Урок русского языка на тему Правописание корней кос-кас, лаг-лож
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Антоновская средняя общеобразовательная школа
Спасского муниципального района
Республики Татарстан»
Урок русского языка в 5 классе.
Правописание чередующихся корней
–лаг-(–лож- ) и –кас-(-кос-).
Урок разработала: Соколова Елена Александровна
ноябрь 2015
Пояснительная записка.
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос подготовлена учителем русского языка и литературы Антоновской СОШ Соколовой Еленой Александровной. Общий педагогический стаж 22 год ( по специальности 6 лет). Урок разработан для учащихся 11-12 лет по учебнику М. Т. Баранова и представлен в номинации «Методические разработки уроков по русскому языку по подготовке к ОГЭ».
Тема урока очень актуальна. В заданиях ОГЭ по русскому языку есть вопрос о правописании корней. Для успешного выполнения этого задания необходимо проанализировать слова с орфограммой в корне (безударными и чередующимися гласными) и выбрать тот ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Вспомним, что безударные гласные в корне проверяются ударением. Для проверки необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная стояла в сильной позиции под ударением. Например, интеллектуальный- интеллЕкт, чистоплотный-чИсто, преподаватель-дАть.
Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно запомнить: оптимизм, интеллигенция, акробат и другие.
А как правильно писать чередующиеся гласные в корне надо знать правила. Напомним эти чередования гар-гор, зар-зор, кас-кос, клан-клон, лаг-лож, мак-мок, плав-плов, бер-бир, дер-дир и др. И задача каждого учителя русского языка уже с 5 класса научить детей правописанию слов данной орфограммы, научить видеть эту орфограмму в любом художественном тексте.
В данной разработке рассматривается фрагмент подготовки к экзамену. Главное, не пугать пятиклассников предстоящими экзаменами, а объяснить ребятам, что эта тема очень важная и пригодится не только не при сдаче экзамена, но и в жизни, потому что быть грамотным человеком и писать без ошибок это очень здорово. И ненавязчиво добавить, что эта тема встречается не только в вопросах ОГЭ, но и в ЕГЭ, и что ее нужно понять уже в 5-6 классах.
На последующих уроках в разного вида упражнениях дети должны находить слова с этой орфограммой, тем самым актуализируя изученное и развивая орфографическую зоркость.
План урока.
I.Объявление темы урока.(Слайд 1)
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
а)Проверка домашнего задания;
б)Индивидуальная работа по карточкам;
в)Тренировочные упражнения;
г)Вставьте пропущенные буквы.
III.Изучение и закрепление новой темы.(Слайд 2).
а)Вывод правила.(Слайд 3).
б)Чтение правила по учебнику.
г)Объяснительный диктант.
д)Цифровой диктант.
е)Работа в группах.(Слайд 4).
ж)Тест.
з)Работа с предложениями.
IV.Тренировочные упражнения.
а)Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
б)Написать сочинение-миниатюру.
в)Вставить пропущенные буквы.
г)Распределительный диктанта.
V.Закрепления изученного материала.
а)Упражнение «Найди четвертое лишнее».
VI.Рефлексия.
VII.Итоги урока.
VIII.Домашнее задание.
Разработка урока русского языка для 6 класса
Тема: «Правописание чередующихся корней лаг – лож, кас – кос»
Цели урока:Образовательные:
Формировать навыки правописания А-О в корнях – лаг – лож- , -кас – кос-.
Научиться владеть способом выбора А-О в корнях – лаг – лож- , - кас– кос-.
Научиться формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
Развивать память, воображение, речь.
Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.
Оборудование: Учебник, таблица, карточки, мультимедиа.
Ход урока.
I. Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
а) Проверка домашнего задания.
б) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
- К данным глагола подобрать по два однокоренных глагола с указанными в скобках приставками, вставить пропущенные буквы, выделить корни.
Образец: утирать – утереть.
Натрать (от-, рас-, у-, вы-, об-), отпрать (за-, под-), настлать (за-, пере-, под-), умрать (за-).
Карточка №2
- Записать слова группами, включая в каждую группу все однокоренные слова, графически выделить орфограмму, вставить пропущенные буквы.
Разбраться, натрать, собрать, избратель, растрание, пробрает, подтреть, собрание, выжгает, замрать, разбрем, стреть, заж..гательный, замрли, умреть, разжгание.
Карточка №3
- Выписать глаголы в две колонки: с гласной е в корне и с гласной и в корне. Орфограмму выделить графически, вставить пропущенные буквы.
Блснуть, отпрать, стреть, выжгать, набрать, расстлаться, замрать, сжмать, рассчтывать, удрать, блстает, зажгание.
