Рабочая программа индивидуального обучения детей с ОВЗ по литературе 5 класс в соответствии с ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Спасская средняя общеобразовательная школа"
«Рассмотрено»
Руководитель РМО
__________Белякова М.В.
Протокол №1
от «19» августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Спасская СОШ»
__________Мелёшкина Л.И.
«__»________________2016г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Спасская СОШ»
_____________ Ефремкин В.К.
«__»__________________2016г.
Рабочая программа индивидуального обучения учащихся с ОВЗ
«Литература»
5Б класс (базовый уровень) 2 часа в неделю (68 часов)
на основе УМК Коровиной В. Я., изд. «Просвещение»
на 2016 - 2017 учебный год
Разработана учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Куланхиной Еленой Анатольевной
г. Спасск – 2016
Нормативная база инклюзивного образования по литературе
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ОВЗ
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Требования к условиям реализации ООП на основе ФГОС НОО для детей с ОВЗ (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ГК от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
6.Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, размещенные на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
8.Учебный плана МБОУ «Спасская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа индивидуального обучения литературе в 5Б классе составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. М.: «Просвещение», 2012 год); авторской программы по литературе для 5 -11 классов В. Я Коровиной -ФГОС - 2014г., реализованной в учебнике: Коровина В. Я. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М. Просвещение, 2014 г.
Программа составлена для 5 «Б» класса и рассчитана на 68 часов. Данная программа разработана для индивидуального обучения.
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий
Технологии:
· Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у обучающихся общеучебных умений и навыков.
· Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
· Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся
· Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
· Технология индивидуализации обучения.
· Информационно-коммуникационные технологии.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий
урок, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, компьютерные уроки, урок развития речи. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающейся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Методы и приёмы обучения:
· обобщающая беседа по изученному материалу;
· индивидуальный устный опрос;
· самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
· виды работ, связанные с анализом текста;
· различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий)
Средства обучения, используемые в образовательной деятельности:
УМК
· Тексты-распечатки
· Тестовый материал
· Учебные компьютерные программы
· Презентации
· Произведения искусства и литературы
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 5 классе для детей с ОВЗ по ФГОС
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты:
1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги ( обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая».
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной».
А.Н. Плещеев. «Весна».
И.С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне».
А.Н. Майков. «Ласточки».
И.З. Суриков. «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Художественный мир поэта.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким «Рыба-кит». Юмористическое стихотворение-песня.
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения детей с ОВЗ литературе в 5 классе по ФГОС
№
Дата
Тема урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
план
факт
Предметные
УУД
Личностные
1
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
Изучение содержания параграфа, работа с теоретическим материалом.
Научиться пользоваться учебником,
Определять роль книги в жизни человека
Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию,
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачи
Формирование стартовой мотивации к учению
2
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор
Составление таблицы «Жанры фольклора», составление тезисного плана по теме «Детский фольклор»
Научиться различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам,
выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения.
Познавательные:
Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками
уметь ориентироваться в разнообразии решения задач, Регулятивные:
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач
Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости.
Осознание себя как индивидуальности и как члена общества
3
«Царевна – лягушка» встреча с волшебной сказкой
Выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному.
Устное рецензирование чтения одноклассников и актёров, пересказ
Выразительное чтение сказки, пересказ, устные и письменные ответы на вопросы.
Выразительное чтение сказок, рецензирование чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге. презентация и защита собственных иллюстраций
4
Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»
5
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.
6
Сказка о животных «Журавль и цапля».
Бытовая сказка «Солдатская шинель»
7
Р.Р. №1Составление волшебной сказки.
Сочинение собственных сказок
Уметь создавать письменные высказывания
Использовать выразительные средства языка
8
Стартовая Контрольная работа
по теме «Сказки»
Выявление уровня облученности учащихся за курс начальной школы
9
Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Понятие о летописи.
Практические работы.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.
Знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст
Познавательные:, выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывание
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков
Положительно относиться к учению
10
М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру»
Поиск сведения о писателе с помощью справочной литературы и ресурсов интернет
Выразительное чтение стихотворений, анализ
Знать особенности содержания произведений, уметь читать текст, уметь воспринимать и анализировать
Познавательные:, планировать совместно с учителем и выполнять учебно-познавательные действия
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию
Проявлять желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе,
11
Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр
Составление сообщения о баснописце,
Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов
Игровые виды деятельности презентация и защита собственных иллюстраций
Уметь сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра,
Знать содержание произведений, давать характеристику герою
Познавательные:, осознавать познавательную задачу,
выполнять учебно-познавательные действия
извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков
12
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий
13
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
14
В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев презентация и защита собственных иллюстраций
Знать сюжетное своеобразие сказки
Уметь раскрывать нравственное содержание, находить лирические и эпические черты
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные:
строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе
Осознавать себя как индивидуальности и как члена общества
15
В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»
16
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев
Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта
Знать и лицейских и детских годах А.С.Пушкина, содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям, знать заданные стихотворения наизусть
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию
Адекватно оценивать свои достижения
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков
17
18
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
19
Проект№1 Электронная презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»
20
21
Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Выразительно читать сказки( в том числе наизусть и по ролям)
Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам, презентация и защита собственных иллюстраций
Знать содержание сказок, уметь рассказывать сюжет, формулировать идею и проблематику произведений
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
Осознавать себя как индивидуальности и как члена общества
22
В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps»
23
П.П.Ершов «Конёк-горбунок» Внеклассное чтение
24
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Художественные особенности.
