Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Базарносызганская средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по КР директор МКОУ Базарносызганская СОШ №1
___________ Н.П.Павлушина ___________________А.В. Исачкин
« ___»____________2015г. Приказ №____ от «……» ………2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 9 класса
коррекционный
срок реализации 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Разработчик программы: Синюгина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНА:
на МО учителей коррекционных классов
протокол № 1 от «…..» августа 2015 г.
Руководитель____________________
Пояснительная записка
Биология
9 класс 68 часов
Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1;
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», ( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Рабочая программа по биологии, как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида, разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Цель – коррекция недостатков умственного развития учащихся.
Задачи:
Сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье.
Воспитание бережного отношения к здоровью человека.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа по биологии в 9 классе направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Учащиеся должны изучить разделы: Введение; Общий обзор организма человека; Опорно-двигательная система; Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система; Дыхательная система; Пищеварительная система; Мочевыделительная система; Кожа; Нервная система; Органы чувств; Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МКОУ Базарносызганской СОШ №1 на изучение биологии в 9 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 2 час2 в неделю (68 часов).
Рабочая программа по биологии для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1,
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», ( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).
Планируемые результаты
В результате уроков биологии учащиеся 9 класса
должны уметь:
- применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организме в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.
учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы: Введение; Общий обзор организма человека; Опорно-двигательная система; Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система; Дыхательная система; Пищеварительная система; Мочевыделительная система; Кожа; Нервная система; Органы чувств; Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Содержание
Введение.
Введение. Место человека среди млекопитающих.
Общий обзор организма человека.
Строение клеток и тканей организма.
Органы и системы органов человека.
Опорно-двигательная система.
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.
Состав и строение костей.
Соединение костей.
Череп.
Скелет туловища.
Скелет верхних конечностей.
Скелет нижних конечностей.
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.
Значение и строение мышц.
Основные группы мышц человека.
Работа мышц. Физическое утомление.
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании.
Повторение.
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система.
Значение крови и кровообращения.
Состав крови.
Органы кровообращения. Сосуды.
Органы кровообращения. Сердце и его работа.
Большой и малый круги кровообращения.
Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения.
Первая помощь при кровотечениях.
Повторение.
Дыхательная система.
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.
Газообмен в лёгких и тканях.
Гигиена дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Повторение.
Пищеварительная система.
Значение питания. Пищевые продукты.
Питательные вещества.
Витамины.
Органы пищеварения.
Ротовая полость. Зубы.
Изменение пищи в желудке.
Изменение пищи в кишечнике. Печень.
Гигиена питания.
Уход за зубами и ротовой полостью.
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.
Пищевые отравления.
Повторение.
Мочевыделительная система.
Почки-органы выделения.
Предупреждение почечных заболеваний.
Повторение.
Кожа.
Кожа и её роль в жизни человека.
Уход за кожей.
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.
Закаливание организма.
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.
Первая помощь при ожогах и обморожении.
Повторение.
Нервная система.
Головной и спинной мозг.
Нервы.
Значение нервной системы.
Режим дня, гигиена труда.
Сон и его значение.
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.
Повторение.
Органы чувств.
Орган зрения.
Гигиена зрения.
Орган слуха.
Гигиена слуха.
Орган обоняния.
Орган вкуса.
Повторение.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Охрана здоровья человека.
Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.
Информационно – методический материал для биологии
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Литература для обучающихся:
Биология 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/ Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. - 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2014.-239с.:ил.
Тематическое планирование по биологии
№
п/п Раздел и тема Всего:
68 часов
Введение 1 Введение. 1
2 Место человека среди млекопитающих. 1
Общий обзор организма человека 3 Строение клеток и тканей организма. 1
4 Органы и системы органов человека. 1
Опорно-двигательная система 5 Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. 1
6 Состав и строение костей. 1
7 Соединение костей. 1
8 Череп. 1
9 Скелет туловища. 1
10 Скелет верхних конечностей. 1
11 Скелет нижних конечностей. 1
12 Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. 1
13 Значение и строение мышц. 1
14 Основные группы мышц человека. 1
15 Работа мышц. Физическое утомление. 1
16 Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. 1
17 Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. 1
18 Повторение. 1
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система 19 Значение крови и кровообращения. 1
20 Состав крови. 1
21 Органы кровообращения. Сосуды. 1
22 Органы кровообращения. Сердце и его работа. 1
23 Большой и малый круги кровообращения. 1
24 Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. 1
25 Первая помощь при кровотечениях. 1
26 Повторение. 1
Дыхательная система 27 Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. 1
28 Газообмен в лёгких и тканях. 1
29 Гигиена дыхания. 1
30 Болезни органов дыхания и их предупреждение. 1
31 Повторение. 1
Пищеварительная система 32 Значение питания. Пищевые продукты. 1
33 Питательные вещества. 1
34 Витамины. 1
35 Органы пищеварения. 1
36 Ротовая полость. Зубы. 1
37 Изменение пищи в желудке. 1
38 Изменение пищи в кишечнике. Печень. 39 Гигиена питания. 1
40 Уход за зубами и ротовой полостью.
