Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Утверждаю:


Директор МКОУ Сосновоборской СОШ


___________ Н.С. Грошева


Приказ № ___


от _________














Адаптированная
образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Муниципального казённого образовательного учреждения Сосновоборской средней общеобразовательной школы
муниципального образования «Базарносызганский район»
Ульяновской области
на 2013 – 2014 учебный год







Рассмотрено и принято
на заседании педагогического совета
Протокол №__ от ___







п. Сосновый Бор Содержание:




1.
Информационная справка о школе

3








2.
Целевой раздел



5







2.1.
Пояснительная записка


5








2.2.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
10


адаптированной образовательной программы учащимися с



ОВЗ





2.3.
Система оценки достижения планируемых результатов
12


освоения адаптированной образовательной программы








3.
Содержательный раздел:


14






3.1
Программы отдельных учебных предметов

14






3.2.
Программа внеурочной деятельности

17







4.
Организационный раздел:


25








4.1.
Учебный план



25







4.2.
Календарный учебный график


29

4.3.
План внеурочной деятельности


31






4.4.
Условия реализации адаптированной
образовательной
32


программы

































1. Информационная справка о школе


Полное название школы Муниципальное казённое образовательное учреждение Сосновоборская средняя общеобразовательная школа

Адрес школы 433713 Ульяновская область
Базарносызганский район
п. Сосновый Бор
ул. Центральная, д. 63

Учредитель Администрация МО «Базарносызганский район»

Лицензия серия А № 308497 рег. номер№ 0868 от 24.08.2010 года

Номер аккредитованного свидетельства № 1496 от 28.05.2010 года

В школе 11 классов- комплектов:
1 ступень – 4 класса;
2 ступень – 5 классов;
3 ступень – 2 класса.
В школе обучаются 62 обучающихся. Средняя наполняемость в классах составляет 6 человек.
Учебный 2013-2014 год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 классе составляет 33 недели, в 2-8 и 10 классах - 35 недель, 9, 11 классах-34 недели. Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель.
Занятия проводятся в одну смену, начало занятий в 9.00. Продолжительность уроков (за исключением 1 класса) - 45 минут при шестидневной рабочей неделе, в 1-ом классе в первом полугодии - 35 мин, во втором полугодии по 45 минут каждый.
В школе имеются: компьютерный класс, кабинеты физики, химии, русского языка, литературы, немецкого языка, биологии и географии, технологии, ОБЖ, математики, истории, 2 кабинета для начальных классов, кабинет дистанционного образования, спортивный зал, актовый зал, библиотека, столовая.
В школе имеются 10 компьютеров, которые подключены к сети Интернет, 3 ноутбука, 3 мультимедийных проектора, 3 интерактивных доски, видеокамера, 2 телевизора, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр. Техническая оснащенность образовательного процесса позволяет оказывать качественные образовательные услуги.
В разработке программы участвовали:
администрация школы – Н.С. Грошева, директор школы,
Ю.В. Урлапова, заместитель директора по УВР.

Кадровое обеспечение школы
Администрация
Директор школы – Н.С. Грошева, имеет первую квалификационную категорию, стаж педагогической работы – 32 года, стаж административной работы – 28 лет.
Заместитель директора по УВР – Ю.В. Урлапова, имеет первую квалификационную категорию, стаж педагогической работы – 26 лет, стаж административной работы – 11 лет.
Педагогический персонал
в школе работают – 12 педагогов, высшее образование имеют – 10 чел. (83 %) средне – специальное – 2 чел (17 %).
Награды
- Почетный работник общего образования - 1 человек;
- Почетной грамотой МО Ульяновской области награждены 9 человек;
- Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ награждены 5 человек.

Квалификационные категории
высшую категорию имеют – 1чел. (8,3 %) І категорию имеют –4 чел. (33 %) без категорий – 0 чел. (0 %)
Повышение квалификации
Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в течение последних 5 лет составляет 100%.
Педагогический коллектив стабильный, кадровый потенциал достаточно высок, подавляющее большинство педагогов обладают определенным профессиональным опытом и способны реализовать поставленные перед ним задачи.


Отличительные особенности:
- введение факультативных курсов для развития познавательных способностей обучающих.
- введение в практику работы школы проектной и исследовательской деятельности учащихся.
- проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов.
Учебно-воспитательный процесс в школе строится на принципах вариативности и непрерывности образования, реализует принципы личностно-ориентированной педагогики.


2. Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа разработана на базе основных общеобразовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей обучающихся. Определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Адаптированная образовательная программа направлена на формирование общей культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное и личностное развитие. Программа способствует эстетическому, трудовому и физическому воспитанию обучающихся с нарушениями интеллекта. Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, физического и психического развития воспитанников в целях их успешной социализации в современное общество.

Сроки реализации программы: адаптированная образовательная программа рассчитана на период с сентября 2013 по июнь 2014 года. Творческий коллектив разработчиков адаптированной образовательной программы ставил своей задачей представить специфическую составляющую образовательной программы, определяющую актуальное состояние образовательного процесса, реализацию коррекционной направленности, содержания образования и технологи его реализации в направлении достижения обучающимися, имеющими интеллектуальный дефект различной степени выраженности, планируемых результатов адаптированной образовательной программы.

Нормативными и правовыми основаниями разработки программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.

Письмо Минобразования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (с изм. от 26 декабря 2000 года).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год.

Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Локальные акты образовательного учреждения.


В основе образовательной деятельности школы лежит личностно- деятельностный,системно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, аксиологический подходы, учитываются базовые педагогические принципы специального образования. Наиболее актуальными из них являются:

Принцип социально-адаптирующей направленности образования

Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

Принцип достижения уровня общеобразовательной трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
Принцип единства обучения, воспитания и развития.

Принцип мотивации учащихся к саморазвитию, самосовершенствованию, овладению практическими жизненными навыками.

Принцип педагогической поддержки ребенка как человека (сохранение его телесного и душевного здоровья, соблюдение его прав и свобод, развитие его субъективности и нравственности, забота о его личностном развитии).

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Принцип самоценности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательного процесса.

Принципы сориентированы на личность ребенка, на создание условий для коррекционной работы и социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, на сотрудничество всех субъектов образовательного пространства школы, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным дисциплинам, обеспечивающим социальную адаптацию и интеграцию в общество каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, опираясь, на современные теории и принципы специальной педагогики и психологии педагогический коллектив школы реализует основную Цель – создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи образовательного учреждения:

Создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности.

Обеспечение социальной защиты, медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учтом психофизических возможностей и особенностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников, охраны прав и интересов обучающихся.
Формирование у обучающихся основ нравственно-эстетической воспитанности: представлений о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали, уважения к традициям, истории своего края, народов РФ.
Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ.


МКОУ Сосновоборская СОШ реализует:
Общеобразовательные программы:
-начальное общее образование;
-основное общее образование;
-среднее (полное) общее образование;
-специальные (коррекционные) программы VIII вида на первой и второй ступенях образования
Внедрение ФГОС второго поколения в 1,2,3,5 классах;
Система дополнительного образования.


Состав участников образовательного процесса.

В школе обучается 62 учащихся, из них 3 воспитанников получают образование в форме индивидуального обучения на дому, 2 – по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Образовательный процесс организован в 11 классах.

Состав участников образовательного процесса разнороден по степени выраженности интеллектуального дефекта, по наличию сложных дефектов и осложняющих основной дефект психосоматических заболеваний.

Динамика физического развития учащихся представлена в следующей таблице.

Год,
Коли-
чество
учащих
ся по
школе
Физическое развитие от общего количества детей
Группа здоровья
(количество детей, %)
Диспансерный
учёт(обсле-
довано,коли-
честводетей,%)


Ниже среднего
Среднее
Выше среднего
Высокое
I
II
III
VI


2010-
2011 уч.г
(86)
9
59
15
3
3
50
28
5
24 (27,9 %)

2011-
2012
уч.г
(86)
7
62
15
2
2
52
27
5
24 (27,9 %)

2012-
2013 уч.г
(75)
11
54
10
-
1
43
24
5
20 (26,7 %)


Ежегодно в школе проводится медицинский осмотр учащихся врачами центральной районной больницы.
Результаты осмотра представлены в таблице:

Заболевания
Всего учащихся (обследовано)
2010-2011
уч.год
2011-2012 уч.год
2012-2013 уч.год


86
86
75

Болезни эндокринной
системы
Болезни системы кровообращения
Болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Нарушение осанки
Плоскостопие
Сколиозы
Органов слуха
Органов зрения
Органов речи
Задержка психического развития
10

10


7

21

5

14

6

9

10


5

19

4

13

6

8

10


4

16

2

8

6



После медицинского осмотра по заключению врачей учащиеся подразделяются на физкультурные группы.

