Обобщение опыта работы по теме Здоровьесберегающие технологии. «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1п. Клетня Брянской области
Обобщение опыта
«Игровая технология
как здоровьесберегающий фактор
в обучении и развитии
младших школьников».
Выполнил учитель
начальных классов
МБОУ СОШ №1 п. Клетня
Брянской области
Кравцова С. В.
Стаж работы учителем
начальных классов-28 года.
2014
Характеристика опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Технология игры как здоровьесберегающий фактор личностно-ориентированного обучения и воспитания младших школьников
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Противоречие между необходимостью
постоянного увеличения объёма информации и возможностями детского организма сказывается на ухудшении состояния здоровья детей. Новые условия образовательной деятельности заключаются в применении игровой технологии как здоровьесберегающего фактора в личностно- ориентированном обучении и воспитании младших школьников .
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-формационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Главная цель моего педагогического опыта-
Создать комфортные условия для умственного развития детей, в ходе которых сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика. Добиться успешного овладения программным материалом, не принося вреда здоровью учащихся, можно при условии использования в преподавании специальных коррекционных приёмов, игровой технологии, дифференцированного подхода к детям.
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски).
В концепциях развивающего обучения главной движущей силой является результативная (ЗУНы) и процессуальная деятельность. В рамках традиционной системы я изменила процессуальную сторону деятельности. Каким образом? Просто трансформировала способы деятельности из разных систем в традиционную, которую принято считать классической. Чтобы создать что-то новое, необходимо бережно сохранить то, что есть в традиционной системе, соединить с принципами других систем и усилить.
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
Обучение должно быть развивающим вне зависимости от того, по какой системе работает учитель, приверженцем какой концепции он является, а от того, как он работает, от его личности, от целей, которые он ставит перед собой, от методов и приёмов, которые он использует, от умения реализовать принципы обучения на практике.
6.Результат изменений 4-В-это второй выпуск, где я осуществляю систему специальных коррекционных приёмов, игровой технологии
В начале учёбы я проверила уровень подготовки первоклассников к учёбе. При оценке результатов хорошего уровня не показал ни один из учеников. Средний уровень показали 33 % учащихся, низкий уровень-22%, очень низкий уровень-45%.В настоящее время из учеников моего класса 56% учатся на хорошо и отлично при 100% успеваемости класса
Цель педагогического опыта: создание условий для обучения и воспитания, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; формирование мотивации на здоровый образ жизни, осознание необходимости заботиться о своем здоровье; формирование физических, интеллектуальных, эмоциональных и духовных ценностей.
Описание инновационного опыта учителя.
Условия возникновения опыта продиктованы тем, что образовательный процесс в меняющемся современном мире постоянно усложняется и требует от учеников большого.
Актуальность опыта заключается в том, что многочисленные исследования последних лет показывают: около 25%-30% детей, поступивших в первый класс, имеют уже те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе, число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учить должен так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью учащихся. Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встаёт проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью. Считаю, что один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии в условиях личностно-ориентированного подхода.
Диапазон опыта включает в себя систему уроков согласно программе общеобразовательных учреждений, внеклассные мероприятия, способствующие развитию подвижности и гибкости ума, формирующие такие процессы мышления как сравнение, анализ, умозаключение. Избранный подход открывает перед детьми новые свойства в знакомом, создаёт питательную почву для взращивания интуиции, ассоциативного мышления, творческого воображения и других ценных качеств.
Отсюда очевидна моя задача как учителя - принять ученика таким, каков он есть: положительно к нему относиться, понимать его чувства, сопутствовать восприятию нового материала. Здоровье ребёнка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья.
В своём опыте методическую концепцию строю на дидактических принципах, сформированных Л.В.Занковым, на теории учебной деятельности В.В.Давыдова, развитие механизмов самовоспитания на основе идей И.И.Арчинской и Е. В. Воронициной, для оптимицации учебно-воспитательного процесса, использую работы академика Ю.К. Бабанского, работы Ю.П.Азаровой и О.С.Газман, в которых отражена идея игровой деятельности. Степень новизны заключается в применении игровой технологии при личностно-ориентированном подходе, способствующей сохранению психического и физического здоровья учащихся. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных моделей и технологий обучения, при создании программ реально учитывать закономерности психического развития детей. Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку. Не тороплю, не подгоняю ребенка, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. Помогаю каждому ребенку осознать свои способности, создаю условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества сколько от качества работы. Если процесс, получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Поэтому я, учитываю возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Часто применяю игровую технологию. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по – разному: место размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа, в какой – то мере, помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?
1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укреплению мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети. Ведется журнал, где на каждом уроке учитель ставит оценку за проведение физкультминутки учащимся. Это вызывает дополнительный интерес и дух соревнования у ребят.
3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-конкурс;
- урок - творческая игра;
- урок-путешествие
- урок-викторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др.
В 1-2 классах я часто применяла сказкотерапию, где дети учились вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеетмузыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Эксперементально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
Эффективность проведенной работы по результатам диагностик.
Прошло 3 года с начала опыта и можно уже подвести некоторые итоги. Дети стали гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Текущий мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение последующих трёх лет с 1 по 3 классы.
С разработками данного опыта делилась с учителями на МО нашей школы.
Проводила родительское собрание в 3 классе на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье».
Литература.
1. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. – 1997. № 6.- с. 38-40.
2.Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2003.- 56с.
3.Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.
4.Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.
5..Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. .- Волгоград.-2002.
6.. Гладышева О. С. Уроки здоровья : Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.
7. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
8. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск.-1989.
9. Зиганов М. Учимся читать и считать: Готовим ребенка к школе. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.
10. Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
11. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.
12.http://pedsovet.org
13.http://festival.1september.ru
14.http://www.ychitel.com
15..http://comp-doctor.ru
15