Разработка занятия на тему Продвижение товаров и услуг индустрии туризма» (10 — 11 класс).
Занятие 5.
Тема: «Сопутствующие туристические мероприятия».
Основные понятия: Гостиничный сервис. Классификация предприятий, предоставляющих услуги по размещению. Организация питания. Технология и организация питания туристов. Виды питания. Требования к качеству и безопасности питания.
Гостиничное хозяйство - это быстрорастущая туристическая отрасль, в которой качество услуги во многом зависит от культуры поведения персонала гостиниц, характера взаимодействия персонала гостиниц и гостей, их профессиональной подготовки.
Гостиничный сервис – это одно из перспективных и привлекательных направлений предпринимательской деятельности.
Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемые среди них:
1) уровень комфорта,
2) вместимость номерного фонда,
3) функциональное назначение,
4) месторасположение,
5) продолжительность работы,
6) обеспечение питанием,
7) продолжительность пребывания,
8) уровень цен,
9) форма собственности.
Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта - это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:
состояние номерного фонда - площадь номеров (кв. м), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;
состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;
наличие и состояние предприятий питания - ресторанов, кафе, баров и т.п.;
состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей территории;
информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.;
предоставление ряда дополнительных услуг.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 систем классификации гостиниц, причем в каждой стране приняты свои национальные стандарты, именно поэтому в мире нет единой классификации гостиниц.
Международная классификация средств размещения:
Система звезд - европейская система классификации, базирующаяся на французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России, Бразилии (с некоторым завышением звездности в независимых отелях) и ряде других стран.
В Италии для наиболее качественных пятизвездочных отелей введена приставка «luxury» (роскошный).
Более высокой звездности гостиницы соответствует более широкий набор услуг, который она может предложить своим клиентам. Так, гостям предлагаются услуги салонов красоты, массажного кабинета, автотранспортные услуги (доставка клиентов до аэропорта или железнодорожного вокзала), услуга общественного питания;
Система букв - система, используемая в Греции, согласно которой все гостиницы делятся на четыре категории, обозначаемые буквами А, В, С, D. Высшая категория качества гостиниц обозначается de luxe. Примерное соответствие категории качества пятизвездочной системе такое: de luxe соответствует пятизвездочному уровню, гостиница категории А - четырехзвездочному уровню, категории В-трехзвездочному, категории С - двухзвездочному, категории D - уровню гостиницы категории «одна звезда». В настоящее время наряду с буквами на фасадах гостиницы можно увидеть и привычные звезды;
Система корон или ключей распространена в Великобритании. Чтобы перейти к привычным звездам, нужно от общего числа корон отнять одну, т.е. в сравнении с общеевропейской звездой корона на одну единицу выше.
Балловая индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.
Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация предприятий гостиничной индустрии. Поэтому гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, могут иметь достаточно существенные различия.
Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению. Здесь различают следующие гостиницы:
а) целевые гостиницы, которые включают:
Гостиницы делового назначения - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т.п.). К этой категории относятся бизнес-отели (коммерческие отели), конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели;
Гостиницы для отдыха - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых (пассивный, активный, комбинированный) и лечение (профилактическое, восстановительное). К этой категории относятся: курортные гостиницы, пансионаты и дома отдыха (для стационарного пассивного отдыха), туристско-экскурсионные гостиницы (туркомплексы), туристско-спортивные гостиницы (туркомплексы), казино-отели (гостиницы для любителей азартных игр), специализированные (с системой технического обслуживания личных транспортных средств туристов, мобильные, самообслуживания);
б) транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки. Такие гостиничные предприятия располагаются на авиатрассах (гостиницы при аэропортах), на автотрассах (мотели), на железнодорожных трассах (привокзальные), на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов);
в) гостиницы для постоянного проживания.
4. Классификация гостиниц по месторасположению:
1) гостиницы, расположенные в черте города (в центре, на окраине). Центральными являются практически все гостиницы делового назначения, отели-люкс, гостиницы среднего класса;
2) гостиницы, расположенные на морском побережье. В данном случае очень важным является расстояние до моря (50, 100, 150, 200, 250, 300 м);
3) гостиницы, расположенные в горах. Обычно это небольшие гостиницы в живописной горной местности на туристском маршруте в наиболее удобном месте отдыха. Горная гостиница, как правило, располагает необходимым снаряжением для летнего и зимнего отдыха ее гостей, например альпинистским и горнолыжным инвентарем, доступом к подъемникам.
5. Классификация гостиниц по продолжительности работы:
1) работающие круглогодично;
2) работающие два сезона;
3) односезонные.
6. Классификация гостиниц по обеспечению питанием:
1) гостиницы, обеспечивающие полный пансион (размещение + трехразовое питание);
2) гостиницы, предлагающие размещение и только завтрак.
7. Классификация гостиниц по продолжительности пребывания гостей:
а) для длительного пребывания клиентов;
б) для кратковременного пребывания.
8. Классификация гостиниц по уровню цен на номера:
1) бюджетные;
2) экономичные;
3) средние;
4) первоклассные;
5) апартаментные;
6) фешенебельные.
