«Юный лингвист» рабочая программа кружка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х.Чернышев Шовгеновского района
Республики Адыгея
«Согласовано» «Утверждаю»
зам.директора по УВР И.о.директора __________/Хаджуов А.Д./
____________/Пафова З.Н./ «____»_____2016 г
«____»____2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку для 9 класса
«Юный лингвист»
Лобановой Галины Николаевны
 учителя высшей квалификационной  категории
на 2016-2017 учебный год
1 час в неделю
Прошла экспертизу на заседании МС «__»____2016 г. Протокол № от «___»____ 2016 г.
Пояснительная записка
        Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
научить пользоваться справочной литературой и словарями;
потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
        Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
        Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
        Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
        В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9-11 классов.
Учебно-тематическое планирование кружка«Юный лингвист»
№ Наименование тем курса Кол-во
часов Виды деятельности Форма                контроля           Дата проведения
План Факт
1 Введение. Разные виды олимпиадных заданий 1 Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению лекция с элементами беседы, выполнение заданий Из истории русского языка(5ч.)
2 История языка. Откуда есть пошла славянская письменность. 1 работа с источником информации: составление тезисов лекции творческая работа
«Прогулка по славянским местам» 3  Языки мира. Карта языков мира. Родственные    связи языков. 1 решение
лингвистических
задач игра
«Переводчик» 4 Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки. 1 составление опорного конспекта устное выступление 5 Классификация      и происхождение славянских языков. 1 выпуск
лингвистической
газеты конкурс газет 6  Учёные-лингвисты. 1 проектная деятельность презентация, буклет Культура речи (6ч.)
7 Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. 1 тестовая работа тест 8  Трудные случаи
акцентуации. 1 работа со словарем защита
орфоэпического словаря
учащегося 9 Интерпретация поэтического текста. 1 составление плана
работа с клише творческая работа 10 Лексические нормы литературного  русского языка.     1 решение лексических задач тест 11 Грамматические, синтаксические          нормы литературного  русского языка.     1 решение грамматических, синтаксических
задач тест 12 Творческая работа «Я                      работаю корректором». 1 работа с текстом статья вшкольную
газету Морфология и орфография русского языка(3ч.)
13 Виды разборов. Морфологический разбор. 1 морфологический тренинг тест 14  Занимательные задачи по русскому языку по теме «Морфология»   1 морфологическая дуэль словарный
диктант 15 Морфологическая игра «Гонка за лидером» 1 решение
задач повышенной сложности игра «Гонка за лидером» Фонетика и орфография русского языка (3ч.)
16 Визитная карточка проекта. Фонетический разбор. 1 решение фонетических задач тест 17 Поиск информации в сети Internet.
Фонетический разбор 1 решение фонетических задач заполнение таблицы 18 Обработка информации. Завершение работы над проектами. 1 решение задач повышенной сложности словарный диктант Синтаксис и пунктуация русского языка (3ч.)
19 Словосочетание и предложение. Виды предложений. 1 тренировочные упражнения. работа в группах 20 Синтаксические синонимы. 1 конструирование предложений и словосочетаний работа в группах 21 Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. 1 решение задач повышенной сложности самостоятельная работа Морфемика и словообразование русского языка (2ч.)
22 Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов. 1 тренировочные упражнения. работа в группах 23 Работа со словообразовательным словарём. 1 исследовательская работа взаимозачёт Стилистика и культура речи (2ч.)
24 Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. 1 тренировочные упражнения самостоятельная работа 25 Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы 1 тренировочные упражнения работа в группах Литературоведение и работа с текстом(9ч.)
26 Тропы. Фигуры речи. 1 работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий взаимозачёт 27 Определение художественно-выразительных средств в тексте 1 работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий взаимозачёт 28  Создание сочинения-миниатюры                  по определенной     теме     с использованием заданных тропов. 1 сочинение-миниатюра сочинение-миниатюра 29 Крылатые      слова      и выражения. 1 исследовательская работа публичное выступление на заседании
кружка «Олимп» 30 Фразеологизмы. История происхождения 1 исследовательская работа устное сообщение 31 Комплексный     анализ художественного текста. План. 1 составление тезисов лекции работа по плану 32 Комплексный     анализ художественного текста. Опыт анализа. 1 работа с текстом Подготовка к практической работе 33 Комплексный     анализ художественного текста. Практическая работа. 1 работа с текстом Практическая работа. 34 Выполнение примерных олимпиадных заданий. 1 самооценивание и взаимооценивание работ учащихся Литература для учителя. 
Ю.Г. Кадькалов. Начальный курс науки о языке. Книга 2. Русский язык. Очерки истории. Саратов. «Научная книга».2002.
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
Литература для учащихся. 
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.
Казбек- Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение», 1976г.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1994г.
Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс, 1998г.
Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.
Различные справочники и словари.