Программа кружка оригами Бумажные фантазии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Иннокентьевка»
Утверждено
Приказом № _________ от «___» _________ 2015г.
Директор МОБУ «СОШ с.Иннокентьевка»
___________ /А.А.Даутов/
Программа кружка
«Бумажные фантазии»
ФГОС
для обучающихся 5 класса
Составила: Е.Ю.Карась
учитель технологии, 1 квалификационной категории
2015– 2016 учебный год
Пояснительная записка
Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.
Актуальность и педагогическая направленность: занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Цель дополнительной образовательной программы «Бумажные фантазии»: ознакомить обучающихся 5 класса с элементарными геометрическими знаниями, заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить работать со схемами.
Задачи дополнительной образовательной программы «Бумажные фантазии»:
Обучающие:
познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
сформировать умение следовать устным инструкциям и простейшим алгоритмам;
научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
научить работать со схемами;
начать вырабатывать навыки использования чертёжных и измерительных инструментов.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, внимание, память, конструктивное, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
развивать глазомер;
дать возможность самим совершенствовать имеющиеся схемы и придумывать новые.
Воспитательные:
прививать настойчивость в достижении цели;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
учить самоанализу.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на полный курс обучения детей в начальной школе, программ годичного обучения оригами в школе для любого возраста и двухгодичного курса изучения оригами на кружках, разработанная мною программа рассчитана на обучение детей в пятом классе с нагрузкой 1 час в неделю.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, беседы о природе и природных явлениях.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма проведения занятий комбинированная (теоретический материал, практическая и игровая деятельность).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны знать:
базовые формы оригами, последовательность их изготовления;
основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
различные приёмы работы с бумагой.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны уметь:
следовать устным инструкциям;
работать с простейшими схемами (в качестве схем также использовать готовые образцы);
определять виды геометрических фигур;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
проведение выставок работ обучающихся:
– в классе;
- в школе.
Учебно - тематический план курса «Бумажные фантазии»
№
Разделы
Количество часов
1
Многообразие оригами
4
2
Кусудами
5
3
Веселые цветочные куклы
6
4
Модульное оригами
11
5
Архитектурное оригами (киригами)
7
Содержание курса «Бумажные фантазии»
1 Вводное занятие, правила техники безопасности
1.Рассказ об истории развития искусства оригами.
2 Раздел: Многообразие оригами 4 часа
2. Круговая мозаика
Последовательность выполнение работы. Композиты и навыки. Подбор цветов бумаги.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение мозаики.
3 Удивительная рамка для фото в стиле оригами
Последовательность выполнение работы. Композиционные навыки.
Различные виды рамок.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
4. Удивительная рамка для фото в стиле оригами
Последовательность выполнение работы. Композиционные навыки.
Различные виды рамок.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
5. Удивительная шкатулка в подарок.
Последовательность выполнение работы. Композиционные навыки.
Различные виды рамок.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
3 Раздел: Кусудами (5 часов)
6 Волшебный мир кусудами
История справка происхождения кусудами. Разнообразие видов кусудами. Материалы и приспособление.
7 Шар колокольчики
Последовательность работы. Подбор бумаги.
Практическая частьВыполнение работы с использование схем. Чтение схем.
8. Шар колокольчики
Последовательность работы. Подбор бумаги.
Практическая частьВыполнение работы с использование схем. Чтение схем.
9. Волшебный шар из лилии
Последовательность работы. Подбор бумаги.
Практическая часть Выполнение работы с использование схем. Чтение схем.
10. Волшебный шар из лилии
Последовательность работы. Подбор бумаги.
Практическая часть Выполнение работы с использование схем. Чтение схем
4 Раздел: Веселые цветочные куклы (6 часа)
11. Веселые цветочные куклы из бумаги
Складывание из цветочных модулей классической кусудамы. Схема выполнения.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Закрепление новых навыков.
12. Веселые цветочные куклы из бумаги
Складывание из цветочных модулей классической кусудамы. Схема выполнения.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. .
13. Открытка в стиле оригами.
