Рабочая программа по предмету Обществознаие для професссией СПО, технический профиль
Приложение 5
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 05. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
название учебной дисциплины
-2016 –
Программа разработана на основе примерной программы образовательной учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных государственных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной основной профессиональной образовательной программы ФГАУ «ФИРО» 2015г. и на основе Федерального образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования
23.01.03 Автомеханик
код наименование профессии
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401
Разработчик:
Е.В.Щипанова, преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
Ф.И.О., должность
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей»
Протокол № от «__» _____2016 г.
Председатель: ___________________С.Ю.Бойко
подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (включая экономику и право)
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)(ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
общеобразовательный цикл
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам обучения:
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
· гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
· готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
·
· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
· умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
· сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
· владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
· владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
· сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
· сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
· владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
· сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 258 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 172 часа;
самостоятельной работы обучающегося 66 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
258
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
172
в том числе:
теоретическое обучение
152
практические занятия
20
контрольные работы
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
66
В том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа в виде:
подготовка сообщений и проектов
66
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Человек и общество
33 (22+11СРС)
Введение
Введение в предмет. Значение обществознания с современном мире.
2
1
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала
1
Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке.
2
2
2
Бытие человека. Соотношение бытия и сознания
2
2
3
Деятельность человека
2
3
4
Сознание человека
2
2
5
Познание.
2
2
Практическая занятия
1
Духовный мир человека
2
Тема 1.2. Общество как сложная система
Содержание учебного материала
1
Общество и сферы общественной жизнедеятельности
2
2
2
Типология обществ
2
2
3
Общественное развитие
2
2
4
Культура. Цивилизация. глобализация
2
3
Самостоятельная работа:
Примерная тематика сообщений:
Индустриальная революция: плюсы и минусы;
Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми;
Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
11
Раздел 2.
Духовная культура человека и общества.
37 (24+13СРС)
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
1
Духовная культура общества и ее значение для человека.
2
2
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
1
Наука. Типология наук в современном мире.
2
2
2
Научное познание мира. Этические ценности ученого.
2
2
3
Технология учебного процесса
2
3
Практические занятия
1
Образование в современном мире.
2
Тема 2.3 Мораль, искусство как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
1
Ранние формы религиозных верований. Теория происхождения религий.
2
2
2
Мировые религии
2
2
3
Мораль и человек.
2
2
4
Моральный самоконтроль и моральный идеал
2
3
5
Искусство в жизни человека
2
2
Практические занятия
1
Виды искусства
2
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Примерная тематика сообщений;
Современные религии;
Наука в современном мире;
Современная массовая культура.
13
Раздел 3.
Социальные отношения
36 (30+6СРС)
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация.
Содержание учебного материала
1
Социальные отношения социальные группы
2
2
2
Социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации
2
2
3
Социальная роль и социальная мобильность. Социальный статус
2
3
Контрольная работа
2
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты.
Содержание учебного материала
1.
Социальное поведение
2
2
2
Девиантное и делинквентное поведение
2
2
3
Социальные нормы и социальный контроль
2
2
4
Социальный конфликт
2
3
Практические занятия
1
«Социальные конфликты и пути из разрешения»
2
Контрольная работа
2
Тема 3.3. Важнейшие
социальные общности и группы
Содержание учебного материала
1.
Социальные группы
2
2
2
Социальные и этнические общности
2
2
3
Семья
2
2
4
Молодежь
2
2
Практические занятия
1
Социальная стратификация и социальные процессы в современной России.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Примерная тематика сообщений:
Семья как ячейка общества;
Этносоциальные конфликты;
Я и мои социальные роли.
6
Раздел 4
Политика как общественное явление
28 (22+6СРС)
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
Политическая система общества
2
2
2.
Государство и механизмы его действия.
2
2
3.
Территориальное устройство государства
2
2
4.
Политический режим
2
2
Практические занятия
1
Форма правления государством
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Примерная тематика сообщений:
Политическая система современного российского общества;
Политические партии в современной России;
Внешние и внутренние функции государства в РФ.
6
Тема 4.2. Участники политического процесса
Содержание учебного материала
1.
Избирательный процесс в РФ
2
2
2.
Гражданское общество
2
3
3.
Правовое государство
2
2
4.
Политическая идеология
2
2
5.
Личность и политика. Политическое лидерство.
2
3
6.
Контрольная работа
2
Раздел 5
Экономика
48 (36+12СРС)
Тема 5.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Содержание учебного материала
Введение в экономику. История экономической науки.
2
2
Собственность как экономическая категория.
2
2
Производства – основа экономики.
2
2
Практические занятия
1
Типы экономических систем
2
Тема 5.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Содержание учебного материала
1.
Рынок. Типы рынков. Структура рынка
2
2
2
Деньги и ценные бумага.
2
2
3.
Государственный бюджет.
2
2
4.
Налоги налоговая политика государства политика. Инфляция
2
2
Практическая работа:
1
Спрос и предложения
2
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Примерная тематика сообщений:
Структура современного рынка товаров и услуг;
Экономика в современной России;
Причина безработицы в РФ.
12
Тема 5.3 Рынок труда и безработица.
Содержание учебного материала
1.
Экономические потребности населения. Доходы населения.
2
3
2.
Закон о защите прав потребителя
2
3
3.
Рынок труда.
2
2
4.
Безработица и ее виды.
2
2
5.
Государственная политика в сфере ликвидации безработицы
2
2
Тема 5.4.Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Содержание учебного материала
1.
Международная экономика
2
2
Практические занятия
1
Глобальные экономические проблемы и пути их решения.
2
Контрольная работа
2
Раздел 6
Право
56 (38+18СРС)
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
1.
Введение в право. Основные термины и определения и понятия.
2
2
2.
Система права и нормы права.
2
2
3.
Источники права и их история
2
2
4.
Правосознание и правоотношение
2
2
5.
Правонарушение и юридическая ответственность.
2
2
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
1.
Конституционное право в РФ. Развитие конституционного права в РФ.
2
2
2.
Основы конституционного строя РФ.
2
2
3.
Конституционные основы правового статуса личности
2
2
4.
Национальное государственное устройство
2
2
5.
Избирательная система.
2
2
6.
Государственные органы РФ
2
2
7.
Местное самоуправление, согласно Конституции РФ
2
2
8.
Правовые меры по защите свобод и прав личности
2
2
6.3. Отрасли права В РФ
.
Содержание учебного материала
1.
Гражданское право и гражданские правоотношения.
2
2
2.
Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений
2
3
3
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки.
2
3
4.
Трудовое право
2
2
5.
Уголовное право
2
2
Практическая работа
1
Международное право
2
Самостоятельная работа обучающихся: