Конспект урока: Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма. «Бедная Лиза» как сентиментальная повесть. Своеобразие решения конфликта в повести. Образы-персонажи, пейзаж, образ автора


Предмет: русская литература класс: 8 уроки: 24-25
Тема: Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма. «Бедная Лиза» как сентиментальная повесть. Своеобразие решения конфликта в повести. Образы-персонажи, пейзаж, образ автора.
Цели урока:
- освоить текст повести в единстве содержания и формы, понятия «сентиментальная повесть»; сформировать представления о русском сентиментализме; совершенствовать умение анализировать повесть как целостное произведение в его историко-литературной обусловленности, писать мини – сочинения;
- развивать образное и аналитическое мышление в процессе работы с текстом и иллюстративным материалом, устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к творчеству Н.М. Карамзина и ценностям отечественной культуры.
Ход урока.
1. Организация внимания детей.
2. Проверка домашнего задания.
1)Выявление знаний детей о сентиментализме как литературном направлении (Беседа)
-Назовите основной принцип сентиментализма.
- Откуда заимствовано это направление?
- Кто является основоположником русского сентиментализма?
- Назовите признаки сентиментальных произведений.
- Каковы основные черты героев?
- Используются ли антитезы в сюжете?
- Каковы жанры сентиментализма?
2) Тест на знание содержания произведения (Контроль)
А) Какого героя характеризуют слова: «…и крестьянки умеют любить»?
Б)Как поступила Лиза с цветами, когда Эраст не пришел?
В)Кому принадлежат слова: «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям»?
Г) Чем занимался Эраст в армии?
Д)В чем причина женитьбы главного героя на богатой вдове?
Е) какой суммой денег откупился Эраст?
Ж) Как история стала известна автору?
3. Изучение нового материала.
1) Сообщение темы и целей урока:
- На уроке мы будем анализировать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Основные задачи в том, чтобы в процессе анализа определить сюжетную линию, охарактеризовать образы героев, выделить признаки литературного направления в повести.
2)Анализ сюжета и его элементов
- Объясните смысл названия повести. Кто является главными героями?
- К повести было создано много иллюстрации, которые изображали главных героев
- Сколько можно выделить сюжетных линий? Назовите главных героев сюжета.
Задание (индивидуальное): выделить элементы сюжета и составить в тетради сюжетный план. (Проверка планов осуществляется путем фронтального опроса)
- Какова роль экспозиции повести?
- Почему автор выбирает трагическую развязку? Соответствует ли развязка литературному направлению?
3) Анализ повести по вопросам.
Задание: обсудить вопросы и подготовить устное выступление с опорой на текс повести. (работа в группах)
А) Образ Лизы.
-Опишите жизнь героини в родительском доме( занятия родителей, круг её интересов, её умения). Каково отношение Лизы к людям и труду? Какими эпитетами использует автор при создании образа героини? По вашему мнению, в чем смысл её жизни?
Б) Образ Эраста.
- Опишите жизнь Эраста до встречи с Лизой. (Каково его происхождение, образование? Как он относится к людям, деньгам, труду?) Как вам кажется, что Эраста привлекает в Лизе? Можно ли считать его чувства ненастоящими?
В чем смысл жизни главного героя? Как к нему относится автор?
В) Пейзаж повести. - Выделите все пейзажные зарисовки в повести. Какова его роль на каждом этапе сюжетной линии? Проследите по тексту, от чьего эмоционального состояния зависит смена пейзажа? Найдите описание могилы Лизы и подумайте, каково значение этого описания.
Сделайте общий вывод: какова роль пейзажа в повести?
Г) Образ автора.
От чьего лица ведется повествование? Выделите слова и выражения, помогающие понять авторское отношение к главным героям. Каково отношение автора к предательству Эраста? К самоубийству Лизы? Понимает автор героев или осуждает их?
4) Устные выступления учащихся и коррекция высказываний (при необходимости)
- Сюжет повести оказался очень привлекательным для кинематографа. По произведению «Бедная Лиза» были сняты два фильма: кукольный фильм – в 1978 году режиссер Идея Гаранина и художественный фильм в 1998 году, режиссер Слава Цукерман. Посмотрим кульминационный момент из кукольного фильма Идеи Гаранина. Какой это будет эпизод?
***Просмотры эпизода из мультипликационного фильма «Бедная Лиза»
о сцене расставания главных героев.
- Какова роль пейзажа в фильме? При помощи каких средств мультипликации передается эмоциональное состояние героев? Совпадает ли позиция Карамзина и режиссера при оценке поступков главных героев?
5) Выделение признаков направления повести:
Задание: заполнить таблицу, определить, соответствует ли содержание повести сентиментализму. (Индивидуальная работа учащихся в тетради)
Сентиментализм Линия сравнения
«Бедная Лиза»
Основная
идея Основная
тема Герои и
характеры Роль пейзажа
Жанры
Вывод: основные характеристики повести соответствуют сентиментализму.
6) Анализ иллюстраций к повести. (Презентация, приложение 1.)
- К повести Н.М. Карамзина было создано множество иллюстраций. Просмотрите их, пожалуйста, и подумайте, кого чаще всего изображали художники, какие черты характера они стремились передать?
4. Подведение итогов урока.
1)- Вспомним тему произведения. Как вам кажется, почему произведение о любви заканчивается так трагически?
- Каковы идеи произведения «Бедная Лиза»?
2) Выставление отметок за работу на уроке.
5. Домашнее задание:
1) Мини-сочинение «Мое отношение к главным героям повести»
2) Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения Карамзина, наиболее близкое по эмоциональному настрою повести «Бедная Лиза»
Оценки за урок.