Урок русского языка в 9 классе на тему «СПП с придаточными определительными»

Урок русского языка в 9 классе
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цели урока:

Обучающие:
– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); – составлять схемы предложений с придаточными определительными; – производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; – правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- развивать интерес к слову.

Воспитывающие:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Ход урока:

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами писали изложение, оценки вам известны. По содержанию текстов мы с вами уже поговорили, выявили недочеты и их причины, а сегодня в начале урока уделим внимание повторению тех правил, на которые вами были допущены орфографические и пунктуационные ошибки.

Словарная работа:

Как-то сгорбившись, будет писать-то, всё-таки сыпанул, трепетно-ярким огнем, берестяной короб, с разбросанными цветами, разложила по сортам, расстилался коврик, подступилась ко мне, спикировав на фашистский бомбардировщик.

Жасминовый куст, разросшийся под окном, ронял на письменный стол кружевную тень. 
 А в центре клумбы поднялись мои маки, выбросившие навстречу солнцу три тугих бутона. 
Замените причастные обороты придаточным определительным, в качестве связующего элемента используйте слово «который».

Учитель: Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом». Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1-3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, оно не будет характеризовать существительное края.)


Таким образом, мы с вами плавно перешли к нашей основной теме урока «СПП с придаточными определительными».
Сообщение целей урока.

Фронтальный опрос

На какой вопрос отвечает придаточное определительное?
От какого слова (части речи) задается вопрос к придаточному определительному?
Что может выступать в качестве связующего элемента?
Возможны ли указательные слова в главном предложении? Приведите примеры указательных слов.
Каково место придаточного определительного в СП?

Итак, заполним таблицу: (вторая часть таблицы заполняется учащимися)

1. Вид придаточного
определительное

2. Вопрос.
какой?

3. Контактное слово (часть речи)
сущ.

4. Средства связи.
союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.

5. Возможны указательные слова.
тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову
всегда постпозиция


На основании этой таблички подытожим известные нам сведения о придаточном определительном.
Начертите обобщенную схему СПП с придаточным определительным.

Как мы сказали ранее, в качестве связующего элемента могут выступать союзные слова. И чаще всего это слово «который». Как правило, встречая это слово в предложении, ребята безошибочно определяют вид придаточного. Если же оно заменено другими союзными словами, то это вызывает определенные трудности. Чтобы предотвратить ошибки, выполним упражнение 93. Составим схемы

Учитель. К придаточным определительным близки местоименно-определительные, относящиеся не к существительному, а к местоимениям тот все, всё, каждый и др., употребленным в значении существительного.

Схема СПП с придаточным местоименно-определительным

Упр. 101

*Дополнение, если останется время.

Слуховой диктант
Рано веселые звездочки вышли, чтоб на тебя посмотреть.
Знакомая чайка взмахнула крылами, и сердце забилось спокойно.
Даль подернулась туманом, чешет тучи лунный гребень.
Есть в реках места такие, где в заводях спит река.
Пробегал ветер по спелой ржи, словно гладил его рекой.
Ночи не приносили прохлады, хотя и были великолепны.
Дымилась роща над горою, и вместе с ней горел закат.
А утрами глухими птичьи стаи летят – то на север далекий гуси-лебеди мчат.
Летят над белым взморьем чайки, а даль туманная глуха.
Такая чудесная погода, какая редко бывает в апреле.
СПП
ССП
БСП
СПП
СПП
СПП
ССП
БСП

ССП
СПП



Рефлексия и подведение итогов урока

Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось?


Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; 2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; 3) правильно употреблять в речи данные виды предложений; 4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); 5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

VII. Домашнее задание:

Параграф 10, упр. 94.
Найти и выписать в тетрадь 3 СПП с придаточными определительными или местоименно-определительными из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»






Њђ Заголовок 1Њђ Заголовок 2Њђ Заголовок 3Њђ Заголовок 4Њђ Заголовок 5Њђ Заголовок 6Њђ Заголовок 7Њђ Заголовок 8Њђ Заголовок 915