Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
ЗВУКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ БУКВ Е, Ё, Ю, Я. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИСОГЛАСНЫХ БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я
Учитель: Чемардакова Т.Н.
Цели деятельности учителя Актуализировать и восстановить знания учащихся о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать у пятиклассников навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука
Тип урока Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции; уметь выполнять фонетический разбор таких слов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умения поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Наблюдение над языком, исследовательский метод; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные (цифровые) ресурсы Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстра-ционный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Контроль результатов учебной деятельности
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, выполне-
ние разноуровневых обучающих упражнений Синтаксическая пятиминутка: 3 ученика у доски, а класс выполняет небольшое творческое задание.
Работа у доски по карточкам.
Карточка 1. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.
Белые снежинки падают на землю, и все вокруг застилается мягким покрывалом.
Карточка 2. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.
Камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.
Карточка 3. Выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему.
Красны, ясны и тихи зимние дни.
Творческое задание по выбору.
На экране слайд с зимним пейзажем.
1) Составить текст на тему «Зима» по опорным словам: зимнее утро, небо, мороз, тени на снегу, снежное покрывало, тяжелые ветки, удивительное чувство.2) Составить текст на тему «Зима» по данному началу: Зимой я особенно люблю смотреть на деревья за моим окном. Они покрыты серебристым мягким снегом.
3) Изменить данный текст, где это необходимо, или дополнить его так, чтобы осенний лес «превратился» в зимний.
Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица березка, изящная и стройная в своем черно-белом сарафане. Ярко-зеленая ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен Выполняют
задания Индивидуальная, групповая Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: выполняют учебно-познаватель-ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Устные ответы, вопросы для уточнения информации
3. Выявление места и причины затруднения Взаимопроверка, беседа. Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.
контролирует правильность работы детей. Выполняют задание, отвечают на вопросы. Индивидуальная, груп-повая. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Вопросы для уточнения информации.
Физкультминутка Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо! Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Выполнение упражнений
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Проверка заданий. Беседа по вопросам Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке – е, ё, ю, я. Особенность их в том, что они имеют две функции: могут обозначать один или два звука. Нам сейчас необходимо решить важную задачу: определить фонетические позиции, при которых буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук или два. Выполним устно упражнения 461, 462.
– Найдите примеры подобных позиций в своих текстах. (Падают, землю; блестящим, инеем; зимнее, тени; я, мягким и т. п.)– Какую роль играют в этих словах буквы е, ё, ю, я? (Указывают на мягкость согласного; обозначают два звука.)
– Сформулируйте вывод, в какой фонетической позиции буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
– Подведем итоги нашего исследования и попробуем составить совместный алгоритм Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; выполняют упражнения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Индивидуальная, групповая Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Устные ответы
5. твор-
ческая практическая деятель-
ностьпо реализации
построен-
ного про-
ектаРаскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности учащихся. Составление алгоритма, подбор
своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления контролирует правильность работы детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом Работают над составлением алгоритма; отвечают на вопросы, под руководством
педагога формулируют правило Фронтальная,
индивидуальная Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Вопросы для уточнения инфор-
мации6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Беседа, анализ алгоритмов – Сверим наш алгоритм с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд).
– Мы верно решили нашу небольшую исследовательскую задачу?
Дополняет и комментирует ответы детей.
Двойная роль букв е, ё, ю, я
(буквы-артистки)
Один звук э, о, у, аДва звука й’ + э, о, у, а
После согласных1. В начале слова
мёлм’о́лёжй’о́шельй’э́л’
люкл’у́кюгй’у́кядй’а́т
нянян’а́н’а2. После разделительных ь и ълесл’э́сшьюшй’у́
льётл’й’о́т
объятьяобй’а́т’й’а
3. После гласного
маякмай’а́к
каютакай’у́та
твоётвай’о́ Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Индивидуальная, групповая Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Устные ответы
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися Выполняют задание, отвечают на вопросы Индивидуальная, групповая Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель.
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Письменные работы
8. Включение в систему знаний и повторение Обучающая игра-разминка.
Обобщение полученных на уроке сведений, взаимопроверка, оценивание – Устали? Я предлагаю вам немного поиграть. Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики.
Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, каюта, баян.Тест по теме «Фонетика»*
1. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) еж; 5) мед; 6) Яша; 7) ряд.
2. Какие из указанных букв названы неверно?
1) п – «пэ»; 2) х – «хэ»; 3) ж – «жэ»; 4) н – «нэ»; 5) д – «дэ»; 6) к – «кэ».
3. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.
1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полет; 5) каюта.
4. Какие из данных согласных звуков являются звонкими?
1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.
5. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
Назовите слова, которые отступают от данного правила.
1) брош_ра; 2) сч_стье; 3) ч_до; 4) ч_ща; 5) ж_риПринимают участие в обучающей игре, выполняют задания теста, оценивают свои знания, отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная, групповая Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Вопросы для уточнения информации
9. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам – Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений Индивидуальная, групповая Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Оценивание учащихся за работу на уроке; листы обратной связи