Опыт работы по теме Формирование коммуникативных навыков на основе развития речемыслительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ.
Формирование коммуникативных навыков
на основе развития речемыслительной деятельности
обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель работы: педагог, владеющий методами и приёмами формирования универсальных учебных действий младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.
В настоящее время языковое образование и речевое развитие школьников является одной из центральных проблем педагогики. Предъявляются серьёзные требования не только к предметным результатам обучения, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения общеобразовательных программ. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В последние годы успеваемость учащихся по русскому языку существенно и резко снижается. Это обусловлено рядом факторов, например, публичным искажением языка в СМИ, изменением психического, соматического статуса детей, поступающих в школу. По данным П.Д. Лебедевой, 90% детей имеют отклонения в физическом и /или психическом развитии.
Логопедические занятия в нашей школе осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой. Она выделяет ряд речевых и психологических особенностей учащихся с ОНР. Данные особенности значительно затрудняют формирование УУД у детей данной категории.
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.
2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности, недостатки внимания, мышления, памяти, самоконтроля, наблюдательности по отношению к языковым явлениям.
Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.
В рамках подхода, рекомендованного А. В. Ястребовой коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей
Содержание
коррекционно-воспитательной работы
(ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)
I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
1) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
2) способности к переключению;
3) навыков и приемов самоконтроля;
4) познавательной активности.
II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда
I.2 Формирование учебных умений:
1) планирование предстоящей деятельности:
а) принятие учебной задачи;
б) активное осмысление материала;
в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
3) работа в заданном темпе.
II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией с адекватным использованием усвоенной терминологии;
2) обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
3) подведение итогов занятия;
4) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
5) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).
Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД, содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.
В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. Но сейчас необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.
Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.
1. «Объясните товарищу». Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для другого.
2. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:
1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.
2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.
Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.
Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.
«Расскажи о звуке по плану-схеме»
2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
Например:
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.
Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.
Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.
Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.
«Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия)
оценка от 0 до 5
2) Я старался
оценка от 0 до 5
3) Какую оценку я сам себе поставлю
оценка от 0 до 5
2. Карта самонаблюдений ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях?
Образец карты самонаблюдения
Дата Я на занятии: Старался писать без ошибок Проверял свою работу Следил за осанкой и правильной посадкой Работал внимательно Писал аккуратно, разборчиво Соблюдал чистоту и порядок в тетради Соблюдал дисциплину Работал активно, поднимал руку Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.