Классы

Физкультурные группы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Основная
2
5
4
5
7
4
8
8
7
5
12

Подготовительная


3



1
1




Специальная







2
















Одним из важных аспектов в деятельности школы является взаимодействие с родителями, которое осуществляется в следующих направлениях: комплексная (адресная) помощь семьям (консультационная, просветительская). Реализуется программа «Родительский лекторий». Проводится изучение семейного микроклимата, посещение семей на дому, тематические родительские собрания, совместные мероприятия, мастер-класс и т.д. Родители являются активными участниками соуправления школой.

Характеристика состава и социального статуса семей обучающихся в 2013-2014гг. представлена в таблице.


Количество семей:
48

Из них:


Полных семей
44

Многодетных семей
3

Имеющих детей под опекой
3

Имеющих детей сирот
-

Имеющих детей-инвалидов
5

Малообеспеченных семей
21




Педагогические и руководящие работники школы регулярно повышают уровень профессиональной компетентности через систему курсов повышения квалификации, участие в обучающих семинарах, научно-практических конференциях. Результаты аттестации педагогических работников свидетельствуют о том, что в школе создан комплекс условий, позволяющий объективно оценить результаты деятельности в межаттестационный период на этапе самоэкспертизы и в ходе представления в процедуре аттестации. Наблюдается положительная динамика самообразования педагогического коллектива через прохождение курсов повышения квалификации по сравнению с прошлыми годами. Педагоги заинтересованы в повышении своей квалификации.

Все педагоги имеют награды разной категории за многолетний и плодотворный педагогический труд.



Научно-методическая деятельность образовательного учреждения реализуется через систему функционирования методических объединений. На начало 2013-2014 учебного года в школе функционируют 3 методических объединения педагогов (учителей естественно-гуманитарного цикла, учителей историко-филологического цикла и начальных классов, МО классных руководителей).
Педагогические работники школы представляют опыт своей работы в части реализации современных технологий, разработанных дидактических материалов для обучающихся с ОВЗ на школьных и районных методических объединениях, семинарах.

Задачи реализации адаптированной образовательной программы


1 - 4 классы

1. Обеспечить обучающимся, воспитанникам с ОВЗ достижение метапредметных и предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка.

Обеспечить формирование у обучающихся основ элементарных знаний в таких образовательных областях, как язык и речь, математика, живой мир.

Обеспечить формирование познавательной мотивации у обучающихся, основ нравственного поведения, готовности к сотрудничеству, совместной деятельности с учителем, одноклассниками.

Обеспечить формирование трудовых навыков средствами творческой деятельности в соответствии с психофизическими и интеллектуальными возможностями обучающихся.

Обеспечить формирование готовности обучающихся к сохранению и укреплению собственного здоровья посредством реализации системных коррекционно-развивающих мероприятий.

Обеспечить формирование у обучающихся навыков самообслуживания и социально приемлемого поведения, представлений о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали, основ нравственно-эстетической, гражданской воспитанности обучающихся.

5 - 9 классы

1. Обеспечить обучающимся, воспитанникам с ОВЗ достижение метапредметных и предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка.

Обеспечить формирование у обучающихся представлений о предметах и их свойствах, явлениях окружающего мира на основе изучения предметов таких образовательных областей, как русский (родной) язык, математика, естествознание, география, история, обществоведение, музыка, физическое воспитание, изобразительное искусство.

Обеспечить овладение воспитанниками общетрудовыми умениями и трудовыми операциями в соответствии с профилем трудового обучения.

Создать условия для повышения познавательной мотивации у обучающихся, для формирования осознанных представлений об окружающем мире, о себе, умения находить и использовать познавательную информацию.

Обеспечить формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Воспитание обучающихся на основе ценностей патриотизма и гражданственности, уважения к традициям, истории и культуре своего края, семьи, России, народов многонационального государства.

Обеспечить формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, познанию и творчеству, формирование и развитие системы основных умений учебной, трудовой и творческой деятельности.

Создать в коррекционно-образовательном процессе условий для прочного закрепления знаний и умений для иcпользования их в повседневной самостоятельной жизни для удовлетворения своих бытовых и социальных нужд.

Обеспечить формирование готовности обучающихся к сохранению и укреплению собственного здоровья посредством реализации системных коррекционно-развивающих мероприятий.

