Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание -тся и -ться в глаголах (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема Урок освоения новых знаний по теме «Правописание -тся и –ться в глаголах»
Цель Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он сможет решить следующие задачи:
Задачи Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Развивать коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, оценивать).
Совершенствоваться в правописании ь после шипящих, определении морфологических признаков частей речи
Формируемые УУД Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, осуществлять коррекцию деформированного написания
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.
Предметные: уметь правильно писать глаголы на -ться, -тся, систематизировать знания учащихся о глаголе как самостоятельной части речи
Основные понятия Орфоэпия, морфологические признаки, существительное , глагол , правописание -ться, -тсяРесурсы Доска, мультимедийная система, учебник
Организация пространства Индивидуальная работа, фронтальная работа, парная, групповая
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
Мотивация
Цель: обеспечить готовность к уроку создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.
Стимулирует деятельность учащихся: создает позитивный настрой , создание проблемной ситуации.
Слайд1Приветствие учителя.
Отвечают на проблемный вопрос .Огонь – символ знаний.
Девиз урока «Знание – сила»
Знаки организуют, предупреждают, напоминают, спасают жизнь - несут информацию
Какие используются на уроках русского языка? Включение учащихся в учебную деятельность, эмоциональный настрой на предстоящую деятельность - Л.
Актуализация
Слайд2 Наша жизнь наполнена символами и знаками.
Схемы, ЛЗ,ГЗ, знаки о синт. роли и т.д.
Повторение изученного материала Ударение – знак.
Поставим ударение. Ведь правильная речь говорит о том, что человек грамотный, обучался в школе.
Схема – тоже содержит информацию, черпаем определённые знания.(Кластер)
Самопроверка.
Выставляют баллы в Лист успеха
Работа в парах Составление кластера «глагол»
Сравнение с образцом выполнения (слайд 7) Поставить ударение в словах.
ЗвонИтбездЕльничалНачалсЯБаловАтьсялиловЕтьКАшлянутьДаётся «морфологический портрет» глагола 1) П: сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
2) К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
3)Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Подготовка к изучению новой темы
Постановка УЗ
Формирование новых знаний
Физкультминутка
Что означает данный знак -
Транскрипция, звуковой облик слова
Слайд.Даны транскрипции слов
Водица, водиться,водитсяПомогает детям определить тему и задачи урока.
Слайд.
Ь – тоже несёт информацию.
- графический знак, выделяющий окончание. Какую информацию несут окончания в словах водиться, водится
Отвечают, что это знак транскрипции
3 разных слова
Водица – существительное(док-во)
Звук ц обозначает сочетание букв тся, ться,
Не совпадение звукового и буквенного облика – орфограмма.
Записывают тему урока
хлопок – пишу, топот -не пишуЬКакие слова написаны?
Что легко доказать?
Как доказать, что слово водица - существительное?
Мы сможем сразу написать правильно эти глаголы, раз на слух оканчиваются одинаково?
Так о чём мы будем изучать сегодня на уроке?
Какова тема сегодняшнего урока?
Если её нет после шипящего – это говорит о том, что слово м.р./, р.п. мн.ч,/ краткое прилагательное,
ть – неопределённая форма глагола
ит – 3 л., ед.ч., 2 спряжение.
Делают вывод, что ь пишется в неопределённой форме глагола, не пишется в форме 3 лица ед.ч.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; сотрудничать в совместном решении проблемы.
познавательные: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Формулирование темы и постановка учебных задач – Р.
Развитие монологической и диалогической речи – К.
Закреплять понятие, использовать знания на практике – П.
Постановка и формулирование проблемы – П.
Закрепление нового материала 1.Работу по группам
1 – рассуждение на лингвистическую тему
2 –составление алгоритм а
3 - схема правильного написания
жеребьёвка.
Работа в группах,
Оценивание работы в группе по критериям
Выступление первых 3-х групп.
Защита работ. Давайте выставим баллы ( балла)
Взаимопроверка по образцу проверка
Выставление баллов в лист успеха Уметь осуществлять самоконтроль, коррекцию – Р.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Даёт задание для самостоятельной работы. (распечатанные тексты) Дорогая мамочка! Я очень хорошо отдыхаю в деревне. У бабушки в огороде большая теплица. Вечерами в доме уютно, в печурке всегда огонь теплица. А соседка у меня девица Настенька, она всему дивица. Ей нравица со мной водица. Мы с Настёной и бабушкой ходим к озеру. Там всегда тёплая водица, можно долго купаца. Мамочка, мне отдых очень нравица, но я не забываю занимаца. Приезжай скорее к нам в гости. Твой сын .
Выписывают слова из деформированного текста и группируют в 3 столбика.
Проверка по образцу.(слайд) Дифференциация .Для слабых учеников распечатка текстов , в которых к глаголам заданы вопросы в скобках.
Уметь анализировать, соотносить, группировать (р)
Рефлексия Акцентирует внимание учеников на целях урока и предлагать провести рефлексию.
Оценивает( комментирует ) отличившихся , и они заносят оценку учителя в свой Оценочный лист
Высказываются/заполняют бланк рефлексии
Оценивают свою работу, выставляют отметки.
Давайте вернемся к целям урока и ответим на вопросы: что нового мы узнали на уроке? Чему мы сегодня научились? Все ли у меня получилось? Умение анализировать собственную деятельность на уроке – Р.
Адекватное понимание причин успеха и ли неуспеха в учебной деятельности - Л.
Домашнее задание .§- знак, §110. Объясняет домашнее задание. Записывают домашнее задание Дифференцированные задания –П., Л.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист успеха __ФИО_______________________________
Ударение
«5» - 0 ош.
«4» - 1 ош.
«3» - 2 ош. Работа в группах
«5» - 3 балла
«4» - 2 балла
«3» - 1балл Защита
«5» - содержательно,
уверенно, без подсказки.
«4» -так же, но с подсказкой
«3» - «слабое» выступление Текст «Письмо»
«5» - 0 ош.
«4» - 1 ош.
«3» - 2 ош. Моя оценка Оценка учителя
Оценочный лист «Работа в группе»
№ ппИмя Оценка по каждому 1 балл – «да», 0 баллов – «нет»
Оценка группы
(от 0 до 3 балловУчаствовал в рабочем обсуждении Участвовал в принятии рабочих решений Соблюдал принципы сотрудничества 1 2 3 4 5. Лист самоанализа. ФИО. _____________________________________________
Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен -
Мне было интересно работать на уроке-
Мне понравилось работать в группе –
В процессе работы у меня возникали трудности – результатом работы я доволен -