Рабочая программа учебного курса по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида №3 Костромской области»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей начальных классов
Протокол № ____ __________2015г.
Руководитель МО
-----------------Ерохова В.А.



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор школы
-----------Капустина С.А. ------------ Халиярова М.В.
____________2015г. _______________2015г.




Рабочая программа учебного курса
по развитию устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности
4 А класс




Программу составила:
Учитель высшей
квалификационной категории
Сухан О.Н.








2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; подготовительный, 1 - 4 классы под ред. В.В. Воронковой. – «Просвещение» 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на 34 часов по одному часу в неделю согласно учебному плану. Для проведения экскурсий отводится 10 часов, 5 практические занятий. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Итоговая оценка за четверть складывается из устных ответов учащихся и практических работ. Итоговая оценка за год выставляется, как средний балл за все четверти.
Цель курса: формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.
Задачи курса:
Образовательные:
Обогащать и уточнять словарь.
Учить выполнять практические работы по уходу за обувью, одеждой.
Продолжать учить соблюдать правила личной гигиены.
Формировать навыки ведения беседы.
Продолжать учить соблюдать ПДД.

Коррекционно- развивающие:
Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в наблюдении.
Развивать вербальную память, логическое мышление.
Развивать эмоционально-волевую сферу, аналитико-синтетическую деятельность, мыслительную деятельность.
Пополнять активный и пассивный словарь.
Преодолевать речевую замкнутость, неуверенность.
Формировать связную речь.

Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Воспитывать уважение к труду людей.
Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Здоровье сберегающие:
Сохранить здоровье учащихся через физ. минутки, смену поз
( использование технологий В.Ф. Базарного, педагогики И.А. Зинченко ).

На уроке используются словесные методы обучения, такие как рассказ, объяснение, беседа; наглядные и практические методы обучения; работа с учебником, экскурсии; метод письменного и устного контроля и самоконтроля.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:
- Названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.



Учебно – тематическое планирование

№ п/п
Название раздела
Количество часов

1
Сезонные изменения в природе
1

2
Овощи, фрукты, ягоды
1

3
Сезонные изменения в природе
1

4
Грибы
1

5
Семена овощных растений
1

6
Полевые растения: рожь, кукуруза, овес. Их использование.
1

7
Сезонные изменения в природе
1

8
Орехи
1

9
Город, село, деревня
1

10
Правила дорожного движения
1

11
Сезонные изменения в природе
1

12
Домашние животные
1

13
Дикие животные
1

14
Квартира, комната
1

15
Мебель
1

16
Сезонные изменения в природе
1

17
Посуда
1

18
Одежда
1

19
Сезонные изменения в природе
1

20
Птицы перелетные и зимующие
2

21
Сезонные изменения в природе
1

22
Дорожное движение
1

23
Обувь
1

24
Деревья
1

25
Охрана здоровья
1

26
Комнатные растения
1

27
Сезонные изменения в природе
1

28
Дорожное движение
1

29
Домашние птицы
1

30
Дикие птицы
1

31
Насекомые вредные и полезные
1

32
Рыбы
1

33
Одежда
1



Итого 34 часа



















Приложение
Календарно тематическое планирование по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (68 часов)
№ п/п
Наименование раздела и темы:
Коли-чество часов
Дата по факту
Методическое обеспечение урока
Основные понятия, словарная работа
Виды работ
Межпредметные связи
Коррекционная работа
Примечание



1
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Как ты провел лето?
3

1
Картины «Жаркое лето», «На реке».

Лето, погода, тепло, жарко, ясно, лодка, сачок, плавать, загорать, каникулы, лагерь, море.
Подбор слов, противоположных по значению. Произношение их с разной интонацией, составление совместного описательного рассказа
Русский язык, изо, связь с окружающей действительностью
Развитие лексико – грамматического строя речи, восприятия, долговременной памяти, мышления


2
Начало осени.
Урок-экскурсия
1

Сентябрь ,дождливый,
бархатный сезон
Сбор опавших листьев, травы, цветов.
чтение, русский язык, связь с окружающей действительностью.
Развитие мыслительных операций: анализа и сравнения, зрительного восприятия, развитие связной речи.



