Индивидуальная адаптированная образовательная программа «Путешествие в Страну пространственных представлений» для ребенка старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Пояснительная записка
Проблема развития элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психологического развития заключается не только в усвоении детьми определенных знаний, но и потребности в формировании пространственных представлений.
Первоначальным источником познания старшего дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. У детей с задержкой психологического развития (далее ЗПР) процесс чувственного познания имеет свои особенности, своего рода сложности. Особенно сложно формируются пространственные представления.
Детям данной категории трудно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя в пространстве является важным показателем психологического развития и уровня развития интеллекта ребенка. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
Нарушения в понимании категорий пространства у детей с ЗПР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство, и имеющей уровневое, вертикальное строение. Все уровни данной системы формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие и формируется на их основе. Несформированность даже одного уровня сказывается на дальнейшем наращивании вышележащих уровней и на функционировании всей системы в целом.
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного восприятия этих явлений и предметов в пространстве. Далее следует переходить к формированию представлений о пространстве, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных отношений.
Индивидуальное обучение математическим представлениям возможно только с использованием занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала должна определяться с учетом возрастных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и задачами всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, заинтересованность математическим материалом, расширение и углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, упражнение в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Совершенно очевидно, что как в практическом, так и в теоретическом отношении, необходимо учитывать те особые психологические условия, которые благоприятствуют развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР. Сложилась необходимость в создании единой индивидуальной программы по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР, при написании которой учитывались теоретические положения:
возрастной и педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова),
концепции пространственного мышления (И.Я. Каплунович),
о психологических особенностях детей с ЗПР (В.И. Лубовский, Т.А. Власова и др.).
Таким образом, должны быть выявлены и максимально использованы возможности этого возраста для детей с ЗПР, так как раннее начало обучения является одним из основных условий максимальной коррекции и компенсации их психологического развития. А умение оперировать своими пространственными представлениями в значительной степени зависит от содержания и современных методов и технологий обучения.
Основная часть
Программа индивидуального обучения «Путешествие в Страну пространственных представлений» разработана на основе курсов повышения квалификации «Нормативно-методологические основания проектирования индивидуальных адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» для организации эффективной совместной работы учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя со старшими дошкольниками с ЗПР.
Правовые основы ИАОП:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
Описание контингента участников ИАОП: программа индивидуального обучения разработана для Руслана З. с ЗПР с низким исходным уровнем пространственных представлений.
У Руслана З. выделяется ряд особенностей: испытывает затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанной работе. Это касается сформированности представлений о пространственных направлениях, пространственной обратимости, умении определять пространственные отношения предметов между собой. Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, развернуто. Автоматизации этого умения, его свернутости не отмечается. Особенно трудна для него ориентировка в условиях мыслительной перешифровки на 180(.
Причины затруднений при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи. Нарушения в понимании категорий пространства у Руслана З. так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство.
Цель ИАОП: формирование представлений у старшего дошкольника с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях).
Задачи ИАОП:
Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.
Формирование представления о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны).
Развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства.
Формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов.
Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
ИАОП основывается на следующих принципах:
Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития (Л.С. Выготский).
Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская).
Использование современных образовательных технологий:
«Математика и наши дети» (автор И.М. Фейгенберг, Л-В.В. Лаврик).
«Как научить дошкольника правильно думать» (автор Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Э. Борисова).
Технология педагогической поддержки (автор О.С. Газман).
Технология работы с интерактивной доской Whiteboard.
Особенности организации ИАОП: в работе со старшим дошкольник новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную тему поделили на ряд более мелких задач - «шагов», которые следует последовательно реализовать на протяжении нескольких занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаться в течение года.
Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею ребенком. Понедельное распределение материала в индивидуальной программе на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.
Методические рекомендации по проведению непосредственной образовательной деятельности: проводится в форме игры и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дошкольник учится выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у Руслана З. знания и представления, поддерживать интерес ребенка в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить его к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов.
В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у дошкольника. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т.д. В физкультминутку рекомендуется включать 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.). Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.
Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет Руслану З. почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у него все большего интереса к занятиям математикой.
Механизм включения старшего дошкольника в образовательный процесс (педагогическая поддержка): за основу взята технология педагогической поддержки О.С. Газмана. Педагог-психолог, учитель-дефектолог в системе поддержки данной модели определяется как «remedial teacher» - корректор, учитель компенсирующего обучения: возникновение проблемы ( выявление проблемы ( осознание значимости проблемы ( поиск причин возникновения ( постановка задач коррекции ( выработка плана индивидуального маршрута ( совместная деятельность ( самоанализ ( самооценка ( самокоррекция.
Сроки реализации ИАОП: программа рассчитана на один учебный год и состоит из 30 индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 15 минут. Для закрепления воспитатель использует содержание одного занятия в течение всей недели.
