Конспект урока на тему На рифах синтаксиса: это коварное слово «который» (Особенности употребления слова «который» в СПП с придаточными определительными).
Тема. На рифах синтаксиса: это коварное слово «который» (Особенности употребления слова «который» в СПП с придаточными определительными).
Цели.
Обучающие:
– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);– составлять схемы предложений с придаточными определительными;– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;– правильно употреблять в речи данные виды предложений;Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать творческие способности, воображение;
- развивать умение наблюдать, строить собственное монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения, делать выводы
Воспитывающие:
- воспитывать внимательное и бережное отношение к родному языку;
- эстетическое восприятие окружающего мира, стремление к творчеству;
- культуру восприятия произведений искусства;
- воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оборудование: интерактивная доска, «маршрутные листы» для учащихся.
Ход урока.
Слово учителя
Вы любите путешествовать? Я очень. Давайте с вами сегодня совершим путешествие к далёким островам по морю синтаксиса. Но отправимся мы на разных судах: кто-то на роскошном фрегате, а кто-то на небольшой яхте. Кто на чём будет путешествовать, указано в вашей маршрутной карте. Конечно же, в этом путешествии нас ждут большие препятствия в виде рифов. А поскольку суда в вас будут разные, то и преодолевать трудности одним будет легче, а другим сложнее. Но сначала выясним, какие преграды нас ждут. Что такое риф? (Ряд подводных скал, или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна). Чтобы не сесть на рифы мы должны быть очень внимательны.
Итак, в путь, через рифы синтаксиса! Открывается тема урока – слайд 1). Запишите тему урока Особенности употребления слова «который» в СПП с придаточными определительными.
Почему мы должны изучать особенности употребления слова «который»? А вот послушайте такие предложения: Я поднял лист, который упал с дерева, под которым я стоял. Красиво звучит? Правильно? А как сказать красиво и правильно? Вот этому мы и попробуем научиться во время путешествия.
А в конце нас ждёт тихая гавань, где мы сможем отдохнуть и получить награду. Эта гавань – цель нашего путешествия. В ней три острова (Открывается слайд 2). Это острова Знания, Понимания и Умения. Давайте определим цели нашего урока.
Что мы должны узнать? (В чём особенности употребления ПО?)
Что понять? (Когда и как их можно употреблять?)
Чему научиться? (Употреблять в речи.)
Ну а чтобы научиться новому, надо хорошо вспомнить старое. Итак, вспомним, что такое ПО? (слайд 3 – один ученик заполняет у доски)
Остальные – работа по картам:
Задание 1. Спишите предложения, постройте схему, определите вид придаточных:
Мы идём по той тр…пинке, что в…дёт к р…ке. Кто хоч…т, тот доб…ётся. Каков вопрос, таков и ответ.
Проверим готовность. (Сначала по слайду, потом на картах).
Итак, к путешествию все готовы. Не успели мы отплыть, а перед нами Риф первый: контактное слово. В ваших маршрутных листах это задание 1. У путешественников на яхте и на фрегате задания разные.
(На всё 5 минут)
Давайте проверим: те, кто плывёт на яхте, посмотрите, как вы должны «собрать» предложения. А теперь, исправим ошибки. (НА СЛАЙДЕ 4)
Вывод: что нужно сделать, чтобы поставить слово КОТОРЫЙ в нужную форму? (надо это слово заменить контактным и поставить в ту же форму, в которой стоит контактное слово )
А теперь выполните следующее задание, которое у вас обязательно будет на ГИА: выпишите слова, с чередованием в корне, обозначьте орфограмму.
(Проверка) (вспоминаю, зарослИ)
Риф второй: повтор.
Первый риф мы успешно преодолели. Но впереди новая опасность: повтор (слайд 5).
Я вернулся в родную деревню и пошел в свою рощицу, которую любил с детства и которую часто вспоминал в далеких путешествиях.
Мое внимание привлекло сероватое облачко, которое проплывало над высокой плакучей березой, которая росла неподалеку от нашегодома.
Сравните два предложения и скажите, каком есть грамматическая ошибка, а в каком нет. Почему? Давайте построим схемы предложений, которые помогут нам в этом разобраться.(во втором ошибка: разбираем предложение, строим схему, выясняем, что в первом однородное подчинение – повтор возможен, а во втором последовательное – повтор ошибочен.
Как исправить ошибку? (Заменить причастным оборотом одно их ПО)
Исправляем: Моё внимание привлекло сероватое облачко, проплывающее над высокой плакучей берёзой, которая росла неподалёку от нашего дома.
или
Моё внимание привлекло сероватое облачко, которое проплывало над высокой плакучей берёзой, росшей неподалёку от нашего дома.
А теперь дополнительное задание 2: выпишите слова с проверяемой гласной, запишите проверочное слово.
Проверка: (привлекло, сероватое, плакучей, неподалёку, нашего )Проверим, как вы сумеете преодолеть этот риф, выполнив упр. 125.