3
Сбор урожая.
Практическое занятие
1

Огород, помидоры, огурцы, картофель, горох, клубень выкапывают, окучивают, собирают, хранят, жарят, варят, пекут, однолетнее
Выкапывание картофеля
Связь с окружающей действительностью, труд.
Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи.



4
ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ
Овощи, фрукты, ягоды.
1
1
Муляжи овощей и фруктов
Консервирование, маринование, компот, варенье джем, повидло, икра, салат
Подбор уменьшительно-ласкательных слов, составление предложений, разгадывание загадок, рисование и раскрашивание предмета
ИЗО, труд
Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи.




5

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Сентябрь – начало осени.
2

2
Картина «Ранняя осень»
Осень, ветер, лужи, тучи, дождь, календарь погоды, похолодание, птицы, косяки
Подбор слов-признаков. Моделирование текста по опорным фразам
Чтение, математика, ИЗО
Развитие наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, мыслительной деятельности, развитие связной речи.



6
ГРИБЫ
Съедобные грибы.
2
1
Предметные картинки, муляжи грибов
Подосиновик, подберезовик, сыроежки, белый гриб, опята, поганка, мухомор
Подбор слов противоположных по значению.
Составление предложений на основе демонстрируемых действий.
Составление описательного рассказа по существенным признакам
ИЗО, труд
Развитие зрительной и слуховой памяти, развитие связной речи, активизация и расширение словаря


7
Несъедобные грибы.










8
СЕМЕНА ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ
Семена овощных растений.
Урок -экскурсия
1
1
Раздаточный материал
Астра, ноготки, настурция, корень, листья, цветы, плоды с семенами
Анализ предметов и их описание с опорой на демонстрацию натуральных образцов.
Составление сравнительного описания
Труд, чтение, русский язык
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия





9
ПОЛЕВЫЕ РАСТЕНИЯ.
Рожь, овес.
Экскурсия на школьный огород
2


1
Карточки с изображением растений
Овес, рожь, корень, стебель, лист, колосок, початок, зерно, озимые, жатва, очистка
Анализ предметов и их описание с опорой на демонстрацию натуральных образцов.
Составление сравнительного описания
Чтение, математика, ИЗО
Развитие зрительной и слуховой памяти, развитие связной речи, активизация и расширение словаря


10
Кукуруза.
1
Карточки с изображением растений
кукуруза, корень, стебель, лист, колосок, початок, зерно, озимые, жатва, очистка
Анализ предметов и их описание с опорой на демонстрацию натуральных образцов.
Составление сравнительного описания
Чтение, математика, ИЗО
Развитие зрительной и слуховой памяти, развитие связной речи, активизация и расширение словаря




11
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Середина осени «Золотой октябрь»
2

2
Картина «Золотая осень», листья, желуди
Небо, растения, листья, окрас листьев, плоды, «золотой октябрь»
Составление вопросов к картинке.
Составление рассказа по сюжетной картине, подбор прилагательных
ИЗО, связь с окружающей действительностью
Развитие пространственной ориентировки, наглядно-образной памяти



12
ОРЕХИ
Орехи.
1
1
Предметные картинки
Лещина, грецкий орех, фундук, скорлупа, ядро
Подбор слов-признаков.
Моделирование текста по опорным фразам.
Составление простых и распространённых предложений

ИЗО, труд
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи.



