Компетентностный подход как совокупность общих принципов образования для реализации ФГОС
Компетентностный подход как совокупность общих принципов образования для реализации ФГОС
Гудкова И.Н.
Новое законодательство РФ в области образования требует глубокой перестройки его содержания, используемых технологий и средств для получения качественно новых результатов освоения образовательных программ: личностных, метапредметных (УУД) и предметных ЗУН (причем, на первое место выходят практические и теоретические умения, отводя знаниям роль лишь средства (промежуточной ступеньки) для приобретения различных компетенций, в том числе, помогающих жить и ориентироваться в окружающем мире). Предметные УН и З выступают лишь как одно из средств образования и развития личности, формирования универсальных умений учиться самостоятельно активно и на протяжении всей жизни. На первом месте в требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) стоят личностные и метапредметные.
Все это требует перестройки не только системы образования и образовательного процесса, но и сознания учителя, его ценностных ориентаций, его умений организовать учебный процесс таким образом, чтобы ученик сам, мотивированно и активно в процессе обучения (на уроке и дома) приобретал необходимые ему навыки, а не был «ведомым». Чтобы учитель не «передавал» ему знания и опыт, а помог научиться приобретать новый опыт. Переориентация обучения со знаниевой парадигмы произошла уже давно. Однако в школе ученик все еще остается в позиции потребителя, а учитель – «давателя». Пытаясь перевести ученика в позицию активного субъекта учения, учитель порой отказывается его учить, объясняя родителям, что он только дает задания и инструкции, а ученики должны самостоятельно справляться с заданиями и искать пути их выполнения.
Это ошибочное мнение. Прежде чем что-то требовать от учеников, необходимо сформировать у них соответствующую базу знаний и умений, но не методом передачи от учителя к ученику, а через активную деятельность на уроке с использованием методов активного обучения (проблемных, диалоговых, игровых, деятельностных, проектных, исследовательских, рефлексивных и т.п.) и интерактивных форм обучения (учатся друг с другом и друг у друга, обучая друг друга), когда в ходе совместного решения познавательных задач, школьники приобретают новый опыт и осваивают новые способы деятельности, создавая значимый учебный продукт (проект, разработанный алгоритм, текст, схему, систему способов и т.п.)
Невозможно требовать от учеников активной учебной деятельности. Не сформировав у них прежде необходимых умений осуществлять эту деятельность, начиная с осознания познавательной потребности и формулирования цели и заканчивая оцениванием и корректировкой своих действий и делания выводов на будущее. Сначала этому их нужно долго учить. На это и направлено формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Благодаря им, ученик получает возможность проявлять себя как активных субъект учебной деятельности (субъект учения) и учиться самостоятельно, опираясь на освоенные им способы мышления. Второе, что необходимо изменить в себе учителю – это принятие детей такими, какие они есть, с их индивидуальными способностями и особенностями. Зная ученика и принимая его и в нем то, что дано ему природой и трудно поддается коррекции, учитывая эти аспекты, учитель сможет найти и подобрать такие методы работы с ним и такой уровень требований, который поможет ученику максимально психологически комфортно преодолевать те трудности, с которыми он неизбежно сталкивается, имея неодинаковые с другими особенности внимания, памяти. Мышления, речи и т.п. Да, в какой-то степени это подстраиваться под конкретного ребенка, в том числе, и ООП. Это идти «от ребенка», это помогает ребенку осваивать собственную образовательную траекторию собственными оптимальными для него методами и средствами.
Нет, это не значит, что мы отменяем воспитание, коррекцию и обучение, и всех учим на доступном им уровне методами, которые нравятся ученикам. Это не значит, что учителю необходимо угождать ученику и подчиняться его прихотям (и претензиям родителя). Это значит, что реально понимая и оценивая возможности ребенка, учитель помогает ему найти свой способ обучения.
Как справиться при этом с «разнообразием класса» и где взять силы и время? Современные требования ФГОС на это ответ не дают. Но зато многообразие современных образовательных технологий позволяет учителю подобрать тот арсенал эффективных педагогических средств. Которые помогут вовлечь ребенка в более активную работу и реализовать свои способности и интересы
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Ключевые компетенции
1.Ценностно-смысловая компетенция. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом.
2.Социально-трудовая компетенция. Школьник учится выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
3. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
4.Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, овладение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Он учится отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использовать другие методы познания.
5.Информационные компетенции. При помощи телевизора, магнитофона, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
6.Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
7.Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В процессе обучения русскому языку формируются также специальные предметные компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая.
Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечить не разрозненное предметное, а целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, необходимую не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Компетентностно-ориентированные задания
Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Признаки компетентно-ориентированного задания:
имитация жизненной ситуации;
обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
выход за рамки одной образовательной области;
наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишние;
часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Требования к компетентностно-ориентированным заданиям:
Задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания.
Задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации,
Задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., Структура компетентностно-ориентированных заданий достаточно чётко определена:
Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания
Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания
Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке
Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Стили речи. Официально-деловой стиль»
Ключевые компетенции – информационная, коммуникативная.
