Конспект урока по русскому языку: Правописание -ться- и -тся- в глаголах (4 класс).
Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
4класс (УМК «Начальная школа XXI века»)
Цель:
Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.
Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
Этап урока Сценарий урока УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. -Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу -знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
-Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)
- Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
-Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
- Что вы знаете о глаголе?
-Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
-Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?
-Для чего нужно знать все правила написания глаголов?
- Вы готовы к изучению следующей темы?
- Каким способом вы будете изучать новую тему?
1)сначала надо понять, что мы не знаем;
2)затем самим построить новый способ действия.
-Как определить, что вы не знаете?
надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
выполнить пробные действия;
определить своё затруднение;
подумать и найти причину затруднения.
-Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи. - самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (Р);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 2.1.Минутка чистописания.
-Прочитайте стихотворения М.Бородицкой, записанные на доске (рубрика «Давай подумаем»):
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется-
Славно сегодня звенится-поется.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться-
Для супа не годится.
-Назовите выделенные слова. Разделите их на группы (глаголы, имена существительные).
-Что интересного заметили в словах данных стихотворений?(на конце слышится [ца])
-Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных- буквами ца, на конце глаголов –ться или -тся)
-Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
-Составьте задание для минутки чистописания, используя буквы ц и ь.
2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
-Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?
-Какую цель поставите перед собой? (изучить то новое, что мы ещё не знаем).
-Прочитайте вывод Лиды в учебнике: «На конце имен существительных слышится [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется -тся или -ться.» Согласишься ли ты с таким ответом?
-Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? В чем оно заключается?
- Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? ( подумать и найти причину затруднения). - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);
- учёт разных мнений (К)
3. Постановка учебной задачи - Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных- курица, птица и т.д.).
- Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?
- Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем? (проблемная ситуация)
- Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
- Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).
(учитель фиксирует на доске тему урока.)
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
-определение основной и второстепенной информации (П);
-постановка и формулирование проблемы (П);
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-планирование, прогнозирование (Р)
4. Построение проекта выхода из затруднения. - Вспомните, как вы находили новые правила написания слов на предыдущих уроках и составьте план своих действий:
Работа с моделями слов.
Запись слов по группам.
Составление эталона.
Формулировка правила.
-Какие гипотезы вы можете выдвинуть? (1.задать вопросы к глаголам и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом; 2.обратить внимание на форму, в которой стоит глагол), (для менее подготовленных в учебнике имеется рубрика «Подсказка»)
-Какая из них приведет к положительному результату?
1) Исследование №1. (работа в группе - для более подготовленных детей, для менее подготовленных – подводящий диалог )- Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй - с ь.
-Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишите вопросы на первой строке.
садится (что делает?) гордиться (что делать?)
струится
глядится
напьется
звенитсяпоется
гордится
не годится
-Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД 1: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.
2) Исследование №2.
-Составьте предложения со словами: гордится- гордиться.
Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
-Проведите аналогичную работу с остальными глаголами стихотворений.
-Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
-Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
ВЫВОД 2: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ.
-Каковы результаты исследования гипотез (проверка результатов работы в группах подготовленных детей)?
-Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1.Найдите глагол.
2.Задайте вопрос к глаголу.
3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
-Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)
-Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.
ФИЗМИНУТКА - смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- познавательная инициатива (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- поиск необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К);
-планирование, прогнозирование (Р);
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
5.1 Выполнение упражнения № 1 стр.101 с комментированием у доски в громкой речи ( запиши слова в 3 столбика: 1)имена существительные; 2)глаголы в начальной форме;3)глаголы в форме 3 лица)
умница учиться учится
столица светиться светится
курица виться клубится…
-К каким словам можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.
-Сделайте вывод о написании -тся или -ться у глаголов.
5.2 Игра –соревнование «Мудрые советы» (по рядам).
-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.
-Прочитайте пословицы и определите, какое задание нужно выполнить?
Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
Всякий человек на деле познает?ся.
Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
-Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- выполнение действий по алгоритму(П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
-контроль, оценка, коррекция (Р);
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6.1 Выполнение упражнения № 2 (работа в парах, фронтальная проверка): сделай буквенную запись слов, запиши слова в 2 столбика в соответствии с темой урока (-тся, -ться).
любит учиться (что делать?) удивляется (что делает?)
нужно торопиться (что делать?) улыбается (что делает?)
удивляться (что делать?) случается (что делает?)
улыбаться (что делать?) давно готовится (что делает?)
может случиться (что сделать?)
начинает готовиться (что делать?)
6.2 Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.
-Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).
(Теплица- теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится- гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)
-Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.
(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)-Сделайте вывод о правописании -тся , -ться в глаголах. - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
-контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р);
-самоопределение (Л)
7. Включение в систему знаний и повторение.
7.1 Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь место пропусков -ться или- тся, над глаголами укажи вопрос)
прокатиться- что сделать?
не годится- что делает?
7.2 Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы:
-учебник стр.101 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться-гордится, гордятся…)
-рабочая тетрадь стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы- орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь -ться или –тся- отработка написания -ться и
-тся в глаголах)-Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на -ться, -тся.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- понимание задания, извлечение необходимой информации(П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Шкала успеха
«5»
«4»
«3»
«2»
- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Каким способом действовали для достижения цели?
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
- Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.
- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
- Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
Домашнее задание.
1) стр.102 упр.4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы)- обязательная часть
2)Продолжение легенды о языке: «Хорошо, -сказал Ксанф. –Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»
-Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» - творческая часть (по желанию ) .- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л);
-смыслообразование (Л).