13
ГОРОД, СЕЛО, ДЕРЕВНЯ
Деревня.
4
1
Картина «Строится город», «Новое село»
Деревянный, кирпичный, дороги, транспорт, дома
Ответы на вопросы учителя, составление рассказа по готовому плану
чтение, русский язык, ИЗО, физкультура.
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


14
Село.
1
Сюжетные картинки
Ферма,
Отгадывание задуманных учителем предметов, подбор прилагательных
чтение, русский язык, математика
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



15
Город.
1
Картина «Строится город»
Многоэтажные дома, новостройки, аллея, проспект, шоссе
Составление описательного рассказа по картине, подбор прилагательных
чтение, русский язык
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


16
Экскурсия на главную улицу города.
1










17
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ППД
Практическое занятие
1

1
Рисунок «Город», таблицы по правилам дорожного движения
Автобус, такси, светофор, пешеходный переход, «зебра» на дорогах
Составление вопросов по опорному плану.
Обводка по трафарету дорожных знаков, раскрашивание
Чтение, математика
Развитие лексико – грамматического строя речи, восприятия, долговременной памяти, мышления




18
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Поздняя осень
2

1
Картина «Поздняя осень»
Листопад, заморозки, холодно, морозно, переменно,
Составление вопросов к картинке.
Составление рассказа по сюжетной картине, подбор прилагательных
Русский язык, чтение,
Развитие пространственной ориентировки, наглядно-образной памяти


19
Осень – время года.
1
Картина«Осень», сюжетные картинки
Ветер, серое небо, признаки осени, дождливая погода
Составление вопросов к картинке.
Составление рассказа по сюжетной картине, подбор прилагательных
чтение, русский язык
Развитие пространственной ориентировки, наглядно-образной памяти



20
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Домашние животные Свинья.
2
1
Иллюстрации домашних животных, сюжетные картинки
Домашние животные, поросята, кабан.
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
Труд, чтение
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



21
Домашние животные. Корова, лошадь.
1
карточки со словами, фигурки животных
детеныши, корм, польза. Теленок, бык, жеребенок, конь.
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
чтение, русский язык ,ИЗО, математика
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти



22
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Лось.
2
1
Иллюстрации, предметные картинки
Дикие животные, повадки, пища, лось, олень, лосенок, лосеферма
Подбор слов-признаков.
Моделирование текста по опорным фразам.
Составление простых и распространённых предложений, обводка по трафарету и закрашивание
ИЗО, связь с окру-
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


23
Олень.
1
Таблица Шульте, иллюстрации
Рога, копыта
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
чтение, русский язык, ИЗО

Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти



24
КВАРТИРА, КОМНАТА
Квартира.
2
1
Коррекционно- развивающая игра «Мир вокруг нас»
Номер дома, квартиры, подъезд, лифт.
Образование относительных ,прилагательных Подбор слов-признаков. Моделирование текста по опорным фразам
Труд, чтение,
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи


25

Комната.
1
Сюжетные картинки
Кухня, гостиная, ванная, прихожая
Составление рассказа по опорному плану и вопросам
русский язык
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия



26
МЕБЕЛЬ
Мебель. Уточнение знаний о мебели.
1
1
Таблица Шульте, предметные картинки.
Мебель, сервант, шкаф, софа, диван, кровать, кресло, стол, стул, полировка
Составление простых и распространенных предложений. Моделирование текста по опорным фразам.

ИЗО, труд
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти




27
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Зима – время года.
2
1

Картина «Зима в лесу
Морозно, сугробы, трещит, метель, лютый, снегопад
Составление описательного рассказа по картине, подбор прилагательных
Русский язык, чтение,
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



28
Зимние забавы.
1
Картина «Зимние забавы»,
Санки, лыжи, коньки; снег, гололед, горка.
Подбор слов-признаков.
Моделирование текста по опорным фразам.
Составление простых и распространённых предложений
физкультура
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия



29



ПОСУДА, УХОД ЗА ПОСУДОЙ.
Посуда.




2
1

Коррекционно- развивающая игра «Мир вокруг нас», предметные картинки, натуральные предметы
Чашка, кружка, тарелка, блюдце, столовый сервиз, чайный сервиз, кастрюля, ложка, Фарфор, хрусталь, донышко, стенки, крышка ,ручка, горлышко носик.
Образование относительных прилагательных, отгадывание загадок, подбор прилагательных от названия предметов, зарисовка посуды в тетради, закрашивание
Чтение, русский язык
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


30
Уход за посудой.
Практическое занятие
1
Натуральные предметы, сюжетные картинки
Глиняная, пластмассовая, алюминиевая, эмалированная, металлическая, деревянная
Составление вопросов по опорному плану.
Классификация посуды
чтение, русский язык, физкультура
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.




