Урок по ИЗО Сопереживание — великая тема искусства 4 класс ФГОС


Конспект учебного занятия «Сопереживание – великая тема искусства» с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Класс: 4
Тема учебного занятия: Сопереживание – великая тема искусства
Продолжительность учебного занятия: 40 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Цель урока:
-формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;
-познакомить с картинами художников, писавших про несчастие, несправедливость нашего мира людей;
-учить анализировать картины художников.
Задачи:
-дать понятие о том, что такое сопереживание;
-развивать навыки анализа, синтеза, сравнения;
-развивать умение строить композицию рисунка, использовать образный язык
материалов: карандаша, угля
-воспитывать неравнодушное отношение к несправедливости.
Оборудование: учебный класс с мультимедийным проектором; репродукционный материал по теме; слайд-фильм; белые листы, кисти, гуашь, дидактические материалы к учебному занятию:
1.Слайд – фильм «Сопереживание – великая тема искусства».
2.Репродукции художников.
Планируемый результат:
Личностные:
-понимать важность движения для своего здоровья;
-уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;
Регулятивные:
- уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
-уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и художественную деятельность одноклассников с позиции творческих задач темы урока, с точки зрения содержания и средств его выражения
-уметь формулировать тему урока;
-уметь выделять главное;
-уметь формулировать цель урока с помощью учителя;
Познавательные:
-уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;
-уметь выражать в своем рисунке свои чувства, настроение людей.
Коммуникативные:
-уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками;
-уметь слушать и слышать учителя и одноклассников;
-уметь осознанно строить устное речевое высказывание.
Ход урока
Этапы урока Содержание Формирование УУД,
Действия учителя Действия ученика Организационный этап Приветствует учащихся.
Прозвенел уже звонок,
Все пришли мы на кружок,
Здравствуйте, ребята!
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствуют учителя на разных языках мира -формирование умения организовывать свое рабочее место;
-формирование умения взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
Постановка цели и задач урока.
Создает эмоциональный настрой на восприятие темы урока: Показ презентации: слайд №1:
Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения.
“Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень много.
Быть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь...
Мы согреваем душу от души-
Глаза в глаза, как будто застывая.
Одну секунду СО-переживая,
Мы лучшее возможно совершим!»
Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения: О каком чувстве идет речь?
Что заставляет вас испытывать именно эти чувства? Совершенно верно, это СОПЕРЕЖИВАНИЕ. А что такое сопереживание? (СЛАЙД№2)
Подводит учащихся к формулированию темы урока:
Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке?(СЛАЙД № 3)
Уточняет, озвучивает тему урока
Тема нашего урока звучит:
«Сопереживание – великая тема искусства»
Какова же может быть цель нашего урока?
Помогает формулировать цель урока
Настраиваются на просмотр презентации.
Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.
Анализируют иллюстрацию: кто главный герой, его поза, выражение мордочки, цвета, используемые в иллюстрации.
Высказывают предположения
Формулируют тему урока
Формулируют цель урока с помощью учителя.
(-рассмотреть картины художников, писавших про горе, несчастья людей;
-понять, как и через что художники выражают то, о чем хотят рассказать
-суметь через рисунок выразить свои чувства. -формирование умения строить понятную для собеседников речь;
-формирование умения формулировать собственное мнение;
-формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени;
-формирование умения слушать и слышать учителя и одноклассников;
-формирование умения формулировать тему урока;
-формирование умения выделения главного;
-формирование умения формулирования цели урока;
Актуализация знаний Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком.
Художники разных стран, разных времён всегда горячо откликались своим искусством на человеческое горе и учили людей сочувствовать чужому горю, чужому страданию. С древнейших времен в искусстве присутствует тема страдания. А рядом с ней – тема великой любви и веры в добро.
Ситуация, изображённая на картине Ф.Решетникова знакома ли вам? (ответ учащихся ) Можем ли мы сказать, что узнаём свои чувства на картине? Какие чувства вызывает у нас главный герой? Почему? (СЛАЙД №5)
Другой художник -Перов, изобразил на картине «Тройка» детей. Послушайте историю, связанную с этой картиной.
«… Однажды к художнику рано утром пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.-- Какую картину? – удивился Перов.
