«Овладение умственно отсталыми обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимых для решения практико – ориентированных задач, во внеурочной деятельности через применение коррекционно- развивающих технологий.»
Районный семинар 04.05 2016г.
«Овладение умственно отсталыми обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимых для решения практико – ориентированных задач, во внеурочной деятельности через применение коррекционно- развивающих технологий.» Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью проявляется в глубоком своеобразии их социализации. Формирование у подростков сложных и абстрактных категорий, к которым относятся морально- этические понятия – задача трудная, но необходимая. Привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем интересных мероприятий, необходимых для решения практико – ориентированных задач, на основе общечеловеческих ценностных ориентиров.
Уже несколько лет веду кружок «Подросток и закон», целью мероприятий которого является правовое просвещение обучающихся, они направлены на улучшение модели их поведения. Важно донести до детей, что они должны понимать свою ответственность перед обществом, защищать свои права и отстаивать свою позицию в различных жизненных ситуациях, принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки.
В своей работе применяю современные коррекционно -развивающие технологии, что позволяет организовать обучение с увлечением, поиском, созданием ситуаций успеха и способствуют выработке активной жизненной позиции школьников. Среди них: технологии развивающего обучения, учебной деловой игры, проблемного обучения, информационные технологии и др. Активно применяю ситуации правовой ориентации, (в играх, тренингах, упражнениях). Они способствуют не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. Подробнее остановлюсь на применении проектно - исследовательской технологии.
Перед обучающимися, была поставлена задача разработать памятку «Мои права». Для того чтобы их лучше запомнить, предложено сделать памятку в картинках. Для этого вначале озвучивается проблема: «нужно ли знать свои права, и для чего это нужно» Приходим к выводу, что знать свои права необходимо, для того, чтобы уметь грамотно их защитить. Детям было предложено найти мультфильмы или сказки, в которых нарушались права сказочных героев. Ребята использовали интернет ресурсы, литературу школьной и городской библиотеки. Когда был сформирована «копилка сказок и картинок к ним», совместно разбирались ситуации в сказках и проводился их отбор для формирования памятки. Далее дети самостоятельно выбирали фрагменты сказок и мультфильмов где нарушались, чьи либо права.
Перед Вами на столе лежит лист бумаги, который поделен на 8 окон, иллюстрации к сказкам и таблички на которых записаны права человека. Вашему вниманию будет предложен просмотр фрагмента сказки или мультфильма. В каждое окно надо вставить картинку, соответствующую отрывку из сказки, который вы увидели. Итак, у нас имеется «Копилка сказок и картинок». Внимание на экран.
Показ фрагмента «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
- Из какой сказки отрывок? Найдите картинку к сказке.
-Погибла царевна? (Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. (Помогли ей в этом семь богатырей).
-В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, сотрудники полиции. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и все обязаны соблюдать это право.
-Чьи права были нарушены? - Какое право было нарушено? Найдите табличку с правом и выложите ее под иллюстрацией.
Показ фрагмента сказки «Гадкий утенок»
- К какой сказке относится этот фрагмент?
- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
- Почему жители двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:
А) Он был самый умный.
Б) Он был совсем не похож на других.
В) Он был самый красивый.
Г) Он был самый вежливый.
- Какое право было нарушено? Найдите нужную карточку. Заполните следующий сектор на памятке.
Показ фрагмента сказки «Заюшкина избушка»
- К какой сказке относится этот отрывок?
- Чьи права нарушены в этой сказке?
- Назовите право, которое нарушено. Право на неприкосновенность жилища.
- Кто нарушает это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
Заполните следующий сектор на памятке.
Показ фрагмента сказки «Лягушка путешественница»
- Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
Право на перемещение.
- Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства, каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Показ фрагмента сказки «Буратино».
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. В той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А папа Карло был беден. И чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
-Определите право Буратино.
-Каждый человек имеет право на получение образование.
Показ фрагмента сказки «Буратино».
Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав в Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
О каком праве человека забыли Кот Базилио и Лиса Алиса?
Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.
Показ фрагмента сказки «Золушка». Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит все до крупинки рассортировать. И никогда она не подумала, что Золушка живой человек и ей необходим отдых.
Какое право человека все время нарушала мачеха?
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Показ фрагмента сказки «Волк и красная шапочка».
– Волк, ты нарушаешь закон я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
Какое право хотел нарушить волк?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Продуктом нашего проекта является памятка «Мои права в картинках». Для удобства пользования памяткой вы можете подарить ее малышам или разместить в уголке класса, чтобы в нужный момент всегда можно было к ней обратиться.
Использование компьютерных технологий позволяет применить такое упражнение
Видео с экрана старшеклассница предлагает решить детям правовые ситуации в сказках
В помощь для правильных ответов на доске находятся карточки. Вам даны незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Наиболее эффективными формами работы по формированию правовой активности является познавательно-интеллектуальная игра, ребусы видеофрагмент с занятия Я – гражданин России.
-Я предлагаю вам отразить ваши представления о достойном гражданине. Надо обвести свои ладони на листе бумаги, затем вырезать. На каждом пальчике вы напишите те человеческие качества, которые на ваш взгляд присущи гражданину.
-Расскажите, что у вас получилось? Закончите предложение « Гражданин России это человек…
-Почему вы не все взяли качества? (Это пороки, они не нужны человеку, от них надо избавляться.)
Видеофрагмент «Они нарушали права ребенка»
Конкурс. « правовой цветник» Работать будем в командах. Перед каждой командой лежит по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Право», другого – «Обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей. За каждый правильно собранный цветок команда получает 3 балла.
Ответы:
На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
* Иметь фамилию, имя, отчество
* Иметь игрушки
* Ходить на кружок
* Жить с родителями
* Высказывать свои мысли
* Отдыхать на перемене
На лепестках цветка «Обязанности»:
* Делать уроки
* Читать книги
* Заботиться о животных
* Мыть посуду
* Делать зарядку
* Посещать школу
* Помогать родителям
Получился цветок прав и цветок обязанностей
Видео Конкурс «Песни о правах».
(Подготовить музыкальные фрагменты песен)- прослушивание
Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).
2. «Чему учат в школе» (право на образование).
Применение новых педагогических технологий обеспечивают проявление школьниками собственной нравственной, гражданской позиции, расширение их социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.
Программа кружка включает раздел под названием «Обучение жизненно важным навыкам», включающий занятия о ЗОЖ. Игровые методики, инсценирование обеспечивают расширение навыков жизненных компетенций школьников.
Видео « Сказка о здоровом образе жизни»
Чтобы лучше разобраться с законами и не иметь с ними проблем, инспектор ПДН – Шуваева З.А. рассказала ребятам о самых распространенных правонарушениях среди подростков и мерах ответственности за них на встречах за круглым столом.
Видео « Встреча с инспектором»
Видео правовой викторины
Применение новых педагогических технологий обеспечивают проявление школьниками собственной нравственной, гражданской позиции, расширение их социального опыта и сформированности гражданского сознания в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.