Складывание из разнообразных стилей оригами. Схема выполнения.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
14. Дерево чудес из оригами
Последовательность выполнение работы. Композиты и навыки. Подбор цветов бумаги.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение
15. Новогодние чудеса из оригами
Разнообразные техники. А также различные материалы, инструкционные карты.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
16. Новогодние чудеса из оригами
Разнообразные техники. А также различные материалы, инструкционные карты.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
5 Раздел: Модульное оригами (11часа)
17. Модульное оригами « Цыпленок»
Последовательность сборка тела и головы цыпленка. Композиционные навыки. Выбор материала.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
18. Модульное оригами « Цыпленок»
Последовательность сборка тела и головы цыпленка. Композиционные навыки. Выбор материала. Закрепление новых навыков.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
19. Модульное оригами « Бабочка»
Последовательность сборка бабочки. Композиционные навыки. Выбор материала. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
20. Модульное оригами «Стрекоза»
Последовательность сборка стрекоза. Схема выполнения. Выбор материала. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
21. Модульное оригами «Стрекоза»
Последовательность сборка стрекоза. Схема выполнения. Выбор материала. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы.
22. Открытка в стиле оригами
Последовательность выполнения. Выбор материала. Закрепление новых навыков. Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков.
23. Творческий проект
Групповая работа, самостоятельный выбор по теме: модульное оригами.
Последовательность выполнения творческого проекта. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков.
24. Творческий проект
Групповая работа, самостоятельный выбор по теме: модульное оригами.
Последовательность выполнения творческого проекта. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков.
25. Творческий проект
Групповая работа, самостоятельный выбор по теме: модульное оригами.
Последовательность выполнения творческого проекта. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков
26. Творческий проект
Групповая работа, самостоятельный выбор по теме: модульное оригами.
Последовательность выполнения творческого проекта. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков
27 Творческий проект
Групповая работа, самостоятельный выбор по теме: модульное оригами.
Последовательность выполнения творческого проекта. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков.
6 Раздел: Архитектурное оригами (киригами) (7 часов)
28. Архитектурное оригами (киригами). Создание открытки.
Последовательность выполнения архитектурного оригами. Изучение последовательности работы, схем. Работа с копиркой и канцелярским ножом. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков.
29. Киригами. Создание открытки.
Последовательность выполнения архитектурное оригами. Изучение последовательности работы, схем. Работа с копиркой и канцелярским ножом. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение работы. Использование новых навыков.
30. Еще немного о киригами.
Последовательность выполнение работы. Композиты и навыки. Подбор цветов бумаги.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение
31. Летние композиции
Групповая работа, самостоятельный выбор материла. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение.
32. Летние композиции
Групповая работа, самостоятельный выбор материла. Самостоятельная работа.
Практическая часть. Последовательность работы. Техника выполнение
33. Оформление выставочных работ
34. Итоговое занятие
Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Занятия оригами являются одним из самых безопасных видов творческой деятельности, ведь для работы необходима только бумага (одно из определений слова «оригами» – складывание бумаги без применения ножниц и клея).
Бумага, закупаемая для занятий оригами, хорошего качества, с соблюдением гигиенических сертификатов, экологически безопасная.
Для работы по изготовлению модульных, архитектурных изделий оригами, орнаментов, узоров приобретается клей ПВА или клей-карандаш, канцелярский нож, также имеющие гигиенический сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).
Для некоторых видов работ по изготовлению изделий оригами всё же требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и цветные). О правилах безопасного пользования этими предметами обязательно напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.
Список литературы
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: «Айрис-Пресс», 2010.
Оригами для детей и начинающих, как сделать поделки из бумаги, схемы сборки, модульные оригами.
Схемы оригами. http://www.origama.ru/
Путь оригами. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Все об оригами. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оригами рамка для фотографии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рамка для фотографии.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Планируемые результаты изучения курса «Бумажные фантазии»
Личностные результаты
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей.
5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
2. Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;
3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
Календарно-тематическое планирование
№
Кол-во часов
Дата
проведения
Раздел, тема
Основные видыучебной деятельности
1
Вводное занятие
Знакомство с курсом «Бумажные фантазии». Инструментами, материалами.
4
Многообразие оригами
2
1
Круговая мозаика.
Познакомить детей с базовыми формами оригами.
3
1
Удивительная рамка для фото в стиле оригами.
Складывание по схемам. Собственные изобретения («изюминки, акценты, нюансы»)
4
1
Удивительная рамка для фото в стиле оригами.