Обеспечить готовность обучающихся к продолжению образования по программам профессионального обучения.


Характеристика адаптированной образовательной программы общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа реализует функцию общественного договора, предоставляет возможность через деятельность Совета школы, педагогического совета, родительского комитета школы принимать равнозначное участие родителей (законных представителей) обучающихся, педагогического коллектива, представителей администрации участвовать в государственно-общественном управлении образовательным учреждением.

целях реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования созданы условия для самореализации обучающихся в соответствии с особенностями их психофизического развития, индивидуальными возможностями, способностями, интересами. Основная образовательная программа обеспечивает гарантию прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на проектирования индивидуального образовательного маршрута, оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества с субъектами образовательного процесса, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, коммуникативной деятельности на основе использования современных образовательных технологий, на психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса.

Адаптированная образовательная программа предусматривает:

достижение планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования всеми обучающимися на доступном уровне;

выявление и развитие способностей, потенциальных возможностей обучающихся в различных видах деятельности: предметно-практической, продуктивной, творческой, хозяйственно-бытовой, спортивно-оздоровительной ;

через систему дополнительного образования, организацию общественно-полезной деятельности, социальной практики, с использованием возможностей школы дополнительного образования, подбор оптимального вида деятельности, способствующего его развитию;

отбор содержания коррекционно-образовательного процесса с учтом индивидуальных особенностей обучающихся и построение обучения на основе концептуальных и методологических основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса;

реализацию современных педагогических технологий в рамках образовательного процесса;

создание доступной образовательной среды;

возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогов;

участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании внутришкольной социальной среды;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды МО «Базарносызганский район» для приобретения опыта практических действий и усвоения социального опыта.

МКОУ Сосновоборская СОШ, реализующая адаптированную образовательную программу для учащихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с:

уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

с их правами и обязанностями в части реализации основной образовательной программы общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Образовательная программа адресована:

обучающимся и их родителям:

- с целью информирования об основных направлениях, задачах, организационно-содержательных основах и планируемых результатах деятельности по достижению каждым обучающимся индивидуальных образовательных результатов;
- для определения сферы ответственности родителей и обучающихся за достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

педагогическим работникам школы для определения ориентиров и понимания результатов специального обучения для каждого обучающегося в зависимости от его потенциальных возможностей.
администрации для:

координации деятельности педагогического коллектива по отбору содержания, методов и средств образования обучающихся с различными возможностями и потребностями;
осуществления контроля за реализацией требований к результатам и условиям

освоения воспитанниками основной образовательной программы общего образования;

организации оптимального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

учредителю для:

объективности оценивания качества и результатов деятельности образовательного учреждения;

для принятия управленческих решений на основании мониторинга эффективности коррекционно-образовательного процесса, условий, результатов деятельности образовательного учреждения.

2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательной программы.

Результаты освоения образовательной программы общего образования представляются на уровне достижений выпускника 4 класса, 9 класса (совокупность требований, при реализации программы).

Планируемые результаты обеспечивают связь между образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся, индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося и требований, предъявляемых системой оценки. Являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, подбора учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы. В соответствии с личностно-деятельностным, системно-деятельностным, личностно-ориентированным, компетентностным, аксиологическим подходами, составляющими методологическую основу, а также с учетом базисного учебного плана, учебных программ урочной и внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержание планируемых результатов описывает и характеризует способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Структура планируемых результатов отражает ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне: актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически); зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

«Портрет выпускника 4 класса»

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

предметные результаты:

освоили общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в 5-9 классах.

метапредметные результаты:

овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

освоили знания о предметах и явлениях окружающей действительности;

овладели умениями применять знания при выполнении предметно-практических и игровых заданий;

овладели приемами формирования понятий: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др. на доступном уровне;

способны переключаться с одной умственной операции на другую с помощью показа или по словесной инструкции учителя.

овладели умениями ориентироваться в задании с использованием образца, планировать свои действия при помощи учителя, выполнять самостоятельно простые операции по показу, образцу, словесной инструкции учителя;

овладели умениями применения ранее усвоенных правил;

проявляют готовность принимать помощь учителя при выполнении тех или иных заданий;

личностные результаты:
сформирован интерес к новому учебному материалу;

сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

понимание преимущества здорового образа жизни и е реализация в реальном поведении и поступках;
следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-элементарная ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; - сформирована мотивация к совместной деятельности со сверстниками и педагогами;
сформированы элементарные умения саморегуляции поведения в соответствии с дисциплинарными правилами и нормами.

