Рабочая программа по дисциплине Организация туристской индустрии

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ МО «МТ»
______________ Новиков В.А.
31 августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УПР
____________ Триполитова А.С.
31 августа 2016 г.





РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении
Председатель МО
____________ Карякина О.В.
31 августа 2016 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ




























2016 – 2017 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 43.02.10 (100401) Туризм.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Можайский многопрофильный техникум»

Разработчики: Иванова Татьяна Павловна, кандидат социологических наук, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 43.02.10 (100401) Туризм.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Организация туристской индустрии» относится к базовой общепрофессиональной дисциплине (ОП.02) профессионального цикла (ОП.00) по специальности 100401 «Туризм».
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «География туризма», «География», «Обществознание», «Экономика».
Освоение дисциплины «Организация туристской индустрии» является основой для последующего изучения дисциплин: «Технология продаж и продвижения турпродукта», Технология и организация турагентской деятельности», «Предоставление туроператорских услуг», «Маркетинговые технологии в туризме».

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: сформировать комплексное представление о сущности, структуре, содержании, об основах организации и функционировании туристской индустрии, об основах туроператорской и турагентской деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
историю развития и роль мирового туризма в мировой экономике;
основные термины и понятия, принятые в туристской деятельности на русском и иностранном языке;
инфраструктуру туризма;
возможности информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме;
законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности, страхованию в туризме, по вопросам регулирования туристских формальностей;
определение, основные факторы, условия формирования и развития туристского региона.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
профессионально использовать терминологию на русском и иностранном языках;
осуществлять поиск и использовать информацию о состоянии и структуре рынка туристских услуг;
пользоваться законодательными актами и нормативно-правовыми документами по регулированию туристской деятельности;
использовать потенциал туристских регионов при формировании туристского продукта;
консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, информационными технологиями;
предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.












2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
32

контрольные работы
3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32

в том числе:


Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами
Реферат
26
6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Введение
Роль и место дисциплины в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, содержание и связь дисциплины с другими предметами.
1
1

Раздел 1.
Общие основы международного туризма



Тема 1.1.
История развития и роль мирового туризма в глобальной экономике.
Содержание учебного материала:
6



1. Основные понятия истории туризма.

1


2. Историко-психологические мотивы туризма.

1


3. Первые достопримечательности (7 чудес света).

1


4. История развития туризма в первых веках н.э. и в период средневековья.

1


5. История развития туризма в эпоху Возрождения.

1


6. Томас Кук как основоположник современного организованного туризма.

1


Лабораторные работы
-



Практические занятия
6



1. Организация туристской индустрии: схематическое представление.




2. Ролевая игра: «Я – Турист».




3. Анализ мотивов путешествий современного туриста.




4. Международный и внутренний туризм: статистическая аналитика.




5. Зарождение образовательного туризма и его развитие.




6. Обоснование периодизации истории развития туризма.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа студентов:
1.Подготовка рефератов по темам (6 вариантов):
Феноменологический взгляд на историю туризма 
Территориальные перемещения в первобытном мире 
Путешествия в древнем мире. 
Развитие мирового туризма в XVIII-XIX вв. 
Исторические вехи туризма XX в .
Анализ статистических данных выездного международного туризма.
2.Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами по пройденным темам
6


Тема 1.2. Туризм и глобализация.
Содержание учебного материала:
1



1. Международный туризм в условиях глобализации.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
1



1. Страны-поставщики и страны, принимающие туристов: причинно-следственные связи




Контрольная работа №1.
1



Самостоятельная работа студентов:
Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами (№13, с.8-12)
2


РАЗДЕЛ 2.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ



Тема 2.1. Терминология в туристской деятельности. Общепринятые сокращения.
Содержание учебного материала:
3



1. Всемирная туристская организация: основные цели, аспекты деятельности. Понимание туризма (базовый глоссарий) ВТО.

1


2. Основные понятия туристской деятельности в РФ в соответствии с ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г.).

