Преемственность между дошкольным и начальным школьным этапом образования детей, испытывающих трудности при обучении.
Преемственность между дошкольным и начальным школьным этапом образования детей, испытывающих трудности при обучении
Носова Т.В. – методист «Комплекс школа – детский сад» №33 г.Караганда
Одним из основных принципов современного образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений, который способен обеспечить возможность плавного перехода от младших ступеней образования к более старшим.
Проблемой преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальным звеном школьного обучения всегда занималась психолого-педагогическая наука. Над этой проблемой работали выдающиеся ученые: Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Стаховская и др.
Преемственность на дошкольной ступени призвана обеспечить сохранение самоценности данного возраста, личностное и познавательное развитие ребенка, его готовность к отношениям с окружающим миром; развитие игровой деятельности - ведущей - как основы образования дошкольного периода. На начальной ступени обеспечивает опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности – учебной. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе.
Компонент индивидуальной готовности обнаруживает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенку необходимо владеть расчлененным и планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к новому материалу, обобщенными формами мышления и всеми логическими операциями.
Наиболее действенными формами работы школы и детского сада по обеспечению единого образовательного процесса являются:
- посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим анализом, выявлением недостатков, вынесением рекомендаций;
- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей детских садов с участием руководителей учреждений;
- проведение родительских собраний в старших группах с присутствием учителей и воспитателей;
- изучение воспитателем и учителем программ детского сада и первого класса с целью выявления и анализа знаний, умений и навыков, которыми овладели дети в дошкольном учреждении. После изучения программы первого класса, воспитатели дошкольных учреждений знакомятся с требованиями школы к первоклассникам, учитывают их при планировании циклограммы воспитания и обучения дошкольников;
- организация познавательных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
- беседы учителей с воспитателями детских садов о детях – будущих первоклассниках, устная характеристика слабых и сильных сторон детей, о состоянии здоровья детей, о взаимоотношениях детей в коллективе, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к взрослым, о развитии их познавательных интересов, о развитии волевых качеств, а также о развитии интеллекта: любознательности, пытливости, критичности и т. д.;- совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
- взаимопосещения утренников и праздников.
Для более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями вместе с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
С целью определения уровня усвоения детьми программного материала дошкольного образовательного учреждения была осуществлена педагогическая диагностика сформированности компетенций детей. Основными методами педагогической диагностики явились: анализ устных ответов и работ продуктивной деятельности детей, наблюдение за поведением детей на занятиях и в свободное от занятий время, беседа по пройденному на занятиях материалу.
Критериями оценки материалов диагностики выступили:
- полнота усвоения знаний;
- степень самостоятельности в применении полученных знаний;
- степень осознанности в применении знаний.
Обобщенные данные уровней усвоения детьми дошкольного возраста программного материала (75 человек опрошенных)
Контингент детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
чел. % чел. % чел. %
16 21,3 45 60 14 18,7
В начальной школе организация учебной деятельности обеспечивает усвоение необходимой системы знаний, умений и навыков по чтению, письму, счету, формированию ключевых компетентностей данного уровня.
Обобщенные данные уровней усвоения детьми младшего школьного возраста программного материала
Контингент детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
чел. % чел. % чел. %
18 24% 38 50,7 19 25,3
Коррекционная работа с детьми должна строиться как с учетом фактора причинности затруднений детей, так и с учетом результатов психолого-педагогического прогнозирования.
Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения
Причины затруднений ребенка при усвоении программного материала Направления коррекционной работы
Недостаточный уровень развития познавательных психических процессов и мелкой моторики 1 Организация предваряющего обучения
2 Организация коррекционно-подготовительной работы
3 Включение тематических коррекционных упражнений на развитие познавательных психических процессов и мелкой моторики в систему занятий
4 Организация межпредметных связей
5 Формирование приемов мыслительных операций
6 Организация системы дублирующего обучения
7 Формирование фоновых знаний
Недостаточный уровень развития эмоционально-волевой сферы 1 Организация трудового воспитания
2 Включение в педагогический процесс психотерапевтических занятий и упражнений.
3 Организация системы формирования и коррекции личности
Недостаточный уровень сформированности самоконтроля 1 Организация системы практико-ориентированного обучения
2 Организация поэтапного самоконтроля
3 Внедрение системы наглядно-практического обучения
Индивидуально-личностные особенности ребенка (узость мотивационной сферы, низкий уровень притязаний и т.д.) 1 Использование коллективных форм учебной деятельности
2 Организация жизнедеятельности детей в соответствии с принципами коррекционного воспитания
Состояние высшей нервной деятельности (утомляемость, расторможенность, истощаемость, сниженная работоспособность) 1 Дозирование учебного материала
2 Использование средств наглядности
3 Изменение организации учебной деятельности
Литература
1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. - Новосибирск, 1987. - 47 с.
2. Венгер JI.A. Готов ли ваш ребенок к школе / JI.A. Венгер, Т.Д. Марцинковская, A.JI. Венгер. М.: Просвещение, 1994. - 53 с.
3. Перспективы развития системы непрерывного образования. /Под ред. Б.С. Гершунского. -М., 1990.- 32 с.