Методическая разработка внеклассного занятия по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для 3 класса на тему: «Раннецветущие растения»


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» городского округа Стрежевой
636783. Томская область, г. Стрежевой
Ул. Викулова 1/2 skosh@guostrj.ruТел/факс. 5-73-07
Конспект внеклассного занятия
по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
(«Окружающий мир») для 3 класса
на тему: «Раннецветущие растения»
подготовила
учитель: Дзюба Ю.Юг.Стрежевой
2015г
Цель: дать детям представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений в неживой природе.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи: познакомить с раннецветущими растениями на примере изучения мать-и-мачехи и медуницы;
Коррекционно – развивающие задачи: развивать умение рассматривать особенности внешнего вида строения растений, развивать речь, внимание, обогащать словарный запас;
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию нового, любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением раннецветущих растений, слова-опоры по теме.

Ход занятия:
I.Введение в тему:
Беседа.
- Какое время года наступает после зимы? (весна)

- Послушайте стихотворение и скажите, сколько дел у весны?
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Точно к сроку, но не на спехВыбрать музыку для птиц,
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра,
И тепло в лесные норки
Принести давно пора!
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Наточить ежу иголки,
Вставить кисточки в плоды,
Чтобы слива стала сливой…
Будь и ты трудолюбивой.
Франтишек Галас- Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении? (5)
- А что посоветовал автор стихотворения вам, ученикам? (быть трудолюбивыми)

- Так давайте же трудиться. Сегодня на уроке вы познакомитесь с интересными растениями, узнаете, почему они называются раннецветущими. Тема нашего урока - «Растения в весенний период»
II. Изучение нового материала
Беседа.
- Что вы видите сейчас за окном? (Травку, почки, цветы, птиц)- Верно, мы видим набухшие почки на деревьях и кустарниках, зеленую траву, цветы. Сегодня вы познакомитесь с двумя раннецветущими растениями - медуницей и мать -и мачехой, научитесь их сравнивать.
В конце урока вы узнаете, почему эти растения называются раннецветущими.
Рассматривание предметных картинок, знакомство с цветами.
- Посмотрите на этот прекрасный цветок – мать-и-мачеху.
- Назовите части растения (Листья, стебель, цветок)

- Какой стебель? (Невысокий)
- Какие цветки у растения? (Желтого цвета)
Рассказ учителя.
- Пригрело солнышко весеннее, и рассыпались на проталинах круглые золотые монетки. Весну цветов открывает сверхранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой цветочек растет на солнечных склонах и распускается раньше всех трав. У мать-и-мачехи невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Настоящие же листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти круглые, темно-зеленые.
- Кто из вас знает, почему цветок получил название «мать-и-мачеха»? (Предположения детей)
- Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладить ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая мамочка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи. Цветы мать-и-мачехи собранны в круглое соцветие-корзинку. Каждый же цветок в отдельности очень мал, и чтобы насекомые их заметили, они собранны в яркое золотое соцветие. Недавно проснувшиеся после долгой зимы пчелы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за медом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Когда цветок мать-и-мачехи отцветет, он превратится в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено маленькой воздушной пушинкой - парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземлится, парашютик отпадает. Если у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого нектара.
-Когда расцветает мать-и-мачеха? Почему цветок получил такое название? Как выглядит цветок?
- Давайте познакомимся со следующим цветком, который называется медуница.

- Назовите части этого растения. (Стебель, листики, цветки) На что похожи цветки медуницы? (На маленькие колокольчики)

- Какого они цвета? (Сиреневые, синие и розовые)
- Какие листики? (Похожи на треугольники)
- А стебель? (Тоненький)
Рассказ учителя.
- Ранняя весна. В лесу, еще не украшенном свежей молодой листвой, светло, просторно, солнечно. В сухой прошлогодней листве под деревьями и кустами вспыхнули сиреневые, ярко-синие и розовые цветы медуницы. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие - сиреневые, третьи – ярко-синие. Почему? Розовую окраску имеют нераскрывшиеся бутоны и более молодые цветки, сиреневую - зрелые, а синюю - уже отцветающие. Каждый цветок медуницы на протяжении своей жизни меняет цвет, ведь разноцветные соцветия ярче выделяются на сером ковре листьев и насекомые быстрее из замечают. Кроме того по окраске цветка пчелы сразу определяют есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Пчела не подлетает к синим и розовым, а, не тратя времени даром, садится сразу на сиреневые цветы. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветы этого растения наполнены сладким, душистым нектаром. Медуница очень любит яркий солнечный свет. Поэтому и расцветает она, когда деревья еще не оделись листвой. А вот тепла этому цветку много не надо, даже холодные ночи его не пугают. Медуница цветет всего две-три недели. Затем вместо цветков на стебле медуницы появляются плоды с семенами. Потом листья и стебельки желтеют и полегают на землю, а затем и вовсе засыхают. Но медуница не погибает! В земле сохраняются корневища с запасом питательных веществ, которые пригодятся растению следующей весной.
-Как выглядит медуница?
- Почему на стебельке медуницы цветки разного цвета?
- Почему цветок получил такое название?
-Когда расцветает медуница?

Физминутка.
Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
III. Закрепление
- С какими цветами мы сегодня познакомились?
- Что общего есть у этих растений?
- Когда зацветают эти растения?
- Верно, это раннецветущие растения. Есть ли на деревьях листва, когда появляются эти растения?
- Значит, они цветут какими? (Первыми) да, это первоцветы. Итак, почему эти цветы называются раннецветущими первоцветами?
IV. Итог урока
Домашнее задание:
- Зарисуйте цветы в тетрадь. Подпишите части растений.
Оценки.

Литература:
Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.
Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.
Развитие речи 2 класс: конспекты уроков/авт.-сост. Е. М. Матвееева.-Волгоград: Учитель, 2010.