сформированы элементарные социальные навыки: овладели навыками поведения в учебном процессе, в общественных местах, навыками работы в коллективе сверстников;

способность оценить свои поступки в позиции «Я-школьник».

«Портрет выпускника 9 класса» предметные результаты:

освоили общеобразовательную программу для умственно отсталых детей по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в учреждениях СПО.

метапредметные результаты:

освоили знания об окружающей действительности, свойствах различных материалов и областях их применения;
овладели умениями применять знания при выполнении практических заданий;

овладели приемами формирования понятий: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др. на доступном уровне;

способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя;

овладели умениями ориентироваться в задании с использованием образца, эскиза, чертежа, планировать свои действия самостоятельно, при помощи учителя, выполнять их самостоятельно, по правилу, показу, образцу, представлению, словесной инструкции учителя (пооперационную последовательность действий при выполнении задания, доводить начатое дело до конца);

овладели способностью к усвоению заданного образца;

овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий, навыками самостоятельного краткого оценивания выполнения заданий;

овладели умениями применения ранее усвоенных правил;
овладели умениями работать с различными материалами, инструментами;
умеют принимать помощь учителя при выполнении тех или иных заданий;

овладели умениями организации рабочего места, соблюдения техники безопасности при работе с различными инструментами и санитарно-гигиенических требований при выполнении различных работ.

-овладели умениями последовательно и полно излагать свои мысли при планировании предстоящей деятельности, контроле результатов выполнения заданий.

личностные результаты:

сформировано положительное отношение к трудовой и учебной деятельности, результатам собственного труда;

сформирована способность адекватно оценивать результат учебной и трудовой деятельности;

сформированы умения саморегуляции поведения в соответствии с дисциплинарными правилами и нормами;
имеются духовно-нравственные и личностные качества гражданина РФ, способного выполнять гражданские обязанности.

овладели умениями согласовывать свои действия с действиями других людей, навыками работы в коллективе сверстников.

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы направлена на обеспечение качества образования, учитывает возможности усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья учебного материала, которые определяются их индивидуальными психофизиологическими различиями, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся (оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров). Ее основными функциями являются ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий. В системе специального образования отсутствует государственный образовательный стандарт для школьников с умственной отсталостью. Вследствие неоднородности состава группы детей, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, эталон для сравнения результатов обучения конкретного школьника в настоящее время отсутствует. Качество образования-характеристика выстроенной системы образования в школе, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса требованиям образовательной программы школы, социальным и личностным ожиданиям. Качество коррекционного занятия или урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития. Методы сбора информации в системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в коррекционной школе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в себя поурочное и четвертное оценивание результатов учебы учащихся, и годовую по результатам собеседования и контрольных работ за учебный год.

Текущая аттестация. Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов школы. Текущая аттестация учащихся 1-х классов в течение всего учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по 5-ти бальной шкале, оценка носит описательный характер. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план. Оценки фиксируются в классном журнале и в журнале индивидуального обучения. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторно-лесных школах, реабилитационных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях. Для учащихся, пропустивших по независящим от них обстоятельствам более половины учебного времени, организуются дополнительные занятия и зачетные мероприятия, форму которых определяет учитель. Результаты перечисленных мероприятий будут являться основанием для итоговой аттестации. Вопрос об аттестации учащихся, пропустивших более половины учебного времени без уважительной причины, решается в индивидуальном порядке в присутствии родителей педагогическим советом. Классные руководители представляют в учебную часть информацию о неуспевающих, с указанием причин и мер предпринятых для устранения сложившейся ситуации, за две недели до окончания учебной четверти. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержание учебного материала, используемых им образовательных технологий. Результаты работ учащихся контрольного характера должны отражаются в классном журнале к следующему уроку по этому предмету. Отметка учащегося за четверть, как правило, не может превышать среднюю арифметическую результатов контрольных, проверочных, практических, самостоятельных работ, имеющих контрольный характер.

Годовая аттестация. Годовая аттестация включает в себя:
проверку техники чтения 1-9 классы;
диктант по русскому языку 1-9 классы;
контрольные работы по предметам 1-9 классы;

практические работы по трудовому обучению 5-9 классы;

творческие работы по одному из устных предметов 7-9 классы;

тестирование и сдачу нормативов по физической подготовке 1-9 классы.

