Рабочая программа «Русский язык грамматика и развитие речи» для обучения на дому обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВЕТЛОВСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № __
от «___» __________ _ 2016 г.
Руководитель ШМО
_________ И.В. Марченко
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Светловская школа»
«___» __________ 2016 г.
_________ Н.В. Щербакова УТВЕРЖДЕНО
Приказ №____
от «___»__________ 2016 г.
Директор
МОУ «Светловская школа»
__________В.Н. Никончик
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК:
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2 КЛАСС
2016-2017 учебный год
Программу составила:
Аблялимова Лиля Бекировна,
учитель начальных классов
МОУ «Светловская школа»
Джанкойского района
Республики Крым,
Квалификационная категория –
первая
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа составлена для организации обучения на дому обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья Ходзинского Евгения на основе коллегиального заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» №51 от 24 мая 2016 года. В соответствии с данным документом по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования Ходзинскому Евгению подтвержден статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, имеющего стойкое умеренное нарушение познавательной деятельности, обусловленное хромосомным заболеванием; системное недоразвитие речи тяжелой степени. Комиссией рекомендовано обучение во втором классе по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственно отсталостью с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья ребенка. Наиболее оптимальным является обучение на дому (по решению ВКК). Нуждается в создании специальных условий для получения образования.
Данная Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Письмо Министерства народного образования РСФСР №17-253-6 от 14.11.1988 г. "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".
Совместное Письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г.№ 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
«Программы для 0 – IV классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, 2011г.
Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида «Русский язык», Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова 2 класс, изд-во «Владос», 2015г
Основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС МОУ «Светловская школа»;
Индивидуального учебного плана Ходзинского Евгения учащегося 2 класса МОУ «Светловская школа» на 2016-2017 учебный год.
Цель программы обучения:
Социальная реабилитация и адаптация учащихся с нарушениями интелекта в современном обществе;
Дать самые элементарные знаниями по грамматике;
Формирование способностей умственного развития и развития речи.
Формировать осмысленного отношения к основным элементам языка.
Овладение и приобретение практических навыков устной и письменной речи.
Формирования основных орфографических и пунктуационных навыков.
Формирование грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Формирование умений анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал.
Способствовать коррекции мышления.
Развитию познавательной деятельности школьников.
Основные задачи обучения русскому языку:
Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию тескт; Выработать элементарные навыки грамотного письма;
Повысить уровень общего и речевого развития;
Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Формировать нравственные качества.
Развитие речи и устранение речевых недостатков учащихся.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.
Рабочая программа разработана в связи с тем, что количество часов в индивидуальном учебном плане МОУ «Светловская школа», не совпадает с количеством часов в государственной учебной программе. Государственная программа отводит на изучение предмета «Русского языка» 165 часов, согласно индивидуальному учебному плану МОУ «Светловская школа», количество часов уменьшено со 165 часов до 68 часов.
А так же, в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся 2 класса, обучающихся непосредственно в учреждении. У мальчика слабо развита мелкая моторика. С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразный видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы, так как у мальчика системное недоразвитие речи тяжелой степени. Поэтому обучение «Русский язык» проводится по индивидуальной рабочей программе.
Программа русскому языку (грамматика, правописание и развитие речи) включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащиеся должны знать:
прописные и строчные буквы;
гласные и согласные буквы;
звонкие и глухие согласные;
твердые и мягкие согласные;
знак ударения;
правила переноса слов;
правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
правила оформления предложения.
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить
2 класс
Барабан, береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу. Звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь. особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Повторение.(4часа)
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы. (34часа)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы)
Слово.(20часов)
Изучение слов, обозначающих предметы:
· называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
· называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
· различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
· сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
· называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
· группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
· различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
· умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Предложение.(8часов)
Практическое знакомство с построением простого предложения:
· составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
· заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
· составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
· выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: -называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
· Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
· Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
· Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
· Совершенствование техники письма.
· Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Повторение (1час)
Повторение пройденного за год.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п Разделы курса Количество часов
Повторение. 4
Звуки и буквы. 34
Слово. 20
Предложение. 8
Повторение пройденного за год 2
Всего 68ч.