Изготовление изделия.
5
1
Удивительная шкатулка в подарок.
Коробки.
Изготовление и оформление подарков. Осуществлять самоконтроль
качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона)
5
Кусудами
6
1
Волшебный мир кусудами
Организовать свою деятельность, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Выделять известное и неизвестное.
7
1
Шар колокольчик.
Беседа. Презентация. Выполнение заданий по образцу.
8
1
Шар колокольчик, техника, схема выполнения.
Беседа. Презентация. Выполнение заданий по образцу.
9
1
Волшебный шар.
Беседа. Презентация. Выполнение заданий по образцу.
10
1
Волшебный шар из лилии, техника, схема выполнения.
Выполнение моделей оригами, основанных на базовых формах, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение. Подготовка и проведение выставки моделей оригами.
6
Веселые цветочные куклы
11
1
Веселые цветочные куклы из бумаги.
Складывание по схемам. Собственные изобретения («изюминки, акценты, нюансы»)
12
1
Веселые цветочные куклы из бумаги.
Изготовление изделия.
13
1
Открытка в стиле оригами.
Беседа. Презентация. Выполнение заданий по образцу.
14
1
Дерево чудес из оригами.
Беседа. Презентация. Выполнение заданий по образцу.
15
1
Новогодние чудеса из оригами.
Самостоятельный выбор изделий «новогодней» тематики на основе приобретённых знаний, умений и навыков. Складывание по схемам. Собственные изобретения («изюминки, акценты, нюансы»)
16
1
Новогодние чудеса из оригами.
Самостоятельный выбор изделий «новогодней» тематики на основе приобретённых знаний, умений и навыков
Складывание по схемам.
Собственные изобретения («изюминки, акценты, нюансы»)
11
Модульное оригами
17
1
Модульное оригами « Цыпленок».
Беседа. Презентация. Практическая работа: знакомство с базовой формой «треугольник», обработка материала: « Цыпленок». Оформлять композиции с полученными изделиями.
18
1
Модульное оригами « Цыпленок».
Беседа. Презентация. Практическая работа: знакомство с базовой формой «треугольник», обработка материала: « Цыпленок». Оформлять композиции с полученными изделиями.
19
1
Модульное оригами
« Бабочка».
Беседа. Презентация. Практическая работа: знакомство с базовой формой «треугольник», обработка материала: « Бабочка». Оформлять композиции с полученными изделиями.
20
1
Модульное оригами «Стрекоза».
Беседа. Презентация. Практическая работа: знакомство с базовой формой «треугольник», обработка материала: «Стрекоза». Оформлять композиции с полученными изделиями.
21
7
Творческий проект.
Под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
22
1
Выбор материалов, оборудования для проектного изделия.
Самостоятельный выбор материалов, оборудования для проектного изделия.
23
1
Основные этапы выполнения творческого проекта.
Складывание по схемам.
Собственные изобретения («изюминки, акценты, нюансы»)
24
1
Работа над творческим проектом.
Изготовление изделия.
25
1
Изготовление изделия.
Изготовление изделия.
26
1
Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Уметь готовить презентации и пояснительной записки для защиты творческого проекта.
27
1
Защита проекта.
Защитить творческий проект.
7
Архитектурное оригами
(киригами)
28
1
Архитектурное оригами (киригами). Создание открытки.
Закрепляют навыки работы с карандашом, ножницами, клеем, крепками, пинцетом, линейкой. Практическая работа: выполнение фигурок оригами, подбор материалов. Выполнение работы. Освоение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя.
29
1
Киригами. Создание открытки.
Беседа. Презентация. Выполнение заданий по образцу.
30
1
Еще немного о киригами.
Беседа. Презентация. Выполнение заданий по образцу.
31
1
Летние композиции.
Беседа. Презентация. Практическая работа: выполнение моделей оригами. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме. Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение.
32
1
Летние композиции.
Беседа. Презентация. Практическая работа: выполнение моделей оригами. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме. Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение.
33
1
Оформление выставочных работ.
Подготовка и проведение выставки моделей оригами. Выполнение моделей оригами, основанных на базовых формах, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение.
34
1
Итоговое занятие.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 1Заголовок 215