31




ОДЕЖДА
Одежда осенью.





2
1

Демонстрационный материал «Одежда»
Шерстяной свитер, джинсы, теплая юбка, толстовка, колготки, куртка, шапка, перчатки
Подбор уменьшительно-ласкательных слов, классификация одежды, подбор прилагательных, отгадывание задуманных предметов
Труд, чтение
Развитие наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, мыслительной деятельности, развитие связной речи.


32
Одежда зимой.
1
Предметные картинки, натуральные предметы
Верхняя, нижняя одежда, костюм рукавицы, , шарф
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
чтение, русский язык
связь с окружающей действительностью
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти




33
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Зимний месяц декабрь
4

1
Картина «Зимние забавы»
Санки, лыжи, коньки; снег, гололед, горка, мороз, узоры, праздники, каникулы
Подбор слов-признаков. Мо-делирование тек-ста по опорным фразам.
Связь с окружающей действительностью
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


34
Зимний месяц январь;
Урок -экскурсия

1


Картина «Зима»
метели, сугробы, вьюга
Составление рассказа по опорному плану и вопросам
Русский язык, чтение, физкультура
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



35
Рождество, рождественские праздники;
1

Сюжетные картинки
Рождество, святки
Подбор прилагательных и глаголов, отгадывание загадок, составление описательного к рассказа к картине по вопросам
чтение, русский язык
связь с окружающей действительностью.
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


36
Крещенские морозы.
1
Картина «Зима в лесу», сюжетные картинки
Крещенские морозы, лютый, стужа
Составление простых и распространённых предложении,
чтение, русский язык
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи


37
ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ
Птицы перелетные.
Урок-экскурсия
3
1


Предметные картинки с изображением птиц
Юг, север, перелетные, зимующие
Подбор слов-признаков.
Моделирование текста по опорным фразам.
Составление простых и распространённых предложений, обводка по трафарету и закрашивание

Труд, чтение
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


38
Птицы зимующие.
1
Иллюстрации птиц
Снегирь, синица, грач, ворона, сорока, воробей, голубь
Подбор уменьшительно ласкательных слов.
Составление сравнительного описания птиц по опорным картинкам.
чтение, русский язык, математика
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


39
Время отлета, прилета.
1
Сюжетные картики
Скворечник, гнездо, перелет, отлет, стая, стрела, вожак
Подбор слов-признаков.
Моделирование текста по опорным фразам.
Составление простых и распространённых предложений, обводка по трафарету и закрашивание

чтение, русский язык, математика
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



40
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Зимний месяц февраль


3

1


Коррекционно- развивающая игра «Мир вокруг нас
Январь, февраль, лед, искрится
Подбор слов-признаков. Мо-делирование тек-ста по опорным фразам
ИЗО, связь с окру-жающей действительностью
Пополнение активного и пассивного словаря


41
Признаки зимы, самая длинная ночь;
1

Сюжетные картинки, таблица Шульте
Снегопад, холод, стужа, заморозки, гололед
Моделирование текста по опорным фразам.

чтение, русский язык, связь с окружающей действительностью.
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


42
Зимние месяцы.
1
Иллюстрации,
сюжетные картинки
Быстрые, веселые, санки, снежки, крепость, январь, февраль, декабрь, сезон
Составление рассказа по опорному плану и вопросам
чтение, русский язык
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексикограмматического строя речи


43
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
ПДД
Урок -экскурсия
1
1
Опорные слова, дорожные знаки
Зебра, светофор , транспорт, дорожные знаки
Практическая работа с применением правил на улицах города
Труд, чтение, русский язык
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


44
ОБУВЬ
Обувь;

2
1

Раздаточный материал
Замшевая, кожаная, резиновая обувь
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
ИЗО, труд
Развитие логического мышления


45
Уход за обувью.
Практическая работа
1
Предметные картинки, таблица Шульте
Крем для обуви , губка, подошва, каблук
Практические занятия по уходу за обувью: протирание тряпочкой, чистка щеткой, губкой
чтение, русский язык
связь с окружающей действительностью.
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



46
ДЕРЕВЬЯ
Ель.