Использование современных образовательных технологий оценки результатов процесса индивидуального обучения: модифицированные методики А.В. Семенович, Е.В. Пивоваровой, М.В. Евлампиевой, Т.Н. Ланиной, М.В. Черенкова, Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, И.В. Ковалец И.В. дополненные самостоятельно разработанными заданиями.
Ожидаемые результаты реализации ИАОП в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие» по направлению «Развитие элементарных математических представлений»: улучшение пространственной ориентировки старшего дошкольника, который проявляет умение не только ориентироваться в направлении «право» и «лево» у себя и у собеседника, определять направления по словесной инструкции, но и осуществлять перешифровку на 180(, определять сторонность на изображениях. Заметное продвижение будет отмечаться у него и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги, а также улучшение понимания и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи. На речемыслительном уровне будет наблюдаться положительная динамика в формировании пространственного мышления, понятия о пространстве станут более адекватными, обобщенными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными.
Основное содержание индивидуальной непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) представлено в таблице 1.
Таблица 1
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
«Путешествие в Страну пространственных представлений»
для ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР
Дата проведения
Методические особенности педагогической поддержки
Краткое содержание индивидуальной НОД
I. блок «Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов»
Цель: обогащение чувственного и двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
уточнить местоположение и названия различных частей тела;
учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело;
развивать навыки узнавания фигур, букв, цифр, написанных пальцем на спине или на ладонях;
вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы.
Октябрь
Октябрь
1 неделя
Прежде чем развивать выше названные процессы необходимо стабилизировать общий мышечный тонус ребенка, устранить мышечные зажимы, и патологические ригидные установки.
Данный вид работы подробно описан Б.А. Архиповым и А.В. Семенович. После этого можно использовать упражнения, основанные на опыте разнообразных телесных взаимодействий ребенка с трехмерным пространством, которое он будет познавать заново при помощи своего тела.
Приемы работы по развитию соматогностических, тактильных и кинестетических процессов предложены А.В. Семенович. Они включают показ и называние частей тела, повторение и создание телесных поз, распознавание различных тактильных ощущений.
Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необходимо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, оречевляемых самим ребенком.
Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела.
2 неделя
Педагог, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и обязательно назвать ее.
3 неделя
Педагог дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.
4 неделя
Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует все тело, а также ручные позы, игра «Зеркало».
Ноябрь
1 неделя
Самостоятельно придумать свои позы или с помощью своего тела изобразить разные фигуры, буквы и цифры.
2 неделя
Ребенку предлагается узнать фигуру, букву, цифру, нарисованную педагогом пальцем на спине, на ладонях ребенка. На руках следует рисовать на правой и левой ладонях, а также на обеих сторонах кисти. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаги и/или назвать ее.
3 неделя
Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложить ребенку вслепую найти предмет с такой же фактурой и назвать ее.
4 неделя
Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
II. блок «Формирование представлений о «схеме собственного тела»
Цель: актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осознанного восприятия детьми собственного тела.
Задачи:
формировать представления о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);
учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.
Декабрь
1 неделя
Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует «верх» и «низ», (потолок, небо - пол, трава), «перед – зад» (пуговицы на рубашке - капюшон), правая и левая стороны.
Первоначально формирование пространственных направлений связывается с движением всего тела в определенную сторону.
Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше - ниже, спереди - сзади, справа - слева).
Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует проделать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой.
Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»).
Следует использовать приемы, предлагаемые И.Н. Садовниковой и Л.А. Пепик. Например, игры-имитации:
Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.
На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец, комар улетает, и медвежонок чешет спинку.
Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.
После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых - левых, верхних - нижних, передних - задних частей его тела, следует закреплять использование этих слов в самостоятельной речи детей.
Педагог поворачивается спиной к ребенку и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Ребенок копирует движения взрослого (по одному движению) и называет, свои действия.
2 неделя
«Право - лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем - с левой рукой, после этого - в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
3 неделя
Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.
Январь
2 неделя
Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет, что у него находится посередине лица (например, нос). А затем по просьбе взрослого начинает движение ладоней вверх или вниз (выделенное слово в речи следует выделить интонационно). При этом перечисляем, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. После этого делаем закономерный вывод, что все мимо чего «проезжала» ладонь, находится выше или ниже носа.
3 неделя
Игра «Ниже - выше». Что у девочки ниже, чем рот? Что у девочки выше, чем нос? Кто назовет больше частей тела расположенных выше, чем брови? Задания сначала задаются взрослым, а потом и самим ребенком. Вопросы и задания, формулируемые самим ребенком, являются очень важным этапом отработки формируемого навыка - пространственных представлений схемы лица, поскольку, таким образом, происходит «введение» этих представлений в активную речь.