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, выразительное чтение(В том числе наизусть), Поиск незнакомых слов, работа со словарём,
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям
Познавательные:, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следсвенные связи, делать выводы Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу
Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять интерес и уважение к другим народам, признавать общепринятые нормы
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
25
Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»
Поиск под руководством учителя сведений о пписателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев
Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следсвенные связи, делать выводы Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков
26
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
Внеклассное чтение
27
Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
28
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения
29
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями
Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, в том числе по ролям,
устные и письменные ответы на вопросы
Поиск незнакомых слов, работа со словарём презентация и защита собственных иллюстраций
Создание собственного текста
Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа( в том числе в письменной форме)
Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
30
Герасим и его окружение
31
Герасим и Муму. Счастливый год
32
Смысл финала рассказа
33
РР №2 Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
34
А.А. Фет «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая»
Выразительное чтение стихотворения( в том числе наизусть) устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге
Владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные:
Адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
35
36
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Понятие о сюжете.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, Выразительное чтение
Различные виды пересказов
Нравственная оценка героев рассказа, составление плана
Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа( в том числе в письменной форме)
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следсвенные связи, делать выводы Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
37
А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия»
Поиск под руководством учителя сведений о писателе устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев рассказа, составление плана
Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев
Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
38
Рассказы Антоши Чехонте Внеклассное чтение
39
РР№3 Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.
Обучение анализу стихотврения.
Выразительное чтение стихотворения( в том числе наизусть) устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге
Письменный анализ под руководством учителя Презентация и защита собственных иллюстраций
Создание собственного текста
Владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)
Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия
Регулятивные:
Адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
40
И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»
Поиск под руководством учителя сведений о писателях,
устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге Нравственная оценка героев рассказа, составление плана
различные виды пересказов
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям
Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей
41
42
43
В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец
Жизнь среди «серых камней»
44
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
Выразительное чтение стихотворений, устное рецензирование чтения одноклассников и чтения актёров, устные ответы на вопросы Презентация и защита собственных иллюстраций
Владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные:
Адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
45
46
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»
Мир сказок П.П. Бажова Внеклассное чтение
Устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов, Работа со словарём Презентация и защита собственных иллюстраций
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
47
48
К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»
К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»
Устный рассказ о писателе, выразительное чтение устные и письменные ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов
Презентация и защита собственных иллюстраций
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям
Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности Коммуникативные: задавать вопросы
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей
49
50
С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Устный рассказ о писателе, выразительное чтение ( втом числе по ролям), устные и письменные ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов Составление плана самостоятельного письменного высказывания
Знать этапы жизни писателя, определять род литературы, содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям
Познавательные:, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения,
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
Осваивать новые виды деятельности
51
А.П. Платонов. Рассказ «Никита»
Устный рассказ о писателе, выразительное чтение
Рецензирование чтения одноклассников
Участие в коллективном диалоге
Нравственная оценка героев
Составление плана и письменная характеристика героев
Составление письменного ответа на проблемный вопрос Презентация и защита собственных иллюстраций
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям,
Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следсвенные связи, делать выводы Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
52
53
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
54
55
Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»
Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии
Выразительное чтение стихотворенийУстное рецензирование чтения одноклассников и чтения стихотворений актёрами
Участие в коллективном диалоге
Устный и письменный анализ стихотворений Презентация и защита собственных иллюстраций
Владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)
Познавательные:, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следсвенные связи, делать выводы Регулятивные:
Адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
56
РР №5 Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
57
58
Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».
Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»
Устные рассказы о писателях выразительное чтение произведений
Различные виды пересказов
Участие в коллективном диалоге
Работа со словарём литературоведческих терминов
Устное иллюстрирование
Презентация и защита собственных презентаций
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следсвенные связи, делать выводы Регулятивные:
Адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
59
Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»
Поиск под руководством учителя сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы и ресурсов интернет,
Устные рассказы о писателях
Выразительное чтение(в том числе наизусть)
Устное рецензирование чтения одноклассников, чтения актёров
Различные виды пересказов
Нравственная оценка героев рассказа, составление плана Обсуждение и составление речевой характеристики персонажей произведений
Работа со словарём литературоведческих терминов
Владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Адекватно оценивать свои достижения Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков
60
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
Знать этапы жизни писателей
Знать содержание прочитанных произведений,
Уметь анализировать произведение и характер главного героя
Уметь формулировать идею и проблематику произведений,
Давать характеристику героям,
Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному
61-62
Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки
63-64
Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
Том Сойер и его друзья
65-68
Дж. Лондон «Сказание о Кише»
"$ћ ЁЄ¬®ґ
·
·
·юљ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· &(* ў¤¦ЁЄ°Іґ
·
·
·
·о15