Технологическая карта урока музыки на тему «Звучит нестареющий Моцарт»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока музыки,
проведенного 15.04.2015 г. во 2 «В» классе
МБОУ СОШ г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Колесниковой Светланой Андреевной
Учитель: Е. В. РеденкоМетодист: Е. И. Шевченко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2015
Тема урока «Звучит нестареющий Моцарт»
Цель: раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
интерес к музыке и музыкальной деятельности;
привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением;
стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к музыке.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
первичных представлений о роли музыки;
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
Направленные на достижение предметных результатов:
Знакомство школьников с творчеством В.А.Моцарта;
Формирование у ребят умение определять жизненное содержание, характер и силу воздействия музыки на человека на примере произведений В.Моцарта («Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле»);
Развитие способности к анализу музыкальных произведений (песен), сравнению, обобщению, формированию вывода, а также развитие познавательных интересов.
Материалы для учителя:
Учебник;
Презентация;
Материалы для учащихся:
Карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Здравствуйте, урок музыки сегодня проведу у вас я.
- Меня зовут Светлана Андреевна.
- Давайте постараемся почувствовать себя так, как, если бы вы находились в Венском оперном театре в концертном зале. При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. На нашей афише всего три слова, посмотрите - она на экране. "Звучит нестареющий Моцарт".
- Пока наш композитор готовит музыкантов и пока не начался концерт, давайте с вами подождем и вспомним с вами песню, которую вы разучивали на предыдущих уроках. "Дыбом шерсть, хвост трубой..."
Зову мышей на бой, пусть встретятся со мной, хоть миллион, хоть миллиард.
Я тигр, а не кот, во мне сейчас живёт не Леопольд, а леопард.
Припев:
Дыбом шерсть, хвост трубой, на дороге у меня не стой.
Если встречу тысячу чертей, разорву на тысячу частей.
Я мягким был котом с пушистым животом, мурлыкал песенку свою.
Но есть всему предел, теперь я озверел, и сам себя не узнаю.
Припев:
Дыбом шерсть, хвост трубой, на дороге у меня не стой.
Если встречу тысячу чертей, разорву на тысячу частей. - Здравствуйте! (присаживаются за парты).
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
2. Этап актуализации пробного действия - Ребята, вы слышите? Кажется концерт начинается.
«Маленькая ночная серенада» В.Моцарта.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Что вы можете сказать о ней?
- Мы попали на концерт современной танцевальной музыки?
- В какое время суток устраивались балы?
- Эта музыка так и называется «Маленькая ночная серенада». В Вене 18 века было принято устраивать небольшие концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием.
- Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее каким? Какая была музыка по характеру?
- В таком ночном концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей!
- Эта музыка принадлежит великому Моцарту. Мы с вами попали сегодня на концерт, в котором звучит музыка Моцарта. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Композитор А.Рубинштейн называл Моцарта Гелиосом – богом солнца музыки, именно о нём он восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»
- Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном городе Зальцбурге.
- В три года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующе интервалы. В четыре года он сочинил концерт для клавесина.
- В шесть лет вместе с сестрой Анной-Марией и отцом Вольфганг отправился путешествовать по всему миру.
- Маленький Моцарт играл не только на клавесине, но и на скрипке и органе, импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомым ему произведения, исполнял трудные пассажи одним пальцем. Вольфганга называли "чудом XVIII века".
- Когда Вольфганг стал композитором, он сочинял музыку во всех без исключения музыкальных формах и жанрах, существовавших в то время. -Музыка хорошая. Светлая, радостная, танцевальная.
- Нет, эта музыка старинная.
Кажется, люди танцуют на балу.
- Вечером и ночью
- Забавная, чуть озорная, изящная, грациозная, танцевальная
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
3. Этап выявления места и причины затруднения
- Одно из самых известных произведений В.А. Моцарта- "Рондо в турецком стиле". Моцарт дал название пьесе потому, что хотел изобразить на фортепиано звучание большого барабана, который был изобретен в Турции.
Главная мелодия (тема) марша повторяется несколько раз, будто идет по кругу. Давайте мы познакомимся с этим произведением и послушаем его. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.
- Какое настроение у вас вызвала эта пьеса? Почему?
- Музыка живая, веселая, быстрая. Хочется пуститься в пляс, выразить чувства.
- Веселое, радостное...
Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
4. Этап построения проекта выхода из затруднения - Есть у нашего замечательного композитора еще одно произведение, с которым мы с вами сейчас познакомимся.
- Это опера, под названием "Свадьба Фигаро".
- Определите характер звучания оперы.
- Какое настроение вам передала эта опера?
- Когда вы слушали, может вы представляли какие-нибудь картинки? (Слушают оперу)
- Быстрая, веселая, суета.
- Улыбка, радость
- Дают свои ответы. 5. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. - Хорошо, ребята, скажите, чем отличаются эти две песни?
- Давайте с вами разучим весеннюю песню. Она такая же веселая, весенняя и теплая, как произведения Моцарта.
- Текст песни
Что за музыка на улице слышна
Это снова на дворе поет весна
Птичьи трели засвистели
И капели зазвенели
Светлой музыкой вся улица полна.
Открывайте шире двери
Просыпайтесь птицы, звери
Отступила злая зимушка зима
Позабыли мы про стужу
Стали нам совсем не нужны
Холод и немая тишина
Зимний холод и немая тишина.
Что за музыку я слышу за окном
Все растаяло что было зимним сном
И весенним водопадом звон сосулек громко капал
Засмеялось, зазвучало все кругом.
Эта музыка как вешняя вода
С нею нам не будет скучно никогда
Та мелодия повсюду
Вместе с нею петь я буду
Эту музыку запомню навсегда.
(учитель по строчке разучивает песню с детьми, далее поют весь куплет). - первая веселая, задорная, а вторая – спокойная, тихая.
- дети разучивают с учителем песню.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
6. Этап включения в систему знаний и повторения - Теперь давайте полностью споем с вами песню. - поют песню вместе с учителем. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
7. Физминутка Ребята, нам с вами представилась возможность почувствовать себя настоящими дирижерами. Давайте попробуем передать настроение, ритм произведения Моцарта- "Весенняя песня" - дети под музыку выполняют движения вместе с учителем. 9.Этап рефлексии учебной деятельности - (видеофрагмент маленького дирижера)
- Ребята, сегодня, где мы с вами побывали?
- А чьё выступление мы наблюдали? Как назывался концерт?
- Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали, с кем познакомились?
- А теперь давайте с вами нарисуем афишу к нашему концерту.
- Подумайте, какими красками вы будете рисовать, так как музыка в опере была какая?
- Хорошо, приступайте к работе.
(раздать раскраску)
- Ребята, кто не успел нарисовать афишу, дорисуйте дома, и принесите на следующий урок, это будет вашим домашним заданием.
- Ребята, с каким чувством вы сегодня присутствовали на уроке?
- До свидания, ребята! - дети смотрят.
- в концертном зале
- «Звучит нестареющий Моцарт».
- Сегодня мы говорили о Моцарте и его произведениях. Они оказались яркими, звонкими, веселыми, потому что настроение песни веселое, задорное.
Дети рисуют афишу.
- ответы детей.