4 неделя
Познакомить детей с понятием «между» и объяснить различие с понятием - «посередине». Что у девочки между бровями и носом? Что у меня между ртом и глазами?
Февраль
1 неделя
Игра «Я задумала» - часть лица, она находится над Какую часть лица я задумала?» «У Саши чернильное пятно под Где у Вани чернильное пятно?» Задания сначала дает взрослый, потом придумывает сам ребенок.
2 неделя
Игра «Дождь» Педагог называет части одежды, на которой появились пятна дождя, ребенок ставит магниты. Затем ребенок может играть в паре с взрослым, один ставит магнит, второй называет, где появились «пятна дождя».
III. блок «Развитие ориентировки в окружающем пространстве»
Цель: развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства.
Задачи:
закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства;
учить располагать объекты по отношению к собственному телу;
знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив;
вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.
Февраль
3 неделя
Освоение внешнего пространства нужно начинать с осознания ребенком того, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева от него.
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции.
Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с ЗПР значительные затруднения.
Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право - где у меня лево, а лево - где право. В итоге следует научить дошкольников мысленно ставить себя на место другого человека, видеть вещи его глазами и, главное, правильно называть их.
Важно, чтобы ребенок постоянно оречевлял свои ощущения и направления движения. После сопряженной с действием речи следует учить планирующим высказываниям: что я сейчас буду делать.
Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем рассказывает, что где находится.
4 неделя
Ребенок раскладывает те же фигуры, только относительно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.
Март
1 неделя
Ребенок и взрослый встают напротив друг друга. Ребенок придумывает действия и просит партнера напротив сделать их и внимательно проверяет правильность выполнения. Например, подними вверх левую руку и т.д. После этого они меняются ролями.
2 неделя
Ребенок и взрослый стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.
IV. блок «Развитие ориентировки в двумерном пространстве»
Цель: формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов.
Задачи (учить):
ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);
осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу.);
располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;
вычленять различно расположенные элементы плоскостной фигуры;
копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенные в вертикальные и горизонтальные ряды, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копировать ряд фигур;
анализировать сложные пространственные фигуры, состоящие из нескольких других фигур и копировать их, используя правильную стратегию копирования;
ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180°, мысленно переворачивать лист бумаги на 180°.
Март
3 неделя
Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов.
Целесообразно использовать задания на узнавание нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Анализ фигур, направленный на развитие умения находить одинаковые и неодинаковые в пространственном отношении элементы фигуры, помогает направить внимание ребенка на осознанное восприятие отношений предметов в пространстве.
От узнавания пространственных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных элементов (палочек, кубиков).
Следует также развивать такое умение, как вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Сначала ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности предметного ряда.
На демонстрационном полотне мультимедийной доски расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.
4 неделя
На демонстрационном полотне мультимедийной доски положить кружок, справа от него - квадрат, слева от кружка - треугольник.
Апрель
1 неделя
На демонстрационном полотне мультимедийной доски нарисовать точку, справа от точки - крестик, над точкой - круг, под точкой - квадрат, справа от квадрата - треугольник, над крестиком поставить галочку.
2 неделя
По речевой инструкции двигать фишку по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.
3 неделя
На демонстрационном полотне мультимедийной доски расположить предметные картинки справа или слева от вертикальной линии. Затем задания усложняются: лист бумаги переворачивается на 180° и ребенок должен сказать, где же теперь будут правая и левая стороны.
4 неделя
Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джинсах и т.д.
V. блок «Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения»
Цель: формирование квазипространственных представлений.
Задачи:
учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;
формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.
Май
1 неделя
Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций.
Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога.
Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.
На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.
2 неделя
На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т.д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: «Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т.д.»
3 неделя
Педагог на глазах у ребенка раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а ребенок договаривает конец этой фразы: «Я кладу кружок (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т.д.)».
4 неделя
Игра «Положи мяч» Ребенку предлагается два разных предмета, например, мяч и коробка, он должен выполнить инструкции педагога: положить мяч «в», «на», «под», «над», «перед», «за», «слева», «справа» от коробки.
Список источников
Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст] / Ю.В. Атемаскина. - М.: Детство-Пресс, 2011г. -112с.
Афонькина, Ю.А. Как научить дошкольника правильно думать [Текст] / Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Э. Борисова. - М.: АРКТИ, 2011г. -112с.
Ермолаев, С.Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов из опыта работы. В1. ФГОС [Текст] / С.Д. Ермолаев. - М.: Детство-Пресс, 2015г. -240с.
Коротковских, Л.Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Коротковских. - М.: Детство-Пресс, 2012г. -224с.
Фейгенберг, И.М. Математика и наши дети [Текст] / И.М Фейгенберг, Л-В.В. Лаврик. - М.: Издательство Мнемозина, 2015г. -88с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
Заголовок 115