Статья Использование личностно-ориентированного подхода при овладении профессиональными навыками
Использование личностно-ориентированного подхода при овладении профессиональными навыками
Ведущим стратегическим направлением развития системы СПО в мире, на сегодняшний день является, личностно–ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности студента – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта обучающегося, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта обучающегося.
Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым преподавателем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:
личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому обучающемуся, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность обучающегося, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;
личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого обучающегося.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад.
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки обучающихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих обучающихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста обучающегося.
В настоящее время все большее распространение получает термин «визуальное мышление», которое определяется как «… человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым».
Во многом формировать такое мышление, работать с различными источниками информации, целенаправленно подбирать информацию, структурировать ее, эффективно и красочно представлять помогает программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Из изучаемых в курсе программного обеспечения прикладных программ программа PowerPoint является одной из самых востребованных, т.к. средства ИКТ находят широкое применение при проведении уроков спецдисциплин, на которых, используя возможности программы, обучающиеся представляют результаты своих исследований, доклады и рефераты.
Поэтому, я считаю, что при изучении любой программы, и в частности программы PowerPoint, необходимы мотивационно-целевой и демонстративный блоки.
Для того чтобы мотивировать обучающихся к активному овладению навыками и приемами работы, необходимо поставить перед ними проблемную задачу максимально приближенную к их жизненным интересам, а именно – самим разработать мультимедийную презентацию по интересующей их теме. На первом уроке по изучению данной темы рассказываю об области применения программы — о том, что с помощью программы PowerPoint можно создать презентации для показа во время выступлений на семинаре или конференции, для рекламы товаров на выставках, при объяснении нового материала на уроке и т.д. Особо подчеркиваю, что презентация является одной из форм представления творческих и проектных работ обучающихся. Средствами программы можно создать оригинал-макеты грамот и дипломов для олимпиад, конкурсов, фестивалей, можно даже верстать страницы школьных изданий: газет, журналов, альманахов.
На данном уроке демонстрирую возможности программы, показывая удачные проектные работы других обучающихся с оригинальным оформлением, красочной графикой, видеосюжетами, анимацией, звуковым оформлением.
Такой урок позволяет не только сформировать общее представление о назначении, структуре и оформлении презентации, но и мотивирует поставленные задачи.
Таким образом, данный блок способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, созданию мотивации в получении знаний, умений и навыков.
Продуктивный блок дает возможность реализовать непосредственное получение продуктивных заданий, которые формируют навыки работы с различными объектами программы. Это осуществляется в ходе выполнения следующих практических работ, например:
Ввод текста на слайд и его форматирование (вставка объектов WordArt, вставка и форматирование рисунков).
Создание оригинал-макета грамоты, диплома (вставка автофигур, выполнение действий: порядок, поворот).
Подготовка мультимедийной презентации (вставка видео и звука, настройка анимации).
Подготовка мультимедийной презентации c выходом в Интернет (создание на слайде гиперссылки на сайт).
Подготовка мультимедийной презентации – основы курсового проекта (создание слайда-меню с управляющими кнопками).
Подготовка мультимедийной презентации – основы курсового проекта (создание слайдов со статической картой-меню гиперссылок).
При изучении программы особое внимание уделяю требованиям к оформлению презентаций и указываю на типичные ошибки при создании слайдов — чрезмерное увлечение эффектами, плохо подобранная цветовая гамма, неправильно организованная система гиперссылок.
Для иллюстрации возможностей программы использую видеосюжеты с комментариями, обучающие приемам работы, а также материалы мультимедийного самоучителя.
При обучении программе PowerPoint стараюсь решить проблему дифференциации и индивидуализации обучения, учета личностных особенностей и потребностей обучающихся. Дифференциация обучения позволяет развить у каждого студента такие личностные механизмы как самореализация, саморазвитие, саморегуляция и адаптация. Здесь создаются условия для творчества, осуществляется попытка учесть субъективный опыт каждого обучающегося.
Еще один, не менее важный компонент личностно-ориентированного средства обучения – контролирующий блок. В процессе решения задачи осуществляется постоянный контроль за деятельностью обучающихся, который выражается в виде контрольных заданий и электронных тестов.
Контролирующий блок дает обучающимся возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности, что повышает уровень их самостоятельности и ответственности.
Для реализации творческих идей, развития навыков совместной работы необходимо наличие блока, где предлагается разработать проект, т.е. – блок проектирования.
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ориентированной педагогической системы являются насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, настоятельно диктуют необходимость изменения традиционных подходов к обучению. Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов.
Одним из таких методов является метод проектов, важнейшей составляющей которого является самостоятельная деятельность обучающихся — индивидуальная, парная, групповая.
Выполнение проектов осуществляется в условиях постоянного доступа к компьютерной технике и обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии студентов. Это придает им уверенности, у обучающихся возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках такой организации обучения, при которой наиболее успешно работающие обучающиеся начинают выполнять роль помощников преподавателя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития обучающихся.
При выполнении проекта перед обучающимися ставится задача создать презентацию на произвольную тему в программе PowerPoint. Можно разделить их на группы по 2—3 человека. В группах они самостоятельно продумывают тему и распределяют между собой обязанности. Необходимую информацию они берут из книг (сканируют тексты и иллюстрации), из Интернета, из электронных энциклопедий и книг. Обучающиеся с удовольствием подбирают материал, фотографии, видеофильмы, анимации. На уроках ощущается творческий подъем. По мере выполнения задания проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы обучающиеся обучают друг друга, помогают друг другу.
При подготовке презентаций студенты получают консультации по разработке художественно-стилевого решения, информационному наполнению, организации системы гиперссылок и меню и т.д.
Завершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта. В процессе обсуждения нужно представить наиболее сильные стороны представленной презентации; перечислить моменты, требующие доработки; внести предложения по усовершенствованию проекта; сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление в оценочную таблицу.
После обсуждения всех презентаций проводится рейтинговое сравнение презентаций и выбирается лидер, набравший самое большое количество баллов.
Рефлексия – каждой группе выдаются вопросы для обсуждения:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях?
Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях?
Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Каковы ваши ощущения от выполненной работы?
Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?
При выполнении проекта реализуются принципы «Развивающей помощи», что:
дает обучающемуся осознать себя;
позволяет «разбудить обучающегося» — его активность и внутренние силы;
обучающийся сам делает выбор, принимает решение и отвечает за него.
По моему мнению, такая организация обучения прививает навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности; стимулирует у обучающихся интерес к предмету; развивает их способности; формирует правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, развивает творческое мышление. В результате можно сделать заключение, что учебное средство, обладающее подобной структурой, основанное на использовании ИКТ удовлетворяет основным признакам личностно-ориентированного обучения и может позволить:
повысить мотивированность обучающихся к обучению;
повысить их познавательную активность;
построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого обучающегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний обучающимися;
вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
отследить динамику развития обучающихся;
учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого обучающегося.