Урок-путешествие Второе путешествие в музыкальный театр. балет


Технологическая карта изучения темы.
Предмет Музыка
Класс 5
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Тема Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Цель Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Основные термины и понятия Балет, па-де-де, па- де-труа, балетные вариации, П.И. Чайковский
Планируемый результат.
Предметные умения: Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в произведении.
Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.
.
Создавать эскиз – иллюстрацию к произведению.
.
Личностные УУД: Смыслообразование,
Ценностное отношение к историческому прошлому
Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные УУД:
Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка
Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий
Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем
Выдвижение гипотез
Извлечение необходимой информации
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,
Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка.5 кл.»Е.Д Критская ,
ТСО
(технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.
Организация пространства.
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Самостоятельная
Групповая
Просмотр- анализ работ
мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.
Технология изучения.
Этапы урока Формируемые умения Цели этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегося1.Организационный
(этап мотивации). Личностные УУД:
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль
Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований 1.Добрый день ребята!(дирижерский жест), знакомство
Прослушивание                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.
2. Актуализация опорных знаний и умений. Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать задание
-выражать в творческой работе своё отношение
- находить ответы на заданные вопросы Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов(внимание, память).
Виртуальное путешествие в музыкальный театр, Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)
Учащиеся смотрят презентацию.
3.Постановка учебной проблемы. Метапредметные УУД
регулятивные:
- отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять самоконтроль;
предметные:
- правильно владеть музыкальными терминами;
- сравнивать образы;
-находить общее и разное;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.
Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися
Показ фрагмента из балета.
Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.
     Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?
(показ презентации)
Физминутка «В балетном классе» Работа в группах. Тем, кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей  учеников.
Учащиеся повторяют под музыку из балета «Щелкунчик» движения за учителем(подготовительная, 1 , 2, 3, позиции рук, ноги в 3 позиции)
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. Личностные УУД
Устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;
-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;
- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер формы, цветовое решение);
-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется?  На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица»
Самостоятельная работа с раздаточным материалом(папки).
Уч.ся отвечают  на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?
 место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?
(ученики читают либретто)
Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).
5.Открытие нового знания Метапредметные УУД:
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике и тетради;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
План урока:
Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Творческая работа -самостоятельная работа
Подведение итогов(самооценка ,оценка ответов в парах, в группах). 
Знакомство со средствами художественной выразительности произведения.
Делают зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают.
6. Первичная проверка понимания Метапредметные УУД:
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;
-проводить анализ творческой деятельности ;- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. А теперь приступаем к постановке спектакля.
(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления.  Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.
Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт
И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.
(Работа с интерактивной доской).
7.Применение новых знаний. Предметные:
- уметь определять черты русской национальной музыки,
-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
- определять и форму-лировать цель дея-тельность на уроке;
- определять последовательность своих действий на уроке;
познавательные:
- проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить сравнение объясняя его критерии;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Наконец-то  на нашей сцене появились артисты балета!
Импровизазця по желанию учащихся:
Па-де-де или па-де-труа
Анализ музыкального произведения (по словарю эстетических эмоций)
самооценка
Работа в группах: тестовые задания,
Оценка работы в группах, самооценка
Музыкально-пластическая импровизация под музыку:
1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».
Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).
Музыкально-пластическая импровизация : принцесса Аврора и принц Дезире.
Знакома ли нам эта музыка? (Да)  Как называется этот танец? (Вальс).
Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем учащимся.
В трех группах решаются коллективно предложенные учителем задания
При помощи жетонов-смайликов оценить работу группы
8.Рефлексия учебной деятельности Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные :- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Домашнее задание (разноуровневое);
составить кроссворд на тему БАЛЕТ;
;
Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)
Подводит итог урока.
Оценивание работы групп
Задает дом. задание. Домашнее задание комментируется и даются пояснения.
Дети записывают в дневник
    Приложение №1
              Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на  сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы.   Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них  не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор  русский балет получил мировую известность и славу.  После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».  Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?