1
41 Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. 1
42 Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. 1
43 Пищевые отравления. 1
44 Повторение. 1
Мочевыделительная система 45 Почки-органы выделения. 1
46 Предупреждение почечных заболеваний. 2
47 Повторение. 1
Кожа 48 Кожа и её роль в жизни человека. 1
49 Уход за кожей. 1
50 Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. 1
51 Закаливание организма. 1
52 Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. 1
53 Первая помощь при ожогах и обморожении. 1
54 Повторение. 1
Нервная система 54 Головной и спинной мозг. 1
55 Нервы. 1
56 Значение нервной системы. 1
57 Режим дня, гигиена труда. 1
58 Сон и его значение. 1
59 Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. 1
60 Повторение. 1
Органы чувств 61 Орган зрения. 1
62 Гигиена зрения. 1
63 Орган слуха. 1
64 Гигиена слуха. 1
65 Орган обоняния. 1
66 Орган вкуса. 1
Охрана здоровья человека в Российской Федерации 67 Охрана здоровья человека. 1
68 Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. 1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Программы:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Интернет ресурсы:
1. http://www.proshkolu.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://www.twirpx.com 4. http://www.zavuch.ru
Дополнительные средства обучения для учащихся
Оборудование.
Наглядные пособия.
Тесты.
Учебно-тематическое и календарное планирование по биологии 9 класс
Количество часов: 68
Планирование составлено на основе
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки РФ.
№ Тема урока
Кол-во часов Тип
урока Содержание Виды
деят-ти Коррекционная работа
Планируемые
результаты Дата Д/з
план факт Введение
1. Введение. 1 Урок повторения Понятие «Человек», «Организм человека», понятия анатомия, физиология, гигиена Беседа, работа
с учебником, в тетрадях.
Коррекция речи, мышления
Знать Понятие «Человек», «Организм человека», понятия анатомия, физиология, гигиена 3.09 С.4-5.
2. Место человека среди млекопитающих. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Внешнее строение Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать внешнее строение человека 7.09 С. 6-9.
Общий обзор организма человека
3 Строение клеток и тканей организма. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Строение клеток, виды тканей. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях. Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать строение клеток, виды тканей. 10.09 С.9-12.
4 Органы и системы органов человека. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятие «Организм человека», виды системы органов. Беседа,
работа
с учебником, тестирование.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «Организм человека», виды системы органов. 16.09 С.13-16.
Опорно-двигательная система
5 Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Состав опорно-двигательной системы., понятие «Скелет». Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать состав опорно-двигательной системы., понятие «Скелет». 18.09 С.17-21.
6 Состав и строение костей. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятие «Кости», состав и строение костей. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «Кости», состав и строение костей. 23.09 С.22-25
7 Соединение костей. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятие «Суставы».
Виды костей подвижное и полуподвижное соединений костей. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать виды костей подвижное и полуподвижное соединений костей, нонятие «Суставы».. 25.09 С.25-28
8 Череп. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятие «Череп».
Отделы черепа.
Строение мозгового и лицевого отделов. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «Череп»,
отделы черепа,
строение мозгового и лицевого отделов. 30.09 С.29-31
9 Скелет туловища. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Отделы позвоночника, позвонки, спинной мозг, рёбра, грудная клетка.
Понятие «Позвоночник». Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать значение отделов позвоночника, позвонки, спинной мозг, рёбра, грудная клетка,
понятие «Позвоночник». 2.10 С.31-35
10 Скелет верхних конечностей. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Расположение костей конечностей.
Плечевой пояс, лопатка, ключица, плечо, предплечье, кисть
Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать состав верхних конечностей, кости руки и плечевого пояса 7.10 С.36-39
11 Скелет нижних конечностей. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Тазовый пояс, тазовые кости, крестец, бедро, голень, стопа Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать чем образован скелет нижних конечностей. 9.10 С.39-41
12 Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятие «Перелом».
Виды переломов.
Первая помощь при переломе.
Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «Перелом»,
виды переломов, как оказывать
первую помощь при переломе.