Какое предложение вызвало у вас затруднение? (третье)
Почему? (нельзя заменить причастным оборотом)
Что делать? Вспомните, какими союзным и словами может присоединяться ПО? Попробуем использовать их.
Что же ещё можно сделать, чтобы избежать повтора слова который? (заменить ПО с синонимичным союзным словом)
Вернёмся мысленно из волн южного океана в наши средние широты, на берега Волги . (Слайд 6)
Волга.
Днём и ночью, в зимнюю стужу и жарким летом вечно несёт свои воды Волга.
Она прокладывает свой путь через леса, врезается в лесостепь, в которой разбросаны обширные рощи, течёт поперёк травянистых степей.
В верховьях сосновые леса тянутся зелёной стеной по обоим берегам Волги. Старые жёлто-красные сосны только вверху протягивают друг другу вечнозелёные ветви. Свет солнца полностью не доходит до пепельного мха, на котором тонким слоем лежат сухие иглы. Редко-редко, где-нибудь около оврага, который спускается к Волге, весело зеленеет берёзовая роща. И снова реку сжимают берега, которые поросли сосновым бором.
Прочитайте текст, найдите повтор который, исправьте его. (Устная работа) исправление на слайде.
Вывод: что делать, чтобы избежать неоправданного повтора слова который в предложении с последовательным подчинением? (заменить одно из придаточных причастным оборотом или подобрать другое союзное слово)
Риф третий: выразительность.
Наш боцман, увидев берега Волги, вспомнил о своей родной речке и написал вот такое воспоминание (слайд 7 ):
Оказавшись за тысячу километров от милой земли, я вспоминаю свой родной город, который покинул много лет назад.
Вот брусчатая мостовая, которая ведёт к старому, разрушенному мосту через Светлую. Вот тропинка, по которой мы спускались к реке. Вот и заветная поляна, на которой мы собирались и мечтали о далёких путешествиях. А это старая, склонённая над водой ольха, с которой мы любили нырять, хвастаясь своим удальством.
Как мне хотелось бы вернуться туда!
Наверное, он не услышал наши рассуждения и допустил ошибки. Какой способ для исправления лучше использовать: замену причастным оборотом или ПО с синонимичным союзом?(предположения учеников) Почему? Какой приём художественной выразительности использовал наш боцман? (здесь используется художественный приём параллелизм, поэтому лучше – второй вариант).
Ваше задание – записать 2 абзац текста, исправив ошибки. ПРОВЕРКА – чтение полученных отрывков, может быть несколько вариантов.
Риф четвёртый: творчество.
Итак, мы подошли к самому сложному рифу – творчество. Посмотрите на репродукцию. Узнаёте реку? Это наша Ока. Правда, это не берега Алексина, но очень похожи. Картина написана художником Василием Дмитриевичем Поленовым, который жил и творил на берегах Оки в городе Тарусе. Чтобы его преодолеть, необходимо вспомнить, какие трудности мы можем встретить при употреблении слова «который» и как их преодолевать.
Неверное окончание: найти контактное слово и поставить вопрос.
Повтор: заменить причастным оборотом или ПО с синонимичным союзом?
Ну а задания будут разные: тем, кто плывёт на яхте, предлагаю написать сочинение на одну из тем «Воспоминания о родном городе», «Воспоминания о родной реке», тем, кто плывёт на фрегате, попутный ветер дует в паруса, и я предлагаю выполнить другое задание: рассматривая картину Д.В. Поленова, составить несколько предложений с использованием тех придаточных, которые здесь даны. (Слайд 8)
Проверка чтение нескольких сочинений.
Итоги: Ну вот мы и преодолели все рифы на пути к тихой гавани. А вот и долгожданные острова Знания, Понимания и Умения.(слайд 9)
Итак, что мы узнали на уроке? (что слово «который» не всегда уместно употреблять, иногда есть смысл заменять его синонимичными конструкциями).
Что поняли? (Как это лучше сделать: замена причастным оборотом; ПО с другими союзными словами; можно использовать ряд СПП с ПО как худ. приём – параллелизм. ).
Чему научились? (Употреблять в речи ПО со словам который и синонимичными конструкциями).
А теперь будем делить клад. (ОЦЕНКИ)
Домашнее задание. В следующее путешествие вы отправитесь в одиночку, без меня. А мне, надеюсь, будете слать письма, в которых опишете новые, увиденные вами берега. (слайд 10)
Путевая карта
Собираясь в дорогу…
Задание 1. Спишите предложения, постройте схему, определите вид придаточных:
Мы идём по той тр…пинке, что в…дёт к р…ке. Кто хоч…т, тот доб…ётся. Каков вопрос, таков и ответ.
Риф первый: контактное слово (согласование).
Задание 1. «Соберите» предложения, поставив слово который в нужную форму:
На высоких деревьях шумела листва… …, по котор… мы плыли, …
Я вспоминаю старую липу возле дома… …, котор… ласково шевелил ветер.
Берега широкой реки… …заросли ивами. …, в ветвях котор… жужжали пчёлы.