Урок -экскурсия
3
1


Карточки с изображением растений
Хвоя, шишки, корень, ствол, ветви. листья
Подбор слов противоположных по значению.
Составление предложений на основе демонстрируемых действий.
Составление описательного рассказа по существенным признакам
Русский язык, чтение, физкультура
Развитие зрительной и слуховой памяти, развитие связной речи, активизация и расширение словаря


47
Сосна.
1
Натуральные образцы
Высокое - низкое, толстый – тонкий, сильное – слабое
Подбор слов противоположных по значению.
Составление предложений на основе демонстрируемых действий.
Составление описательного рассказа по существенным признакам
чтение, русский язык, ИЗО, физкультура
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия.


48

Ель, сосна – хвойные деревья.
1
Натуральные образцы
прочная древесина, мебельное производство, бумажное производство
Ответы на вопросы учителя, составление рассказа по готовому плану
чтение, русский язык, ИЗО, физкультура
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи.


49
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
Отдых и труд дома.





3
1




Предметные картинки, карточки со словами, Таблица распорядка дня
Режим, труд, сон, отдых
Подбор слов – признаков. Составление простых и распространенных предложений
Чтение, русский язык
Развитие вербальной
памяти


50
Режим сна.
1
Таблица распорядка дня
Сон, бодрствование, дневной сон
Моделирование текста по опорным фразам.

чтение, русский язык, математика
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


51
Режим питания.
1
Таблица распорядка дня
Обмен веществ, здоровье,
Составление рассказа по опорному плану и вопросам
чтение, русский язык, математика
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


52
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Герань.
2
1

Карточки с изображением растений
Герань, корень, лист, стебель, семена, цветок
Подбор слов-признаков.
Моделирование текста по опорным фразам.
Составление простых и распространённых предложений, обводка по трафарету и закрашивание

Труд, чтение
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи


53
Традесканция.
1
Предметные картинки, иллюстрации
Корень, лист, стебель, семена, цветок, традесканция.
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
чтение, русский язык, связь с окружающей действительностью
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



54
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Весенние месяцы: март, апрель, май;
Урок-экскурсия
2

1


Картины: «Март», «Мартовское солнце»
Март, апрель, май
Составление рассказа по опорному плану и вопросам
Связь с окружающей действительностью
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи


55
Летние месяцы: июнь, июль, август.
1
Иллюстрации, сюжетные картинки
Июнь, июль, август
Моделирование текста по опорным фразам.

чтение, русский язык
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


56
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
ПДД
Урок-экскурсия
1
1
Опорные слова
Зебра, светофор, транспорт, дорожные знаки
Составление вопросов по опорному плану.
Обводка по трафарету дорожных знаков, раскрашивание
чтение, русский язык, ИЗО
Развитие лексико – грамматического строя речи, восприятия, долговременной памяти, мышления


57
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Гусь,.


3
1


Муляжи птиц, каточки с заданием
Гусята, гусыня, гусь, птицеферма
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
Чтение, математика, ИЗО
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


58
Индюк.
1
Изображение птиц
Индюк, индюшка, индюшата, курлычат
Подбор прилагательных и глаголов, отгадывание загадок, составление описательного к рассказа к картине по вопросам
чтение, русский язык, математика
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


59
Гусь, индюк. Польза, приносимая людям.
1
Сюжетные картинки
Мясо, яйцо, птицеферма, птичница
Моделирование текста по опорным фразам.

чтение, русский язык, связь с окружающей действительностью.
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи.



