности учащихся влияет и реальный уровень социокультурной компетенции моих учеников. Для того, чтобы определить уровень необходимо разработать критерии, которые будут определять уровень с позиции все четырех компонентов социокультурной компетенции.
На сегодняшний день мне приходится обогащать содержание обучения, создавать искусственно культурологическую среду, активно использовать работу с учебным текстом, видеоматериалами, погружение в виртуальное пространство, учебно-ролевые игры.
Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалог, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты, записанные носителями языка. Реализация социокультурного подхода осуществляется при знакомстве с традиционными английскими праздниками.
Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке накапливаю фильмы о странах Англии, Шотландии, Уэльса, их столицах, известных людях, об английских праздниках.
Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний – Интернет. Электронные словари и энциклопедии, газет и журналов на языке оригинала, образовательные сайты, форумы, вебинары - все это дает возможность в более полном объеме увидеть социокультурные особенности изучаемого предмета и получить исчерпывающую информацию по тем или иным вопросам. Современная методика обучения иностранным языкам ориентирована на принцип коммуникативности. Принцип коммуникативности предполагает широкое использование на уроках учебно – речевых ситуаций, которые становятся действительным стимулом к общению в том случае, если она близка каждому учащемуся.
Все эти виды деятельности ведут к формированию компонентов СК. Организовывая учебный урок с использованием перечисленных методов, я тем самым подготавливаю детей к работе с проектами. Я считаю метод проектов самым продуктивным. В силу своей многофункциональности он позволяет формировать все компоненты СК.
Я считаю данную технологию эффективной по следующим причинам:
а) в ее основе всегда проблема, требующая разрешения;
б) ученик действует, двигаясь от простого к сложному;
в) ученик самостоятельно работает над новым материалом;
г) ученик мыслит, формируя свою точку зрения, свое мнение
Тематика проектных работ имеет социокультурное и культуроведческое звучание.
Итак, регулярное и систематическое использование перечисленных выше методов поможет повысить уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся сельской школы к окончанию учебного года.
Рютина Марина Владимировна,
учитель английского языка
МБОУ Шарагайская СОШ,с.Шарагай,
ryutinar@mail.ru