в)Тренировочные упражнения.
Списать с доски текс, вставить пропущенные буквы, графически выделить изученные орфограммы.
Подбрается вечер. Затих ветерок.
Зажгает луна звезный свет над землею.
Расстлается лекий туман над водой
И држит от вечерней прохлады цветок.
Вечер контура, краски страет совсем,
Запрает орешник и ягоды прячет.
В глухомани свкоь сон тихо иволга плачет,
И блстает луна в первозданной красе.
г) - Вставить пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Почему к последнему слову нельзя подобрать проверочное?
Зма, хлодное, вселый, млдыми, спшит, всна, излжжение.
III. Изучение и закрепление новой темы. (Слайд 2)
а) Вывод правила. (Слайд 3)
Предложить – предлагать
Приложение – прилагательное
Сложение – слагаемое
Коснуться – касаться
Прикосновение – касание
б) Чтение правил па учебнику теории
в) Объяснительный диктант
Прилгать усилия, слжить вещи, отлжить празднование, возлгать надежды, предлжить блины, безотлгательное дело, кснуться чуда, радостное предполжжение, ксаться рукой, точки соприксновения, не ксаются влаги, располжиться у костра.
г) Цифровой диктант:
1- лаг
2- лож
Положение, излагать, приложение, прилагательное, отложить, слагаемое, сложение, возложить, предложить, ложиться.
д) Работа в группах по карточке.(Слайд 4)
- Вставить буквы, обозначить орфограммы.
Солнце кснулось края степи.
Человек предполгает, а Бог располгает.
Солнечные лучи еще не ксаются замерзшей реки.
Приятно кснуться ароматного блинчика.
ж) Тест по теме «О и А в корне – лаг – лож - »
Тест
В каких словах напишете О:
Отлжить
Полжить
Излгать
Предлгать
В каких словах напишете А:
Излжение
Предлжение
Прилгать
Прилгательное
В каких словах напишете О:
Сл..жить
Слгать
Перелжить
Залжить
В каких словах напишете А:
Располжиться
Располгаться
Слгаемое
Слжение
В каком ряду во всех словах напишете А:
Отлжить, полжить, располгаться, залжить
Прилгать, излгать, предлгать, прилгательное
Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:
Лжился на поля туман.
Туристы располжились на ночлег.
Недалеко от школы располгался парк.
В предлжении была допущена ошибка.
IV.Тренировочные упражнения.
а) - Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Орфограмму выделить графически.
Прикснулся ёж к крпиве, порзился Что за диво!
Приксаться к вам нельзя. Острожне друзя!
Предлгаю подружится белка зайцу говорит.
Предлженье не годится: голова от вас блит!
Ива кснулась озерной воды.
Нико лтают, ксаясь осоки,
Ласточки сойки шальные сороки.
Тихо кувшинка држит у протоки,
Как отржене далекой звезды.
V. Закрепление изученного материала.
а) Написать сочинение – миниатюру, используя приведенные словосочетания; озаглавить, орфограммы выделить графически.
Предлгать маршрут, улжиться в срок, разлжить костер, располжиться у речке, прилгать усилия, высказать предполжение.
б) Списать, вставить пропущенные буквы, выделить графически орфограмму.
Нечаянно кснуться, попутно ксаться, прикснуться к дереву, ксательная линия, робкое приксновение.
в) Распределительный диктант.
Распределить по колонкам слов: 1. с буквой а в корне; 2. с буквой и в корне; 3. с буквой о в корне; 4. с буквой е в корне.
Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предложил, выберет, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предложение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает.
г) Упражнение «Найди четвертое лишнее»
- Полгает, излжение, предполгать, ксается.
- Прикснусь, ксаюсь, ксательная, обдрает.
д) Составить предложение с данными словосочетаниями.
- Удачное расположение, излагать грамотно, удачно расположиться.
VI. Рефлексия.
Выберите утверждение, которое тебе хотелось бы закончить урок:
У меня не было затруднений.
Я только слушал предложения и ответы других.
Я выдвигал идеи, уверено отвечал.
Я сам не мог справиться с заданиями.
Я доволен собой и своей работой.
На уроке я понял
Я научился
Мой успех сегодня
Я испытал следующие трудности:
VII. Домашнее задание: выучить правило, подобрать 20 слов с корнями лаг – лож, кас – кос.
Список литературы.
«Поурочные разработки по русскому языку» 6 класс к учебнику М.Т.Баранова, Москва «Вако», 2014.
«Русский язык 5-11 классы.Диктанты», Волгоград,2010.
«Русский язык. Подготовка к ОГЭ», Г.Т.Егораева, Москва 2014.
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
15