-- Васенька… сынок мой – заплакала женщина. -- Портрет вы с него снимали…
И тут художник вспомнил, что эта та женщина, сын которой двенадцатилетний Вася, позировал ему для картины «Тройка». Утирая слезы, женщина рассказала художнику, что прошлый год сын ее умер от оспы. Она пришла за картиной. Но картина была уже куплена московским купцом П.М.Третьяковым.
Побуждает к высказыванию своего мнения по поводу картины В.Перова «Тройка». Задает наводящие вопросы, помогающие анализировать картину :1.В какое время года и суток происходит действие в картине?
2.Какая погода?
3.Если бы озвучили картину, что бы мы услышали?
4.В какую сторону дует ветер?
5.Как одеты дети?
6.Насколько трудно детям везти воду? Почему?
7.Как чувствуют себя дети?
8.Кто помогает детям?
9.Что произойдет в картине через несколько минут?
Да, Перов хотел показать детей в момент наивысшего напряжения сил, чтобы картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям.
-- Ребята, а какие чувства испытывает каждый из вас к этим детям?
А вот ещё одна картина «Мальчик и собака» - что мы видим здесь? (СЛАЙД №7)
А что изображено на этой картине? (СЛАЙД№8)
Какие чувства вызвали у вас эти картины?
Жалость, Страх, Надежда, Желание помочь, спасти
Вы СОпереживали героям?
Давайте обобщим - какими выразительными средствами пользовались художники для передачи чувств? Вернёмся к некоторым произведениям
Анализируют картину Решетникова «Опять двойка» (с помощью учителя)
Анализируют картину Перова «Тройка» (с помощью учителя)
Анализируют картину
Анализируют картину
Отвечают на вопросы учителя
Делают выводы:
Сюжет
Композицию
Цвет
Контраст
Освещение
Поза, движение
Мимика -формирование умения синтеза и анализа;
-формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени;
-формирование умения адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;
-формирование умения структурировать знания.
Физкультминутка Организует выполнение физкультминутки
По бумаге я бегу,
Всё умею, всё могу: (Бег на месте).
Хочешь – домик нарисую, (Встать на носочки, руки вверх, изображая крышу).
Хочешь – ёлочку в снегу, (Приседание).
Хочешь – дядю, хочешь – сад. (Повороты в стороны, руки на поясе).
Мне любой ребёнок рад. (Прыжки на месте). Выполняют упражнения
-формирование понимания важности движения для своего здоровья.
Первичная проверка понимания Ребята, а вы обратили внимание, какой персонаж есть на каждой картине? А почему именно собака?
Самостоятельная работа
-формирование умения синтеза, анализа,сравнения;
-формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени;
-формирование умения адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;
Практическая работа Сообщает задание для практической работы
Так вот сейчас я вам предлагаю создать свое изобразительное сочинение на тему «Сопереживание». Мы нарисуем собаку, настоящую, а дома вы придумаете сюжет к этой собачке, но такой, чтобы мы, глядя на картину, сопереживали вместе с её героями. Итак, приступим к работе:

Контролирует выполнение работы
Секреты успешной работы:
•Правило №1: работаем КРУПНО, чтобы не пришлось рассматривать рисунок под микроскопом .
•Правило №2: зрителю должно быть ИНТЕРЕСНО, поэтому уделяем внимание деталям, но без излишеств.
•Правило №3: рисунок должен быть ЧЁТКИМ, понятным для зрителя.
Итак: ЧЁТКО, КРУПНО, ИНТЕРЕСНО Выполняют практическую работу: рисунок карандашом на тему: «Сопереживание» -формирование умения компоновать на плоскости листа задуманное;
-формирование умения применять в художественно-творческой деятельности основ графической грамоты;
-формирование умения обращаться за помощью, формулировать свое затруднение
Информация о домашнем задании Очень много людей в нашем мире жестоки, несправедливы к природе, животным, к другим людям.
Сообщает домашнее задание
Записывают в дневник домашнее задание -формирование умения наблюдать за окружающей действительностью и выделять необходимое;
Рефлексия (подведение итогов занятия) Достигли цели нашего урока?
Проводит оценивание деятельности детей
Оценивают свою работу
в соответствии с темой урока, с точки зрения содержания и средств его выражения. -формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
-формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и художественную деятельность одноклассников с позиции творческих задач темы урока, с точки зрения содержания и средств его выражения.