Задание 2. Выпишите слова с чередованием в корне, обозначьте орфограмму.
Риф второй: повтор.
Задание 1. В каком предложении допущена грамматическая ошибка? Как её можно исправить?
1) Я вернулся в родную деревню и пошел в свою рощицу, которую любил с детства и которую часто вспоминал в далеких путешествиях.
Мое внимание привлекло сероватое облачко, которое проплывало над высокой плакучей березой, которая росла неподалеку от нашего дома.
Задание 2. Выпишите слова в проверяемой безударной гласной в корне слова.
Задание 3. Упражнение 125.
Задание 4. Найдите ошибки и исправьте их разными способами (устно).
Волга.
Днём и ночью, в зимнюю стужу и жарким летом вечно несёт свои воды Волга.
Она прокладывает свой путь через леса, врезается в лесостепь, в которой разбросаны обширные рощи, течёт поперёк травянистых степей.
В верховьях сосновые леса тянутся зелёной стеной по обоим берегам Волги. Старые жёлто-красные сосны только вверху протягивают друг другу вечнозелёные ветви. Свет солнца полностью не доходит до пепельного мха, на котором тонким слоем лежат сухие иглы. Редко-редко, где-нибудь около оврага, который спускается к Волге, весело зеленеет берёзовая роща. И снова реку сжимают берега, которые поросли сосновым бором.
Риф третий: выразительность.
Задание 1. Найдите грамматические ошибки в тексте.
Оказавшись за тысячу километров от милой земли, я вспоминаю свой родной город, который покинул много лет назад.
Вот брусчатая мостовая, которая ведёт к старому, разрушенному мосту через Светлую. Вот тропинка, по которой мы спускались к реке. Вот и заветная поляна, на которой мы собирались и мечтали о далёких путешествиях. А это старая, склонённая над водой ольха, с которой мы любили нырять, хвастаясь своим удальством.
Как мне хотелось бы вернуться туда!
Необходимая информация: параллелизм – одинаковое построение предложений или их частей.
Задание 2. Запишите отредактированный второй абзац.
Риф четвёртый: творчество.
Задание 1. Сочините миниатюру на тему «Вспоминая родной город» или «Вспоминая родную Оку».
Собираясь в дорогу…
Задание 1. Спишите предложения, постройте схему, определите вид придаточных:
Мы идём по той тр…пинке что в…дёт к реке. Кто хоч…т тот доб…ётся. Каков вопрос таков и ответ.
Риф первый: контактное слово (согласование).
Задание 1. Списать, расставит знаки препинания, поставить слово «который» в нужную форму.
1. На высоких деревьях шумела листва которые ласково шевелил ветер. 2. Я вспоминаю старую липу возле дома в ветвях которого жужжали пчёлы. 3. Берега широкой реки по которым мы плыли заросли ивами.
Задание 2. Выпишите слова с чередованием в корне, обозначьте орфограмму.
Риф второй: повтор.
Задание 1. В каком предложении допущена грамматическая ошибка? Как её можно исправить?
Я вернулся в родную деревню и пошел в свою рощицу, которую любил с детства и которую часто вспоминал в далеких путешествиях.
Мое внимание привлекло сероватое облачко, которое проплывало над высокой плакучей березой, которая росла неподалеку от нашего дома.
Задание 2. Выпишите слова в проверяемой безударной гласной в корне слова.
Задание 3. Упражнение 125.
Задание 4. Найдите ошибки и исправьте их разными способами (устно).
Волга.
Днём и ночью, в зимнюю стужу и жарким летом вечно несёт свои воды Волга.
Она прокладывает свой путь через леса, врезается в лесостепь, в которой разбросаны обширные рощи, течёт поперёк травянистых степей.
В верховьях сосновые леса тянутся зелёной стеной по обоим берегам Волги. Старые жёлто-красные сосны только вверху протягивают друг другу вечнозелёные ветви. Свет солнца полностью не доходит до пепельного мха, на котором тонким слоем лежат сухие иглы. Редко-редко, где-нибудь около оврага, который спускается к Волге, весело зеленеет берёзовая роща. И снова реку сжимают берега, которые поросли сосновым бором.
Риф третий: выразительность.
Задание 1. Найдите грамматические ошибки в тексте.
Оказавшись за тысячу километров от милой земли, я вспоминаю свой родной город, который покинул много лет назад.
Вот брусчатая мостовая, которая ведёт к старому, разрушенному мосту через Светлую. Вот тропинка, по которой мы спускались к реке. Вот и заветная поляна, на которой мы собирались и мечтали о далёких путешествиях. А это старая, склонённая над водой ольха, с которой мы любили нырять, хвастаясь своим удальством.
Как мне хотелось бы вернуться туда!
Необходимая информация: параллелизм – одинаковое построение предложений или их частей.
Задание 2. Запишите отредактированный второй абзац.
Риф четвёртый: творчество.
Задание 1. Составьте предложения на тему «На берегах Оки», используя, если это необходимо, придаточные, выведенные на экран.