Стимул. Летом ты решил поработать. Узнал, что есть вакансия курьера в редакции местной газеты. Твой 15-летний знакомый прошлым летом подрабатывал на этой должности и рекомендовал тебе устроиться туда же. Ты сомневаешься: возьмут ли тебя в твои 12 лет и при каких условиях. Ты знаешь также, что для устройства на работу нужно написать заявление.
Формулировка задания. Узнай из официального источника (Трудового кодекса РФ) необходимую для тебя информацию, заполнив таблицу. Составь свое заявление с учетом того, в каком году ты его можешь предъявить на интересующей тебя работе.
Инструмент оценивания: Ответ, количество баллов.
1. С какого возраста несовершеннолетнего могут принять на работу в каникулы и при каких условиях?
По 1 баллу за верное определение всех возрастных периодов.
По 1 баллу за верное указание всех условий в каждом периоде
2. Какова продолжительность рабочего дня для подростка?
По 1 баллу за верное указание продолжительности рабочего дня в каждом из возрастных периодов
3. Каков минимальный размер зарплаты подростка?
1 балл за верное указание суммы
Итого: 11 баллов
Источник информации: Трудовой кодекс РФ (гл. 11, ст. 63)
Модельный ответ:
Главному редактору газеты «Обруч»
Головину Т. Ф.
Сергеева Антона Николаевича,
проживающего по адресу: г. Лысьва, ул. Строительная, 26.
заявление.
Прошу принять меня на работу на должность курьера.
Подпись:___________ Дата: 03.06.2013 г.
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Не с глаголом»
Ключевые компетенции – информационная, коммуникативная.
Стимул. Ты переехал жить в другой район города, но менять школу не хочешь. Ты узнал, что теперь тебе удобней добираться в школу на электричке. Она идет от станции «Придача» к станции «Машмет». Ты сомневаешься: не будет ли твой путь опасней, чем утреннее путешествие на маршрутном такси.
Формулировка задания. Узнай из официального источника (Интернет) необходимую для тебя информацию. Составь памятку поведения ребенка в электричке, состоящую из запретов. Тема «Не с глаголом пишется отдельно»
Инструмент оценивания: Ответ, количество баллов.
По одному баллу за каждый верный пункт в памятке. (до10 баллов)
Источник информации: Видеоролик программы «Утро» на 1 канале от 29.09.2015 года из раздела «Самооборона». Сравни свою памятку с правилами поведения, которые рассказал инструктор.
Модельный ответ:
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ЭЛЕКТРИЧКЕ
1.Не переходи железнодорожные пути в неположенных местах. Пользуйся пешеходными дорожками, мостами и тоннелями.
2.Не спрыгивай с платформы на железнодорожное полотно.
3.Не стой у края платформы. В часы пик тебя могут вытолкнуть на рельсы.
4.Не старайся ездить в последних или первых вагонах. Они в случае аварии страдают больше, чем головные.
5. Войдя в электричку, не останавливайся в тамбуре, проходи в середину вагона.
6.Не стой у дверей. Здесь тебя проще ограбить. Преступник может выхватить рюкзак и убежать.
7.Если негде сесть, не ходи по вагону, а держись за поручни.
8.Не ставь рюкзак близко к проходу, лучше надень вперед. Его так не смогут вырвать.
9. Не доставай деньги и свой телефон без надобности, а вот билет положи в карман. Так ты его сможешь быстро достать.
10.А теперь самое главное. Ничего не бойся. Запомни правила безопасности. Ведь ты уже подрос и можешь ездить без сопровождения!
Это же задание можно применить к теме «Повелительное наклонение глагола» или «Диалог»
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:
– мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;
– организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;
– точно диагностировать уровень развития компетентностей.
Рекомендации по подготовке выступлений на базе ОУ
после прохождения курсов ПК по ФГОС ООО
Примерные темы выступлений
Из опыта развития ключевых компетенций на уроках русского языка.
Из опыта развития предметных компетенций на уроках русского языка.
Из опыта развития межпредметных компетенций на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся по русскому языку.
Из опыта работы с компетентностно-ориентированными заданиями по русскому языку.
Отбор педагогических технологий для формирования компетентности учащихся в русском языке.
Выберите правильный ответ: «да» или «нет»?
Да Нет
1. Смысл образования заключается в формировании у обучаемых корпуса прочных знаний, которые проверяются прежде всего с помощью тестовой формы экзамена. 2. Педагог должен учить школьников способам решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. 3. Собственный опыт учащихся – элемент социального опыта, и на него следует ориентироваться при организации процесса обучения. 4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. 5. Специальные предметные компетенции являются ключевыми компетенциями образования. 6. Информационная компетенция состоит в умении работать с компьютером. 7. Вспомните любую предметную компетенцию из своей образовательной области ?
Выберите правильный ответ: «да» или «нет»?
Да Нет
1. Смысл образования заключается в формировании у обучаемых корпуса прочных знаний, которые проверяются прежде всего с помощью тестовой формы экзамена. 2. Педагог должен учить школьников способам решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. 3. Собственный опыт учащихся – элемент социального опыта, и на него следует ориентироваться при организации процесса обучения. 4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. 5. Специальные предметные компетенции являются ключевыми компетенциями образования. 6. Информационная компетенция состоит в умении работать с компьютером. 7. Вспомните любую предметную компетенцию из своей образовательной области ?