9. Классификация гостиниц по форме собственности:
а) кондоминиумы - гостиничные комплексы, помещения и номерной фонд в которых продан индивидуальным владельцам, проживающим или сдающим в аренду эти помещения отдыхающим;
б) таймшерные. Отличие таймшерных отелей в том, что выкупается не номерной фонд, а долгосрочное право на отдых в отеле или в цепи отелей.
Важной по значимости (после размещения) услугой является питание.
К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовая и пр.
Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд сложного приготовления является ресторан.
Типы питания в гостинице
Размещение в любом гостиничном комплексе предполагает выбор одного из типов питания на усмотрение клиента либо стандартный тип питания, предлагаемый гостиницей. Существуют следующие виды питания:
Полупансион (HB — Half Board) в стоимость проживания включен завтрак и ужин типа шведский стол, бесплатный чай, кофе, вода на завтрак.
Расширенный полупансион (HB+) в стоимость проживания включен завтрак и ужин типа шведский стол, а также алкогольные и безалкогольные напитки местного производства весь день.
Полный пансион (FB — Full Board) — в стоимость проживания включен завтрак, обед и ужин типа шведский стол.
Расширенный полный пансион (FB+) — в стоимость проживания включен завтрак, обед и ужин типа шведский стол, а также напитки во время еды.
Без питания (ОВ — Only Bed, Ep — нет) — в гостинице отсутствуют службы общественного питания.
A La Carte — меню, в котором каждое блюдо указано с ценой.
BB (Bed & Breakfast) — в стоимость проживания включен только завтрак типа шведский стол.
Brunch Dinner — тип питания, распространенный на горнолыжных курортах, в стоимость проживания включен завтрак и обед без перерыва между ними и ужин, а также алкогольные и безакогольные напитки местного производства.
Mini All Inclusive — полный пансион с напитками местного производства не только во время еды, но в ограниченном количестве.
Все включено (All Inclusive) — в стоимость проживания входит завтрак, обед и ужин типа шведский стол. В течение дня предлагаются в неограниченном количестве плюс дополнительное питание — второй завтрак, полдник, поздний ужин, легкие закуски, барбекю в барах отеля.
Hcal (Hign Class All Inclusive) — все бесплатно, кроме магазинов, телефона, врача, парикмахерской, некоторых водных видов спорта и подводного плавания.
Ультра все включено (Ual — Ultra All Inclusive) — в стоимость проживания входит завтрак, поздний завтрак, обед, полдник и ужин типа шведский стол. Огромный выбор сладостей, десертов, закусок, напитков местного и импортного производства.
Континентальный завтрак (Continental Breakfast) — представляет собой легкий завтрак, состоящий из кофе или чая, сока, булочки, масла и джема.
Английский завтрак — представляет собой полный завтрак, обычно включает сок, яичницу, тосты, масло, джем и кофе.
Американский завтрак — аналогичен континентальному завтраку, включает различные нарезки и горячие блюда.
На любом предприятии питания в первую очередь должны быть обеспечены безопасность жизни, здоровья и имущества гостей как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях.
На предприятиях питания должны беспрекословно соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, установленные органами санитарно-эпидемиологического надзора в части чистоты помещений, состояния сантехнического и производственного оборудования, удаления отходов и эффективной защиты от насекомых и грызунов.
Кроме требований, предъявляемых к продукции, изготавливаемой рестораном, определенные требования предъявляются и к его работникам. В частности они должны проходить обязательные медицинские осмотры, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения различных заболеваний.
Тема: Сопутствующие туристические мероприятия.
Основные понятия: Трансферы. Встречи – проводы туристов. Безопасность при транспортных путешествиях. Экскурсионное обслуживание туристов. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий (плановых и дополнительных).
Под трансфером понимают любые перемещения туристов по маршруту с использованием транспорта, но чаще всего трансфером называют переезд туристов из аэропорта или вокзала в гостиницу в день прилета (приезда) и переезд из гостиницы в аэропорт (вокзал) в день отъезда.
Трансфер бывает групповым и индивидуальным (характерен для ВІР-туристов); может быть только в одну сторону или «туда-обратно». На трансфере может присутствовать сопровождающий. Возможен вариант совмещения трансфера и экскурсий (обзорной или заключительной). Это делается в целях рекламы, когда пакет услуг увеличивается, а его стоимость не изменяется.
Перевозки пассажиров, в том числе туристов, осуществляются различными видами транспорта: воздушным, наземным, водным.
Очень важным вопросом при осуществлении перевозок является безопасность, которая подразумевает соблюдение правил эксплуатации подвижного состава, профессиональную и слаженную работу различных служб, обеспечивающих движение транспортных средств, соблюдение правил поведения самими пассажирами, использование экологически чистых видов транспорта.
Требования безопасности на автомобильном транспорте.
Дорожно-транспортные происшествия (аварии) могут происходить как по вине водителей или пешеходов, так и по вине пассажиров транспортных средств.