14.10 С.42-45
13 Значение и строение мышц. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Расположение мышц, состав скелетных мышц,
основное свойство мышц. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать расположение мышц, состав скелетных мышц,
основное свойство мышц. 16.10 С.46-50
14 Основные группы мышц человека. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Значение мышц, группы мышц. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать значение мышц, группы мышц. 21.10 С.51-53
15 Работа мышц. Физическое утомление. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Работа мышц, утомление мышц. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать чем мышцы прикреплены к костям, когда наступает утомление мышц, работу мышц. 23.10 16 Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятие «Осанка», что нужно делать. Чтобы избежать искривление позвоночника. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «Осанка», что нужно делать. Чтобы избежать искривление позвоночника. 28.10 С.57-61
17 Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Опорно-двигательная система. Беседа,
работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать для чего нужны мышцы, понятие «Опорно-двигательная система» 30.10 С.62-64
18 Повторение. 1 Урок повторения Обобщение пройденного материала Беседа,
самостоятельная работа.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать пройденный материал С.64-66
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система
19 Значение крови и кровообращения. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Кровь, кровообращение, иммунитет Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия кровь, кровообращение, иммунитет, значение крови в организме человека. С.65-68
20 Состав крови. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Состав крови.
Плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, донор. Беседа, лабораторная работа «Микроскопическое строение крови».
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать состав крови, понятия плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, донор. С.69-71
21 Органы кровообращения. Сосуды. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятие «кровеносные сосуды», «артерии», «вены», «капилляры». Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «кровеносные сосуды», «артерии», «вены», «капилляры». С.73-76
22 Органы кровообращения. Сердце и его работа. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Понятия сердце, аорта, предсердие, желудочек, пульс. Работа
с учебником, в тетрадях.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия сердце, аорта, предсердие, желудочек, пульс. С.77-80
23 Большой и малый круги кровообращения. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. С.82-84
24 Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Артериальное давление, инфаркт миокарда, гипертония, инсульт, кардиолог Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия артериальное давление, инфаркт миокарда, гипертония, инсульт, кардиолог
С.85-88
25 Первая помощь при кровотечениях. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Артериальное и венозное, капиллярное кровотечения, сдавливающаяся повязка, жгут Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия артериальное и венозное, капиллярное кровотечения, какую помощь оказывают при кровотечениях С.89-91
26 Повторение. 1 Урок повторения Обобщение пройденного материала Тестирование Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать пройденный материал С.92-94
Дыхательная система
27 Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «Дыхание», значение дыхания называть органы дыхания, их строение и функции. С.94-98
28 Газообмен в лёгких и тканях. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Состав воздуха, газообмен Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать состав воздуха, как происходит газообмен в лёгких и тканях. С. 99-101
29 Гигиена дыхания. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Чистый воздух, пыль, выхлопные газы Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать почему человеку необходим чистый воздух, меры применяемые для охраны воздуха. С.102-105
30 Болезни органов дыхания и их предупреждение. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Виды болезни органов дыхания и их предупреждение. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать виды болезни органов дыхания и их предупреждение. С.106-109
31 Повторение. 1 Урок повторения Обобщение пройденного материала Самостоятельная работа Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать пройденный материал. С.111-113
Пищеварительная система
32 Значение питания. Пищевые продукты. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Пища, значение питания. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать для чего человеку нужна пища, значение питания. С.113-115
33 Питательные вещества. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода. работа
с учебником, в тетрадях.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Уметь называть питательные вещества, для чего нужны они организму. С. 115-119
34 Витамины. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Витамины, авитаминоз Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать что такое витамины, авитаминоз, где содержатся витамины. С.119-123
35 Органы пищеварения. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Органы пищеварения.
Понятие «Пищеварительная система» Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Уметь называть органы пищеварения,
понятие «Пищеварительная система» С. 124-127
36 Ротовая полость. Зубы. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Ротовая полость. Зубы. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия ротовая полость, значение зубов для организма человека. С.128-131
37 Изменение пищи в желудке. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Желудок, пищевод, желудочный сок. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия желудок, пищевод, желудочный сок, как происходит изменение пищи в желудке. С.131-134
38 Изменение пищи в кишечнике. Печень. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Тонкий кишечник, печень поджелудочная железа, толстый кишечник, аппендицит Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать, как происходит изменение пищи в кишечнике, роль печени в пищеварении. С.134-137
39 Гигиена питания. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Гигиена питания, диетолог. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать гигиену питания. С.137-141
40 Уход за зубами и ротовой полостью.
