Технологическая карта урока литературного чтения на тему Сочувствие и сопереживание в рассказе Н.Булгакова Анна, не грусти!
Технологическая карта урока
Тема Сочувствие и сопереживание в рассказе Н.Булгакова «Анна, не грусти!»
Технология Технология развития критического мышления. Приём – чтение по частям.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Цели Образовательные :Познакомить с творчеством Н.Булгакова.
Развивать мотивацию на вдумчивое чтение художественной литературы.
Работать над пополнением словарного запаса.
Формировать УУД:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные УУД
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
Развивать умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать.
Формулировать свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Развивать чувство сопереживания.
Планируемые результаты Предметные:
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные :Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других; формировать свои мысли в устной речи.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте.
Ресурсы: Карточки с текстом рассказа, разбитым на части.
Презентация.
Технология
проведения Деятельность
учителя Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Орг. момент.
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует проговаривание правил работы на уроке. Проговаривают правила работы на уроке чтения. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о дружбе и настоящих друзьях. Английский писатель, педагог Д. Аддисон сказал: “Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдания делит пополам”.
Эти слова я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Как вы считаете , что поможет нам хорошо поработать на уроке ? 1.Самоконтроль готовности.
2.Реакция на учителя, внимание. Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
2.Проверка дом. задания. Проверяет дом. чтение.
Уточняет понимание прочитанного. Читают стихи.
Отвечают на вопросы .-Чем похожи стихи, которые вы читали дома?
-А ты умеешь прощать обиды?
-А нужно ли уметь прощать обиды ?Умение отвечать на вопрос учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
2.Вызов.
Актуализация знаний.
Цели:
-актуализировать имеющиеся знания по теме.
-пробудить интерес,
-активизировать учащихся, дать возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами,
-подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока.
Организует постановку цели и темы урока учащимися. С помощью учителя ставят цель урока.
Участвуют в диалоге, подводящем к теме урока .-Какой раздел учебника мы сейчас изучаем ?-Кого мы можем назвать другом ?( По мере высказывания детей , на доске выстраивается кластер.)
-Кроме того, что вы назвали, настоящий друг обязательно обладает ещё одним качеством. О нём и пойдет речь на этом уроке.
-Сегодня мы будем читать рассказ Николая Булгакова. (Слайд №1)
-Можете ли вы, прочитав имя автора, предположить какой это рассказ по настроению? О чём он?
-Рассказ называется «Анна, не грусти!»
-О ком пойдет речь в этом рассказе,как вы думаете?
-Почему в названии есть кавычки?
-Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ? (Слайд №2) –«С Аней случилось несчастье» Умение отвечать на вопрос учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель и тему урока с помощью учителя.
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативные УУД
Уметь формулировать свои мысли, слушать и понимать речь других.
4.Основная часть.
Цели:
-Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.
- раскрыть значимость сопереживания ,-развивать умение вести рассуждения, аргументируя свою точку зрения. Организует чтение текста методом «чтение с остановками».
Соотносит новую информацию с предполагаемой.
Помогает осознать главную мысль произведения.
Поддерживает активность и интерес
у учащихся. Чтение текста методом
« чтение с остановками».
Высказывают предположения
о том, что будет происходить
в следующей части рассказа, аргументируя
свой ответ. -Прочитаем первую часть.
-С кем же случилось несчастье?
(Слайд №2 достраивается) – «Катя попала в больницу» ;- Как вы думаете, что будет дальше ? «Аня навестит Катю в больнице»
-Читаем вторую часть.
-Сможет ли Аня навестить Катю в больнице? (Слайд №2 дополняется)
»Аню в больницу не пустили»
- Как вы думаете, что произойдет дальше? (слайд №2 дополняется)- «Аня уйдёт домой»
-Читаем третью часть.
-Аня ушла домой? (Слайд №2 дополняется) «Аня стала искать Катю,глядя в окно»
- Что же будет дальше?
-«Аня посмотрит, заплачет и уйдет»
(Дополняется слайд №2)
-Читаем четвертую часть.
-Смогут ли девочки поговорить ?-Что будет дальше? Как выдумаете ?«Аня уйдет, потому что девочки не слышат друг друга» (слайд №2)
-Читаем пятую часть .- Что придумала Аня?
«Девочки разговаривают записками»
(Слайд №2)
- Что же будет дальше ?«Катя заплачет, потому что Ане надо уходить» (Слайд №2)
Читаем шестую часть.
-Катя заплакала ?-А Аня ?Слайд №2 «Аня уходит печальная, а Катя остается в больнице радостная»
- Почему Катя написала записку «Анна, не грусти!» (Хочет её поддержать, представила себя на её месте, сопереживает). На кластере появляется слово « сопереживание».
- Вспомните, какой увидела Аня Катю в больнице? Что она сделала? Почему заплакала? ( Пожалела, представила, чтобы она чувствовала на её месте).
На кластере появляется слово «сочувствие».
- Чему нас учит этот рассказ?
(После высказываний детей – Слайд №3)
- В каких словах рассказа заключается главная мысль ? Прочитайте.
- Мы читали рассказ по частям.
Посмотрите на экран.( Слайд №2)
- О чём говорит этот слайд? (Наши предположения были неправильными, а читать было интересно.- Рассказ «Анна, не грусти!» из сборника рассказов.( Слайд №4) Автор,
Николай Булгаков, священник. Я очень советую вам прочитать эту книгу, наверняка она научит вас доброте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Находить ответы на вопросы в тексте. Познавательные УУД
Делать выводы на основе совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД
Умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать.
Формулировать свои мысли .Регулятивные УУД
Уметь работать по предложенному учителем плану.
Уметь высказывать своё предположение на основе на основе работы с текстом.
Личностные УУД
Уметь высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.Уметь оценить действия героя в соответствии с определённой ситуацией.
5.Дом.задание
Цели
-поддержать интерес к прочитанномуПредоставляет право на выбор. Выбирают, объясняя свой выбор. Задание на выбор:
1.Перечитать рассказ.
2.Придумать рассказ от имени Кати.
3.Придумать продолжение рассказа. Регулятивные УУД.
Способность к самооценке.
6.Рефлексия содержания учебного материала
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока,
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни.
Кто понял, что такое сочувствие и сопереживание – поставьте ноги на ширине плеч. Кому было интересно читать - согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, автор – раскройте кулачки-почки. Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может про себя сказать, что после этого урока, он будет внимательнее относится к своим друзьям и родным людям, поднимите руки – ветки и помашите ими. Уметь оценивать свою деятельность на уроке. Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерий успешности учебной деятельности.