конспект урока русского языка в 4 классе . Тема урока:« Мягкий знак на конце слов после шипящих».


План –конспект урока
русского языка в 4 классе .Тема урока:« Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Цель урока: сформировать способ проверки правописания мягкого знака на конце слов после шипящих;
Задачи :-формирование компонентов учебной деятельности посредством работы над составлением алгоритма проверки правописания мягкого знака после шипящих;
-формирование навыка правописания и орфографической зоркости;
-формирование навыка самоконтроля и самопроверки;
-формирование положительной мотивации к изучению русского языка;
Формируемые УУД.
1)Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи;
-планирование –составление плана и последовательности действий;
2) Познавательные :-анализ объектов;
-создание алгоритмов деятельности;
-постановка и решение проблемы;
-выбор эффективных способов решения учебных задач;
3) Коммуникативные :-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли
4)Личностные :-ценностно-смысловая ориентация обучающихся-смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
-нравственно- этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания
Оборудование: таблица « Правописание ь на конце слов после шипящих» , таблица «Алгоритм проверки правописания ь на конце слов после шипящих», карточки для творческой работы презентация по теме урока, «орфографическая ромашка», тетради для парной работы, тетради для самостоятельной работы, учебник « Русский язык» 4 класс, С. В. Иванов , Москва « Вентана –Граф» 2012г.
1.Орг. момент. Целевая установка.
Здравствуйте. Какой у нас сейчас урок?
2Актуализация опорных знаний.
1)Наш сегодняшний урок русского языка мы начнем с грамматической сказки.
(Дети показывают инсценировку)
Автор :Кто-то позвонил и в дверь выглянула пригожая, миловидная буква, не скажу - какая, догадайтесь сами.
-Здесь живет такая-то буква?
-Да.
-Не могли бы вы сейчас поработать?
-А как?
-Постоять в начале слова. Слово-то , понимаете, начинается, и надо, значит, в самом начале постоять, посмотреть чтобы предыдущее слово на него не наскочило…
-В начале слова я не работаю.
-А тогда вот: место есть –между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит…
-Простите, в таких местах не бываю.
-Вот оно как !А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?
-Какие это буквы, будьте добры?
-Первая –Ч, за ней –Н…
-Нет, туда не пойду.
-А если после Ч? перед Т?
-Если в глаголе- тогда с удовольствием.
-Нет, в существительном.
-Ничем вам помочь не могу.
Дверь захлопнулась.
Автор:Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а вот в существительном не всегда?
( Дети отгадывают, что это буква Ь)
2)Что мы знаем об этой букве? Какие три функции она выполняет?
(Ь- показатель мягкости, Ь- разделительный, Ь- показатель грамматической формы у некоторых частей речи)
3) Целеполагание.
Подумайте , о какой функции Ь мы будем сегодня говорить. Докажите, почему.
(Мы будем говорить о Ь –показателе грамматической формы у некоторых частей речи, так как мы в 4 классе изучаем части речи и их формы, а первые две функции мы изучали во 2 и 3 классах.)
-Совершенно верно, мы будем говорить о Ь как показателе некоторых грамматических форм и повторим и обобщим сегодня знания об особом случае написания Ь. Что это за случай, вы скажите сами, прочитав и проанализировав слова на экране.
Речь
С крыш
Пахуч
Меч
Замуж
Клеишь
Режь
Вскачь
Дети делают вывод, что сегодня на уроке мы будем повторять правописание ь на конце слов после шипящих.
-От чего зависит правописание Ь после шипящих?
( От того, какой частью речи является слово)
-У каких частей речи нужно знать определенные правила правописания Ь после шипящих?
(У имен существительных, имен прилагательных , у глаголов и наречий.)
4) Работа в группах.
Перед нами « орфографическая ромашка».Мы сейчас разделимся на группы .Каждая группа вытягивает свой лепесток , на котором написана одна из названных частей речи. За 3 минуты вы должны будете вспомнить и написать правописание Ь в данной части речи.
( дети обсуждают и записывают свои ответы, через 3 мин представитель каждой группы выходит к доске и заполняет таблицу.Часть речи Ь пишется Ь не пишется
Имя существительное У существительных женского рода , 3 склонения (дочь, рожь) 1.У существительных ж.р., 1 скл.,мн. ч., в Р. падеже(нет туч, луж)
Имя прилагательное В кратких именах прилагательных
(хорош, пахуч)
Глагол 1.У глаголов в начальной форме(беречь)
2.У глаголов 2 л., ед. ч.
(приедешь)
3.У глаголов в повелительном наклонении (назначь) Наречие На конце наречий
(настежь, прочь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
3. Основная часть урока.
1)Составление алгоритма проверки написания Ь после шипящих в конце слов.
-Составим алгоритм проверки правописания Ь на конце слов после шипящих.
1Прочитаем слово и определим, оканчивается ли оно на шипящий (ж,ш,щ,ч)
2.Задаем вопрос к слову.
3.Определяем часть речи .4.Определяем форму слова и вспоминаем правописание Ь в данной форме у этой части речи.
2)Работа с учебником (стр. 72, упр.1)
(Со словами 1 столбика учащиеся работают по алгоритму в парах у доски, остальные в тетрадях, со словами 2 столбика работают в парах на местах в тетрадях для парной работы, слова 3 столбика записывают в тетрадь самостоятельно.)
-Проверьте слова, с которыми вы работали , посмотрев на экран. Исправьте ошибки, В зависимости от количества ошибок сделайте пометку на полях:
!-понял материал
?-не совсем понял
- -не понял(слайд)
3)Физ.минутка.
-упражнение для глаз.
4)Работа с карточками.
А теперь прочитаем загадки , которые принес нам Ь.
(слайды)
В работе очень я горяч…,
Рукой дотронеш…ся-
Хоть плач…(утюг)
Почему эта загадка очень нравится Ь (В ней много слов с шипящими на конце)
Давайте выпишем эти слова в 2 столбика, с ь и без ь , объясняя правописание. (один ученик работает по алгоритму у доски, а остальные в тетради)
Аналогично работаем со 2 и 3 загадками.
-Если ей работу даш…-
Зря трудился карандаш…(резинка)
-Низок, да колюч…,
Сладок, да пахуч…,
Ягоды сорвеш…,
Всю руку обдереш…(шиповник)
5)Творческое задание различной степени трудности.
Перед вами творческое задание, которое потребует от вас проявления вашей смекалки. Пред вами слова , изменив форму которых или подобрав родственное слово , вы должны образовать слова с изучаемой сегодня орфограммой .В 1 варианте нужно образовать имена существительные с щипящим на конце. Это самый легкий вариант, во втором варианте нужно образовать имена прилагательные с щипящим на конце. Этот вариант немного труднее. В 3 варианте нужно образовать глаголы. Этот вариант еще труднее. Самый трудный 4 вариант. Там нужно образовать наречия. Выберите себе тот вариант, который вам по силам, запишите в тетрадь данное слово и образуйте от него слово нужной части речи с щипящим на конце. Не ошибитесь \в правописании ь!
1в. Тихий –(тишь)
Ножевой –(нож)
Чаща-(чащ)
2в. Свежий –(свеж)
Тягучий –(тягуч)
Блестеть (блестящ)

