Планирование кружка. Бумажные и пластилиновые фантазии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНА
на методическом объединении учителей начальных классов
Протокол заседания от 25. 08. 2012 г. № 1 ПРИНЯТАна заседании педагогического совета
МБОУ ОСОШ № 1
Протокол от 27.08.2012г. № 9 УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ ОСОШ №1
от __.08.2012г. № __
_______ Л.Ф.Бабкина
Рабочая программа
Кружка «Бумажные и пластилиновые фантазии»
для 2 «А» класса
на 2012-2013 учебный год.
Руководитель кружка: Попельнухина Е.Н.

п. Орловский
Пояснительная записка.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
БумагопластикаБумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Не имея специальной художественной подготовки, дети могут освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.
Резак (главный инструмент), канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник - вот перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика.
Пластилин как таковой представляет из себя  кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками,  можно оживить всё, что захочешь. Вы можете дать  вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.
Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев и в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании. Игра, как труд, позволяет добиваться более свершенных результатов.
Пластилин  - замечательный материал для лепки детьми младшего школьного возраста.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и лепка.
Цель программы – развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике, оригами и лепке.
6. Развивать творческие способности учащихся.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа рассчитана на 34 часа (предполагает проведение одного занятия в неделю).
Результативность данной программы.
Воспитанники будут знать:
1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных полосок, объемная аппликация, плоскостной картонаж, конструирование из бумаги.
2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои. Принцип создания книг, коробок. Иметь начальное представление о дизайне, декоративно – прикладном искусстве.
3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации из полосок, а также объемные. Использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
3. Дети приобретут навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллектив
4. Испытывать гордость за великие произведения русских художников, литературные произведения писателей.
Тематическое планирование.
№ п/п№ в четв. Тема занятия сроки примечание
1 четверть – 8 занятий. 1 1 ТБ при работе с ножницами.
Изготовление цветов из кругов 7.09 2 2 Изготовление цветов из кругов (завершение работы) 14.09 3 3 Ладошковый лебедь 21.09 4 4 Ладошковый лебедь (завершение работы) 28.09 5 5 Работа с пластилином. Радужные бабочки 5.10 6 6 Работа с пластилином. Радужные бабочки 12.10 7 7 Пластилин «Рыбка в аквариуме» 19.10 8 8 Пластилин «Рыбка в аквариуме» (завершение работы) 26.10 2 четверть -8 занятий 9 1 Цыпленок из ладошки 9.11 10 2 Основы квиллинга16.11 11 3 Основы квиллинга23.11 12 4 Попугай (квиллинг) 30.11 13 5 Попугай (квиллинг) 7.12 14 6 Попугай (квиллинг).Завершение работы. 14.12 15 7 Снежинка (квиллинг) 21.12 16 8 Снежинка (квиллинг) 28.12 3 четверть -9 занятий 17 1 Оригами. Стаканчик. 11.01 18 2 Изготовление мячиков из журнальных полосок 18.01 19 3 Изготовление мячиков из журнальных полосок 25.01 20 4 Мозаика круговая 1.02 21 5 Мозаика круговая 8.02 22 6 Изготовление открыток к 23 февраля 15.02 23 7 Изготовление открыток к 23 февраля 22.02 24 8 Изготовление цветов из салфеток 1.03 25 9 Изготовление открыток к 8 марта 15.03 4 четверть – 8 часов. 26 1 Мозаика (индивидуальная работа) 5.04 27 2 Мозаика (индивидуальная работа) 12.04 28 3 Изготовление цветов из салфеток (коллективная работа) 19.04 29 4 Модульное оригами «Тюльпан» 26.04 30 5 Модульное оригами «Тюльпан» 3.05 31 6 Живопись бумажная
(Антошка из бумаги, волосы из ниток) 10.05 32 7 Живопись бумажная
(Антошка из бумаги, волосы из ниток) 17.05 33 8 Выставка поделок. 24.05 Литература:
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. - «Детство творческой личности» -: издательство Буковского, 1994 г.
Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г.
Левина М.. «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва2000 г.
Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г.
Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39
Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.