Водителям автотранспортных средств запрещается:
1) доверять управление транспортным средством лицу, не имеющему водительских прав;
2) управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии либо в состоянии сильной усталости, сонливости;
3) принимать пищу, разговаривать по телефону во время движения автотранспортного средства, отвлекаться от управления транспортным средством;
4) спать в кабине автотранспортного средства при работающем двигателе.
5) отклоняться от намеченного маршрута, который указан в графике следования.
6) нарушать определенные скоростные режимы для различных видов автомобильного транспорта.
При вождении транспортного средства водитель обязан:
соблюдать правила дорожного движения,
контролировать все данные приборов автомобиля.
При выявлении неисправностей водитель должен
принять все необходимые меры по их устранению.
В том случае, если водитель не может самостоятельно устранить неполадки он должен
связаться с техническими службами либо обратиться за помощью к другим водителям.
Перед выездом водитель подтверждает
исправность средства в путевом листе.
Требования безопасности на железнодорожном транспорте.
Перед отправлением проводится инструктаж по технике безопасности, согласно которому: вход в вагон осуществляется в порядке очереди не позднее чем за 2-3 минуты до отправления поезда, запрещено садиться в вагоны и выходить из них во время движения состава, при посадке вещи необходимо сразу занести в вагон на свое место, во время стоянки поезда запрещено удаляться от вагона на большие расстояния, стоянка поезда может быть сокращена при его опоздании.
В пути следования поезда запрещается:
1) выбрасывать мусор из окон;
2) останавливать движение состава стоп-краном;
3) нарушать покой пассажиров и режим работы работников поезда;
4) находиться в поезде в нетрезвом состоянии;
5) курить в вагоне;
6) провозить «опасный» багаж;
7) находиться на подножках вагонов, в переходах между вагонами, на открытом подвижном составе.
Экскурсия - это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.
Экскурсионная деятельность есть деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения. Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения.
Отсутствие гида-переводчика или его непрофессионализм могут сильно испортить впечатление туриста от поездки. Требования, предъявляемые к гиду - переводчику, различны, но основными из них являются следующие:
знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;
творческий подход к своей работе, умение «заразить» своей любовью к городу, стране всех присутствующих в группе;
систематическая работа над расширением своего общего кругозора, совершенствование профессиональных знаний и знаний иностранного языка, соблюдение установленных норм и правил поведения, корректность во взаимоотношениях с туристами.
Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.
Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музейных, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги, то есть являются туроператорами.
Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктом экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела туристской фирмы).
Задача программы экскурсионного обслуживания подразумевает достижение целей, которые бывают:
познавательными (историческая, архитектурно градостроительная, литературная, искусствоведческая, природоведческая тематика);
развлекательными (отдых, спорт);
профессиональными (деловые, бизнес -туры, участие в выставках, ярмарках и др.);
прочими (паломничество, хобби, обучение, повышение квалификации и др.).
По содержанию программы бывают ознакомительными (обзорными) и тематическими.
Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни. Цель тематической программы обслуживания - расширение познания экскурсантов по определенной тематике (особенно в познавательных турах), а также организация и пре доставление других услуг.
По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:
1) взрослых;
2) детей;
3) местных жителей;
4) иногородних;
5) иностранцев.
По месту проведения экскурсии бывают:
1) городские;
2) загородные;
3) музейные;
4) производственные;
5) религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).
По способу передвижения экскурсии бывают:
1) пешеходные;
2) транспортные;
3) комбинированные.
Технология подготовки и организации экскурсий (плановых и дополнительных).
Выделяют ряд этапов разработки экскурсионных услуг:
определение целей и задач экскурсии;
выбор темы;
отбор литературы и составление библиографий;
знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
составление маршрута экскурсии;
объезд или обход экскурсии;
подготовка контрольного текста экскурсии;
комплектование «портфеля экскурсовода»;
выбор методических приемов проведения экскурсии;
определение техники проведения экскурсии;
составление методической разработки;
подготовка индивидуального текста;
прием (сдача) экскурсии;
утверждение экскурсии.
ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В качестве объектов могут быть:
– памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
– здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
– природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
– экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
– памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
– памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.
Одно из требований методики – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т.е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех времени, отведенных на ее проведение. Все время ведения экскурсии должно быть заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.
Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.
Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом – чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.
Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии
Тема: Сопутствующие туристические мероприятия.
Практическая работа. Подготовка и организация экскурсионного маршрута.
Фамилия __________________________ Имя ______________________ Школа __________ Класс _______
1. Определение цели и задач экскурсии _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбор темы ___________________________________________________________________________________
3. Отбор литературы и составление библиографии ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Составление маршрута экскурсии _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Объезд или обход маршрута. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Подготовка контрольного текста экскурсии _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Комплектование «портфеля экскурсовода». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Определение методических приемов проведения экскурсии. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Определение техники ведения экскурсии. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Составление методической разработки. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Составление индивидуальных текстов. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Прием (сдача) экскурсии. ___________________________________________________________________________________
15. Утверждение экскурсии. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________