2


3. Общепринятые сокращения в практике международного туризма.

1


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
2



Анализ глоссария ВТО.




Основные дефиниции туризма: аналитический обзор, заключительные положения.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа студентов:
Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами по теме: «Словарь турагента» http://tonkosti.ru
3


Тема 2.2. Понятие, содержание, структура и сущность туристской инфраструктуры.
Содержание учебного материала:
2



Туристский рынок и туристское предложение. Первоначальное туристское предложение: структура и содержание.

2


Туристская инфраструктура и туристская супраструктура как элементы производного туристского предложения.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
2



Туристское предложение (страны по выбору): подготовительный этап.




Туристское предложение: заключительный этап.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа студентов:
Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами (№12, с.377-380)
2


Тема 2.3. Возможности информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме.
Содержание учебного материала:
3



Банковские и финансовые услуги: сущность и роль в контексте туристских расчетов.

2


Роль информационных услуг в туризме для туристов и организаторов.

3


Возможности автоматизированного бронирования туристских услуг (Amadeus, Sabre, Sirena и т.д.).

3


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
4



Технологические решения в привлечении и обслуживании клиентов.




Интернет - технологии построения взаимоотношений с клиентами.




Анализ сайтов крупнейших туроператоров, оценка удобства поисковых систем.




Международные туристские специализированные выставки в России «Интурмаркет», «MITT», «Отдых», их роль в развитии международного, регионального партнерства




Контрольная работа №2.
1



Самостоятельная работа студентов:
1.Подготовка рефератов по темам (3 варианта):
Основные функции и значение туризма в современном обществе.
Современные классификации и типологии туристов.
Проблемы и перспективы развития индустрии туризма в реалиях российской действительности
2. Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами
3


Тема 2.4. Законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности.
Содержание учебного материала:
2



Основы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ.

1


Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года Ф132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» (введение).

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
2



Правовые проблемы туристского бизнеса в Российской Федерации.




Правовая грамотность туристов




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа студентов:
Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами (№13, с.29-34)
2


Тема 2.5. Страхование в туризме.
Содержание учебного материала:
3



Страхование: основные понятия. Особенности страхования в туризме.

2


Основные виды страхования в туризме. Страхование туристов. Страхование от невыезда за границу.

3


Страхование туристских организаций

3


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
4



A, B, C, D – страховые программы.




Состав и структура медицинского страхового полиса.




Договор страхования ответственности как вариант финансового обеспечения туроператоров.




Единый федеральный реестр туроператоров: сущность функционирования.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа студентов:
Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами (№13, с.75-85, с.85-93)
4


Тема 2.6.
Туристские формальности.
Содержание учебного материала:
4



 $&(RTZ\^КМРТФ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЌT°Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

1


Паспортно-визовые формальности.

2


Таможенные правила.

2


Валютный контроль и порядок обмена валюты. Санитарные правила.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
3



Визовые формальности в странах Шенгенского соглашения.




Санитарные правила при въезде в страны Африканского континента.




«Красный» и «зеленый» коридор. Таможенные декларации.




Контрольная работа №3.
1



Самостоятельная работа студентов:
Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами (с.57-75)
4


РАЗДЕЛ 3.
РЕСУРСНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ТУРИЗМЕ.



Тема 3.1. Природно-рекреационные ресурсы туризма.
Содержание учебного материала:
3



Основные понятия и термины, характеризующие рекреацию.

1


Государственные охраняемые природные территории.

1


Особо охраняемые природные территории как объекты туризма.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
8



Рекреационные и туристские ресурсы.




Анализ рекреационных ресурсов в России.




Анализ туристских ресурсов в странах-лидерах по приему туристов.




Изучение ФЗ от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».




Рекреационное природопользование и охрана природы.




Государственные природные заповедники в России.




Экологический туризм в России.




