Рабочая программа по курсу Юный лингвист


Голицинский филиал
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Никифоровская СОШ № 2»











Рабочая программа
по курсу «Юный лингвист»
для 9 класса
на 2014 – 2015 учебный год







Учитель: Дрозд В.Н.


с. Голицино – 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса рассчитана на учащихся 9 класса. Включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык. Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования. Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.
Программа рассчитана на 34 часа.

Цель курса: повышение интереса к гуманитарному образованию, реализация интереса к данному предмету.

Задачи курса:
быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам,
способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы,
осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995 год.
Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2011.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989
Изучение курса русского языка по стабильным учебникам / М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов.
Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.
Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2004.
Русский язык 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009 год. Авторы-составители Н.А.Сенина, С.Г.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Ростов-на-Дону «Легион» 2009г.
Русский язык 9кл. Экзамен в новой форме. Авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ФИПИ. М.: «Астрель» 2009г.
Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.-сост. Т.М. Пахнова. М.: «Дрофа» 2000г.
Русский язык. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 классе. Авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова. Л.М. Рыбченкова. М.: «Дрофа».2008г.
Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2011.
Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.
Тесты по русскому языку / Петрович Н.М., Петрович В.Г.
Эл.пособие.1С Репетитор. Русский язык


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-более совершенная письменная и устная речь учащихся;
-успешная сдача экзаменов по русскому языку;
-углубленные знания по темам курса;
-умение пользоваться различными видами словарей;
-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.



СОДЕРЖАНИЕ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Тема

Содержание
Количество часов

1
Фонетика

Открытость/закрытость слога. Правила переноса слов. Согласные звуки (парность по звонкости/глухости, сонорность, парность по твёрдости/мягкости.) гласные звуки (ударность, фонетические позиции).
3

2

Орфография
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.
  Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.  
 Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,
-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,
-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.
 Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)
 Корни-омофоны.
Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.
Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.
Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.
Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,
-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.
Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и  –ыва- . написание суффикса - а – или  -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очёчник).
Приставки на  з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица ;  -к- и –ск- в именах прилагательных
Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.
Употребление разделительных ъ и ь . написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк,  внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь   для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке  морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Образование и написание сложных  слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.
11






3
Культура речи
Особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи.
Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов.
3

4

Пунктуация

Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интационные особенности этих предложений.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления предложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
10






20
Анализ текста

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный). Типы речи. Рассуждение. Схема построения текста-рассуждения.
8



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема
Кол-во часов
Виды деятельности

ФОНЕТИКА

1.
Слог, ударение.
1
Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

2-3.
Характеристика звуков.
2
Практикум

ОРФОГРАФИЯ

4.
Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением
1
Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

5.
Соединительные гласные в сложных словах. Гласные в приставках
2
Работа с перфокартами, мини-тестирование, практикум

6.
Гласные в безударных  окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные с суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий
 
1
Защита конспектов, тестирование, лингвистические сочинения

7.
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм
1
Оформление дидактических материалов, тестирование

8.
Согласные в корнях, приставках, суффиксах
1
Работа со словарём, практикум, тестирование

9.
Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
1
Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов, тестирование

10.
Употребление -ь- и -ъ-
1
Тестирование, составление кроссвордов

11.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов
1
Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

12.
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
1
Тестирование, практикум

13.
Контрольный тест по разделу
1
 

 
КУЛЬТУРА РЕЧИ (НОРМЫ  ПРОИЗНОШЕНИЯ)

14.
Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы
1
Конкурсы, встреча с телеведущей МТ, работа со словарём, конкурс орфоэпических мини-словарей
 

15.
Лексические и синтаксические нормы
1
Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

16.
Зачёт по культуре речи
1
 

ПУНКТУАЦИЯ

17.
Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
1
Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

18.
Обособленные члены предложения
2
Тестирование, работа с художественными текстами

19.
Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
1
Составление таблиц, тестирование

20.
Знаки препинания при прямой речи
1
Тестирование, подготовка докладов, защита проектов

21.
Знаки препинания в ССП
1
Практикум, тестирование

22.
Знаки препинания в СПП
1
Практикум, тестирование

23.
Знаки препинания в БСП
1
Практикум, тестирование

24.
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
1
Практикум, тестирование

25.
Контрольный текст по разделу
1
 

АНАЛИЗ ТЕКСТА

26.
Определение функционального стиля текста
1
Подготовка докладов, составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

27.
Работа со смысловыми типами речи
1
Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

28.
Основная мысль текста - рассуждение
1
Составление памяток, анализ художественных текстов

29.
Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)
1
Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

30.
Языковые средства, обеспечивающие связность текста
1
Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

31.
Анализ композиции научного и публицистического текстов
1
Выполнение тестовых заданий, анализ текстов

32-33.
Редактирование текста
1
Практикум по редактированию текстов

34.
Итоговая работа.
1
 


Заголовок 2 Заголовок 315