Рабочая программа Юный лингвист


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный лингвист» для 5 – 6 классов
(Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе)
Пояснительная записка
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.
Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к русскому языку как предмету.
Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.
Для проведения внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие условия:
- новизна;
- необычность;
- неожиданность;
- несоответствие прежним впечатлениям.
Цели программы:
1.Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе
2.Развитие интереса к русскому языку как к предмету;
3.Воспитание бережного отношения к слову;
4.Воспитание уважения к русскому языку – языку русского народа.
Задачи:
1.Углубление и расширение приобретённых на уроке знаний;
2.Развитие лингвистического кругозора;
3.Потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач;
4.Развитие творческих способностей учащихся;
5.Подготовить учеников к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
6.Научить пользоваться справочной литературой и словарями.
Актуальность курса
Актуальность курса обусловлена новыми требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»».
Главная задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную  личность, способную  творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. Данный курс является средством дифференциации индивидуальности обучения, которое позволяет за cчёт изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учащимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.
Бесспорным преимуществом индивидуального или группового обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
- Уметь найти нужную литературу, уметь анализировать различные тексты, сопоставлять стихотворения, выполнять трудные задания по русскому языку и литературе.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 5-6 классов.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Юный лингвист»
Тема курса Кол-во часов Виды деятельности Форма контроля
Введение. Разные виды олимпиадных заданий. 1 Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению. Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.
Из истории русского языка и литературы. 5 часов.
История зыка. Откуда пошла славянская письменность. Языки мира. Карта языков мира. Родственные связи языков. 1 Работа с источниками информации: составление тезисов лекции. Творческая работа «Прогулка по славянским местам», игра «Переводчик».
Роды и виды художественной литературы. Жанры художественной литературы. 1 Решение лингвистических задач. Практическая работа.
Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мёртвые языки. Классификация и происхождение славянских языков. 1 Составление опорного конспекта. Устное выступление.
Проза и поэзия: сходство и различие. Формы (виды) изображения действительности. 1 Сопоставление текстов художественной литературы. Практическая работа.
Учёные – лингвисты. 1 Проектная деятельность. Презентация, буклет.
Культура речи. 6 часов.
Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. Лексические нормы литературного русского языка. Грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка. 1 Тестовая работа. Тест.
Тема. Проблема. Идея художественного произведения. 1 Работа с текстами. Практическая работа.
Формы художественного произведения. Принципы построения сюжета. Конфликт. Композиция. 1 Изучение терминов.
Составление плана, работа с клише. Творческая работа: примеры из художественных произведений. Презентация. Краткий словарь основных литературоведческих терминов.
Портрет. Приёмы создания художественного образа человека. Система персонажей. Пространственно – временная организация произведения. 1 Решение лексических задач. Тест. Примеры из художественных произведений.
Классицизм, романтизм, сентиментализм в России. 1 Решение грамматических, синтаксических задач. Тест. Примеры из художественной литературы.
Творческая работа «Интерпретация поэтического текста». 1 Работа с текстом. Статья в школьную газету.
Морфология и орфография русского языка. 3 часа.
Интерьер. Пейзаж. Художественные детали в произведении. 1 Морфологический тренинг. Тест. Примеры из художественных текстов.
Занимательные задачи по русскому языку на тему «Морфология». 1 Морфологическая дуэль. Словарный диктант.
Литературные тропы. 1 Решение задач повышенной сложности. Разбор стихотворных строчек.
Фонетика и орфография русского языка. 3 часа.
Визитная карточка проекта. Фонетический разбор. 1 Решение фонетических задач. Тест.
Поиск информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой. Фонетический разбор. 1 Решение фонетических задач. Практическая работа. Заполнение таблицы.
Обработка информации. Завершение работы над проектами. 1 Решение задач повышенной сложности. Словарный диктант.
Синтаксис и пунктуация русского языка. 3 часа.
Словосочетание и предложение. Виды предложений. 1 Тренировочные упражнения. Разбор словосочетаний.
Синтаксические синонимы. 1 Конструирование предложений и словосочетаний. Олимпиадные задания.
Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. 1 Решение задач повышенной сложности. Самостоятельная работа.
Морфемика и словообразование русского языка. 2 часа.
Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слова. 1 Тренировочные упражнения. Работа в группах.
Работа со словообразовательным словарём. 1 Исследовательская работа. Взаимозачёт.
Стилистика и культура речи. 2 часа.
Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. 1 Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы. Социолингвистика. 1 Тренировочные упражнения. Работа в группах. Нахождение информации по теме.
Литературоведение и работа с текстом. 9 часов.
Тропы и фигуры речи. 1 Работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий. Взаимозачёт.
Определение художественно – выразительных средств в тексте. 1 Работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий. Взаимозачёт.
Создание сочинения – миниатюры по определённой теме с использованием заданных тропов. 1 Сочинение – миниатюра. Сочинение – миниатюра.
Крылатые слова и выражения. 1 Исследовательская работа. Публичное выступление.
Фразеологизмы. История происхождения. 1 Исследовательская работа. Устное выступление.
Комплексный анализ художественного текста. План. 1 Составление тезисов лекции. Работа по плану.
Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа. 1 Работа с текстом. Подготовка к практической работе.
Комплексный анализ художественного текста. 1 Работа с текстом. Практическая работа.
Выполнение примерных олимпиадных заданий. 1 Самооценивание и взаимооценивание работ учащихся. По окончании программы учащиеся должны:
Знать:
- Различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
- Знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
- Происхождение славянских языков;
- Нормы литературного русского языка;
- Тропы. Фигуры речи;
- Почему «умирают» слова, появляются новые;
- Почему появляются новые значения у старых слов;
Уметь:
- Нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- Пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку;
- Самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;
- Искать пути раскрытия имён, фразеологических оборотов, географических названий своего родного края;
- Работать с художественной литературой, словарями, словарной статьёй.