Формы и содержание годовой аттестации определяются учителем и утверждаются на заседании ШМО. Аттестация осуществляется по графику, составляющемуся ежегодно и утверждающемуся директором школы. Итоги аттестации учащихся оцениваются по 5-ти бальной системе. Итоговая оценка по учебному предмету (за исключением факультативных, индивидуальных) выставляется учителем на основе оценок за учебный год, результатов годовой аттестации и фактического уровня знаний, умений и навыков учащихся.

Результаты обучения учащихся анализируются, что позволяет получить количественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. На основании полученных данных планируется дальнейшая работа учителя и специалистов. Регулярный мониторинг деятельности учащихся и учителей позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать качество образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. В основе оценивания лежат следующие показатели: уровень сформированности предметных результатов, образовательные достижения обучающихся, состояние здоровья и психофизического развития обучающихся, адаптация обучающихся, эффективность образовательного процесса, уровень воспитанности обучающихся.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика – портфолио. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.). Портфель достижений это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

поддерживать учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником в ходе учебной деятельности и в других формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

3.Содержательный раздел.

3.1. Программы отдельных учебных предметов.

Общеобразовательная область «Общеобразовательные курсы» в 1-9 классы включает в себя: «Чтение и развитее речи» (1-3 кл.- 5 ч., 4-6 кл. – 4 ч., 7-9 кл.- 3ч.), «Письмо и развитие речи» (1-5 кл. – 5 ч., 6-9 кл. – 4 ч.).

Овладение русским языком и литературой является одним из ведущих направлений коррекционно-развивающего процесса. В ходе изучения учебных предметов данной образовательной области учащиеся с ограниченными возможностями здоровья повышают уровень общего и речевого развития, вырабатывают элементарные навыки грамотного письма, учатся правильно ипоследовательно излагать свои мысли в письменной и устной форме, а также происходит преодоление речевого негативизма, стереотипности, бедности оборотов речи, что позволяет приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Образовательная область «Математика» включает изучение учебного предмета – «Математика». В 1-2 и 7-8 классах предполагается изучение этого предмета по 5 часов в неделю, в 3-6 классах по 6 часов, в 9 – 4 часа. В ходе изучения математики дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают элементарными математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного овладения предметами профильного труда. В целом данная образовательная область способствует развитию у учащихся с отклонениями в развитии: числовой грамотности; аналитико-синтетических мыслительных операций; основных психических процессов высшей нервной деятельности (образного, основ логического мышления, памяти, внимания, восприятия). Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др.

Образовательная область "Обществознание" включает в себя: историю Отечества, обществознание. "История Отечества изучается по 2 часа в неделю с 7 – 9 классы. Этот предмет формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Содержание предмета «обществознание» имеет практическую направленность, учащиеся учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки и др.

Общеобразовательная область «Природа» представлена учебными курсами: «Природоведение» для 5 класса по 2 часа в неделю, «География» по 2 часа в неделю для 6-9 классов, «Биология» для 6-9 классов по 2 часа в неделю с соответствующими разделами: «Растения», «Животные», «Человек». Изучение данных разделов позволяет учащимся с отклонениями в развитии получить элементарные сведения о живой и неживой природе, о строении и функционировании организма человека, а также основные представления о здоровом образе жизни и охране здоровья. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение функции органов человека, но, прежде всего, вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества. Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о себе как живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни юноши и девушки после окончания школы."География" - элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий сформировать доступные представления о физической, социально - экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно - этическому воспитанию. Предмет изучается с 6 по 9 класс по 2 часа в неделю.

Общеобразовательная область «Искусство» представлены учебными предметами: «Изобразительное искусство» для 1-6 классов по 1 часу в неделю, в ходе изучения данного предмета дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают навыками рисования. Особое значение в ходе преподавания «Изобразительного искусства» придается созданию условий для воспитания у детей художественного вкуса и эстетических чувств через ознакомление с произведениями различных видов искусства мирового значения. Кроме того, в данную образовательную область входит учебный курс «Музыка и пение» для 1-7 классов по 1 часа в неделю, основной задачей которого является формирование общей музыкальной культуры учащихся при изучении музыкальных произведений фольклорной направленности, ознакомление с музыкальной культурой различных этнических групп.