60
ДИКИЕ ПТИЦЫ
Гусь,





2
1




Муляжи птиц, каточки с заданием
Лебединая пара, лебяжий пух, дикие гуси
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
ИЗО, труд
Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в наблюдении


61
Лебедь.
1
Сюжетные картинки
Пруд, озеро
Составление рассказа по опорному плану и вопросам
чтение, русский язык, связь с окружающей действительностью
Развитие долговременной памяти, развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения развитие речи, зрительного восприятия, развитие связной речи


62
НАСЕКОМЫЕ ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ
Бабочки, майский жук, муха;

Урок -экскурсия
2

1

Предметные картинки, сюжетные картинки
Яд, куколка, брюшко, крылья
Моделирование текста по опорным фразам.

Труд, чтение, русский язык
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


63
Пчела, муравей.
1
Предметные картинки, сюжетные картинки
Мед, улей, соты, воск муравейник
Составление простых и распространённых предложении, обводка по трафарету и закрашивание
чтение, русский язык, физкультура
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи


64-
РЫБЫ.
Рыбы.
2
1



Картина «Аквариум», иллюстрации с изображением рыб.
Чешуя, плавники, аквариум, водоросли
Составление совместного описательного рассказа
Связь с окружающей действительностью
Активизация и расширение словаря, развитие мыслительных операций: обобщения и сравнения, зрительного восприятия


65
Уход за аквариумом.
1
Картина «Аквариум»
Сачок, фильтр, растения, камни
Составление простых и распространённых предложении,
чтение, русский язык, математика
Развитие мыслительных операций: анализа, обобщения, зрительного и слухового восприятия, развитие лексико- грамматического строя речи


66
ОДЕЖДА
Одежда демисезонная, летняя;

2
1

Сюжетные картинки
Демисезонная, химчистка, плащевая ткань
Подбор слов-признаков.
Моделирование текста по опорным фразам.
Составление простых и распространённых предложений, обводка по трафарету и закрашивание
Чтение, математика
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


67
. Уход за одеждой.
Практическая работа

1
Сюжетные и предметные картинки
Щетка, утюг, гладильная доска, вешалка, плечики, чехол
Практические занятия
Труд, связь с окружающей действительностью
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти


68
Повторение пройденного.
1
Сюжетные и предметные картинки



Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти



Критерии оценок


Тема
Оценка
Умеет

1
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и квалифицировать, устанавливать элементарные зависимости.
5
Может с помощью учителя называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и квалифицировать, устанавливать элементарные зависимости допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.



4
Может с помощью учителя называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и квалифицировать, устанавливать элементарные зависимости исправляет с помощью учителя.



3
При назывании и характеристики предметов и явлений, сравнивании и квалифицировании, установлении элементарной зависимости нуждается в постоянной помощи учителя.

2
Активно участвовать в беседе
5
Активно участвует в беседе



4
Поддерживает беседу с помощью учителя.



3
Отвечает только на вопросы учителя

3
Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений
5
Может с помощью учителя связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений допуская единичные ошибки, которые сам исправляет.



4
Может с помощью учителя связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений допуская единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.



3
Излагает материал недостоверно полно и последовательно, нуждается в постоянной помощи учителя.



Критерии оценок (сниженная программа)

Навык
Отметка
Умеет

Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и квалифицировать, устанавливать элементарные зависимости.
5
Называет и характеризует предметы и явления, с помощью учителя сравнивает, квалифицирует и устанавливает элементарные зависимости.


4
Называет и характеризует предметы и явления, допуская неточности.


3
Называет и характеризует предметы и явления с помощью учителя.

Активно участвовать в беседе
5
Правильно отвечает на вопросы учителя.


4
Правильно отвечает на вопросы учителя допуская неточности.


3
Отвечает на вопросы с помощью учителя.

Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений
5
Высказывается простыми по структуре предложениями на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.


4
Отвечает на вопросы учителя, допуская неточности.


3
Отвечает на вопросы с помощью учителя.


15