Особо охраняемые природные территории. Экологический туризм.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа студентов:
Конспект, работа с литературой и Internet ресурсами (№13, с.131-132)
6



Дифференцированный зачет
1


ВСЕГО:
96



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: для изучения дисциплины предполагается кабинет, оснащенный мультимедийным оборудованием, компьютером, посадочными местами по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя. За дисциплиной «Организация туристской индустрии» отдельного кабинета не закреплено.
Учебно-методический комплекс включает в себя: курс лекций, методические указания по подготовке самостоятельной работы, методические указания по выполнению студентами домашних контрольных работ, контрольно-измерительные материалы, тесты – рубежные, итоговые.
Технические средства обучения: - компьютеры с лицензионным программным обеспечением, ноутбуки и плазменная панель.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «КонсультантПлюс, 1992-2014»
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г.). //http://www.base.garant.ru
5. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями и дополнениями от: 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 15 июня, 18 июля, 30 декабря 2006 г., 10 января, 1, 4 декабря 2007 г., 6, 13 мая, 22, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 28 июня, 21, 27 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 7 апреля, 19 мая, 23, 27 июля, 23, 28 декабря 2010 г., 20 марта, 5, 21 апреля, 18 июля, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 12 ноября, 28, 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 20 апреля, 5 мая, 4 июня, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г.) .). //http://www.base.garant.ru
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (с изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 декабря 2006 г., 23 марта, 10 мая 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля, 21, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 14 октября, 24 ноября, 31 декабря 2014 г.) .). //http://www.base.garant.ru
7. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».//http://классификация-гостиниц.рф/normativnaya-dokumentaciya.html
8. ГОСТ Р ИСО 18513-2009 «Гостиницы и другие средства размещения туристов»: область применения, основы размещения гостей.// http://классификация-гостиниц.рф/normativnaya-dokumentaciya.html
9. ГОСТ Р ИСО 18513-2009 «Гостиницы и другие средства размещения туристов»:услуги, дополнительные услуги.// http://классификация-гостиниц.рф/normativnaya-dokumentaciya.html
10. ПРИКАЗ от 11 июля 2014 г. N 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Монография / И.В.Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 364 с.
12.Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учеб. Пособие/ Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2009. – 400 с.
13. Можаева Н.Г., Рыбачеек Г.В. Организация туристской индустрии и география туризма: учебник /Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачеек. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2014. – 336 с.
14.Новиков В.С. Инновации в туризме. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 208с.
Дополнительная литература:
16. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М–СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. 544 с.
17.Соколова М.В. История туризма / М.В.Соколова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с.
18.Трансформация социального института туризма в России // «Гуманитарные проблемы современности: человек и общество»: монография/ Н.А. Иванова, Т.П. Иванова, С.Ф. Литвинова и др./ Под общ.ред. С.С. Чернова. – Книга 17. - Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2012г., с.115 – 156
Интернет-ресурсы:
22.[Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
23.[Электронный ресурс]. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24.[Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
25.[Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
28. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
29. [Электронный ресурс]. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студент умеет:
профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности, на русском и иностранном языках;
осуществлять поиск и использование информации о состоянии и структуре рынка туристских услуг;
пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности;
использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов;
консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями;
предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения.
В результате освоения дисциплины студент знает:
историю развития и роль мирового туризма в мировой экономике;
основные термины и понятия, принятые в туристской деятельности на русском и иностранном языке;
инфраструктуру туризма;
возможности информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме;
законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности, страхованию в туризме, по вопросам регулирования туристских формальностей;
определение, основные факторы, условия формирования и развития туристского региона.
Формы контроля:
А) Входной контроль в форме тестирования.
Б) Текущий контроль: поурочный, тематический, промежуточный. Группой и индивидуальный.
В) Итоговый контроль:
Дифференцированный зачет.
Методы контроля:
устный опрос; тест; защита реферата; индивидуальные задания на практических занятиях; беседы по составленным кратким конспектам; интерактивный диалог в группах на практических занятиях;
контрольная работа по разделам;
деловая игра.
Оценка результатов:
Оценка выставляется на основе результатов тематического и промежуточного контроля, с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающегося.










13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 115