Сберегать –(сберечь)
Верить –(веришь)
Смазка –(смажь)

Отмахиваться –(наотмашь)
Скачки –(вскачь)
Не терпится –(невтерпёж)
Проверка.
(Ученик называет , дети оценивают при помощи сигнальных карточек, на экране появляются слайды с правильными ответами).
4 Закрепление темы урока.
1)Работа над сюжетом из мультфильма (слайд)
Сколько хлопот с орфографией сколько её учить . А что будет , если обойтись без нее? Просто так : написал, как слышишь, - и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают.
Это произошло в лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик Кристофер Робин, медвежонок Винни –Пух, поросенок Пятачок, Кролик, Сова и другие…Кролик пошел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку :
«Ушол щасвирнус занит с щасвирнус К. Р.(слайд)
Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы вместе разобратьсяв этой записке.На Сова тоже была озадачена и встревожена.Она подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали , а Кристофер Робин тем временем учился. Следующая записка мальчика выглядела по-другому :«Я ушел. Сейчас вернусь.»Когда такое происходит в сказочном лесу большой беды нет . А чтобы получилось, если бы люди так писали в обычном городе?
Один ученый попытался себе представить , что из этого может выйти. А выходит вот что. В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочесть газеты, книги, вывески. Скорая помощь опаздывает к больным, потому что очень долго разбирает адрес, больной получает лекарство с опозданием. Работникам полиции трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться.Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного , потому что им труднее читать. Я думаю, что никто из вас не хотел бы жить в таком городе. И сейчас я предлагаю вам помочь девочке, которая плохо знает орфографию. Она писала текст и сделала несколько ошибок . Прочитаем задание.
2)Работа с учебником , с. 72 упр.3
Прочитать текст , найти 2 орфографические и 1 пунктуационную ошибку. Списать , самостоятельно исправив ошибки .(либо выполнить устно)
Проверка.
5 Итог урока.
-Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке.
-Поднимите руку, кто уяснил орфограмму полностью.
-у кого еще остались сомнения и надо еще потренироваться?
-кто совсем не разобрался в данной орфограмме?
Впереди у нас еще много уроков, я думаю, что все ребята смогут разобраться с этой сложной орфограммой . Сегодня нам приоткрылась еще одна тайна русского языка.
Звуки в скобках –как в кроватках,
Буквы в строчках дремлют сладко…
Но обложка приоткрылась
На страницы брызнул свет –
Звуки с буквами сложились
В слово теплое « Привет»!
Слоги, корни, части речи –
Все спешат тебе навстречу!
Даже маленькие точки
Рвутся выпрыгнуть из строчки
И хоть прозвенел звонок
Будем новый ждать урок!