Общеобразовательная область «Физическая культура» реализуется на уроках «Физкультура» для учащихся 1-9 классов по 3 часа в неделю. На уроках физической культуры укрепляется здоровье учащихся с отклонениями в развитии через применение специальных (коррекционных) программ, направленных на закаливание организма, формирование правильной осанки, совершенствование двигательных качеств учащихся с ограниченными возможностями здоровья (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость), воспитание гигиенических навыков и физической работоспособности. На основании приказа Министерства общего и профессионального образования «О введении в учебные планы третьего часа учебного предмета – физическая культура», в образовательный процесс введен 1 час физической культуры с 1-9 классы.

Общеобразовательная область «Трудовая подготовка» включает учебный курс «Трудовое обучение», овладение которым осуществляется на первой ступени обучения (1-3 классы по 2 часа, 4 класс – 4 часа в неделю), что дает возможность детям с отклонениями в развитии получить элементарные трудовые навыки и сформировать общую положительную мотивацию к трудовой деятельности в целом. В 5-9 классах осуществляется «Профессионально-трудовое обучение», целью которого является допрофессиональная подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному труду по получаемым специализациям в условиях обычных (не предназначенных для инвалидов) предприятий промышленности и сферы обслуживания. В 8, 9 классе осуществляется окончательная специализация трудовой допрофессиональной подготовки в соответствии с выбранной профессией, которая заканчивается итоговой аттестацией по выбранному профилю.

Спектр, представленной направленности профильного обучения в школе позволяет создать комплекс условий, повышающих адаптационные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе.

Кроме того, учебный план предусматривает проведение интегрированной трудовой практики с учащимися с 6 по 9 класс по окончании учебного. Для учащихся 5 класса – 6 дней, 6 класса – 8 дней, 7 класса – 10 дней, 8 класса -12 дней, 9 класса – 14 дней по освоенным курсам допрофессиональной подготовки. В целом включение в учебный план профильного труда позволяет не только создать условия для активизации компенсаторных резервов учащихся с отклонениями в развитии, обеспечить им в определенной степени самостоятельность в быту, но и предоставить возможность дальнейшего трудоустройства.

Образовательная область «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» реализуется через учебный предмет «ОБЖ» для 1-4 классов по 1 часу в неделю. Для учащихся 5-9 классов по 1 часу в неделю за счет факультатива школьного компонента учебного плана. ОБЖ – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития. Данный курс направлен на формирование положительной модели поведения обучающихся в чрезвычайных, экстремальных ситуациях и на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни и разработан в соответствии с программой, утвержденной Минобразования РФ и МЧС РФ.

Школьный компонент учебного плана, реализуется через коррекционные технологии.

Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

3.2 Организация внеурочной деятельности.

Целью внеурочной деятельности является создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личности, способной на социально значимую практическую деятельность, достижение каждым учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей, успешную социализацию.

Задачи:

Активизация социальных интересов учащихся в свободное время, развитие личности в соответствии с их интересами и способностями, стимулирование творческой активности через предоставление обучающимся широкого спектра занятий во внеурочное время.

Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности, привычки к ЗОЖ.
Внеурочная деятельность включает: внеурочную деятельность по предметам, воспитательную работу, дополнительное образование.

Организуется работа по следующим направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное. Направление представлено следующими формами: кружки «Шашки» и «Культура здоровья», секции «Волейбол» и «ОФП», физкультурно-массовые мероприятия – спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спартакиады, конкурсы, туристические походы.

Общекультурное. Общекультурное направление представлено кружком «Музей в твоём классе» и такими формами работы как: беседами, экскурсиями, мероприятиями и др.

Личностное развитие. Развитие творческого воображения и мышления. Реализуются программы: «Информационная культура личности», «Информационные технологии».

Трудовое воспитание. Реализуется программа «Основы профессионального самоопределения», а так же через следующие формы работы: беседы, экскурсии, мероприятия и др. во взаимодействии с социальными партнерами.

Основы социализации и общения «Профилактика межличностных конфликтов», «Развитие коммуникативных навыков».

Основы жизнеобеспечения и здорового образа жизни. Функционируют отряды: ЮИДД, ДЮП, а так же ведется плановая работа классных руководителей по данному направлению

Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с Программой духовно-нравственного развития, воспитания, программами воспитательной работы на протяжении всего периода обучения и воспитания учащихся. Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Уставом школы.