1 Урок изучения и закрепления нового материала Кариес, воспаление дёсен, стоматолог Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Уметь ухаживать за зубами и ротовой полостью. С.141-144
41 Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Гастрит, язва желудка, гепатит, цирроз. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать как предупредить желудочно-кишечных заболеваний, понятия гастрит, язва желудка, гепатит, цирроз. С.145-147
42 Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Инфекционные заболевания, глистные заболевания, дизентерия, глисты Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать как предупредить инфекционных заболеваний и глистных заражений, основные понятия. С.148-151
43 Пищевые отравления. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Пищевое отравление, ботулизм, отравление грибами. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать причины отравления, его признаки, что необходимо делать при отравлении С.151-154
44 Повторение. 1 Урок повторения Обобщение пройденного материала Беседа по вопросам,
работа в парах Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать пройденный материал. С.156-158
Мочевыделительная система
45 Почки-органы выделения. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Почки, моча, мочеточники, мочевой пузырь. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия почки, моча, мочеточники, мочевой пузырь. С. 158-161
46 Предупреждение почечных заболеваний. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Почечные заболевания Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать, как предупредить почечные заболевания С.163-164.
Кожа
47 Кожа и её роль в жизни человека. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Кожа, потовые железы, сальные железы Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: кожа, потовые железы, сальные железы , значение кожи для организма человека. С.165-169
48 Уход за кожей. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Чистота кожи Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать как нужно следить за чистотой кожи. С. 169-171
49 Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Волосы, ногти, корни волос, пластины ногтей, грибковые поражения.
Состав и виды волос.
Уход за волосами. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: волосы, ногти, корни волос, пластины ногтей, грибковые поражения, состав и виды волос, как ухаживать за волосами. С.171-175
50 Закаливание организма. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Закаливание
Виды закаливания организма Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие «Закаливание», виды закаливания организма С.176-178
51 Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Перегревание, тепловой удар, солнечный удар Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: перегревание, тепловой удар, солнечный удар, какую первую помощь следует оказать при тепловых и солнечных ударах. С.179-181
52 Первая помощь при ожогах и обморожении. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Ожог, обморожение Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: ожог, обморожение, какую первую помощь следует оказать при ожогах и обморожении. С.181-184
53 Повторение.
1 Урок повторения Обобщение пройденного материала Тестирование Коррекция речи, мышления
Знать пройденный материал. С. 184-186
Нервная система
54 Головной и спинной мозг. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Головной мозг, кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг, спинной мозг Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: головной мозг, кора больших полушарий, мозжечок, продолговатый мозг, спинной мозг, расположение и состав головного и спинного мозгов, их значение. С.186-190
55 Нервы. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Нервы, нервные окончания, возбуждение Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: нервы, нервные окончания, возбуждение; расположение и свойства нервов. С.191-192
56 Значение нервной системы. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Речь, мышление, сознание. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать значение нервной системы для жизни человека. С.193-194
57 Режим дня, гигиена труда. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Режим дня, гигиена труда Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать, почему необходимо соблюдать режим дня. С.195-197
58 Сон и его значение. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Сон, сновидение. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: сон, сновидение; значение сна для организма человека. С.198-199
59 Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Вредные привычки Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать виды вредных привычек их понятия. С.200-202
60 Повторение.
1 Урок повторения Обобщение пройденного материала Самостоятельная работа Коррекция речи, мышления
Знать пройденный материал. С.203-205
Органы чувств
61 Орган зрения. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Глаза, строение глаза. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: глаза, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик; строение глаза, значение выделения слёз. С.205-209
62 Гигиена зрения. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Дальнозоркость, близорукость. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности, речи, мышления
Знать правила при письме и чтении, правила гигиены зрения. С.210-213
63 Орган слуха. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Ухо, строение уха, значение уха для человека. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятие уха; строение уха, значение уха для человека. С.213-215
64 Гигиена слуха. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Глухота, ушная сера. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: Глухота, ушная сера; значение слуха в жизни человека. С.216-218
65 Орган обоняния. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Орган обоняния, пахучие вещества, насморк. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: орган обоняния, пахучие вещества, насморк, значение органа обоняния для жизни человека. С.219-221
66 Орган вкуса. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Язык, вкусовые сосочки. Работа
с учебником, в тетрадях.
Коррекция наблюдательности, речи, мышления
Знать понятия: язык, вкусовые сосочки; значение органа вкуса для жизни человека. С.221-223
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
67 Охрана здоровья человека. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Здоровье, здоровый образ жизни, диспансеризация, профилактические прививки. Работа
с учебником, в тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: здоровье, здоровый образ жизни, диспансеризация, профилактические прививки. С.225-228
68 Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. 1 Урок изучения и закрепления нового материала Поликлиника, больница, диспансер, санаторий, пенсия. Работа
с учебником, в тетрадях, самостоятельная работа
Коррекция наблюдательности , речи, мышления
Знать понятия: поликлиника, больница, диспансер, санаторий, пенсия. С.229-231