Методическая разработка раздела типовой учебной программы коррекционной школы VIII вида «Математика» под редакцией В.В. Воронковой Раздел «Десятичные дроби». 7 класс.


Методическая разработка раздела типовой учебной программы коррекционной школы VIII вида
«Математика» под редакцией В.В. Воронковой
Раздел «Десятичные дроби».
7 класс.
Работу выполнила: учитель Дубинова Ольга Сергеевна.

Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи темы.
3. Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
4. Ожидаемые результаты освоения темы раздела программы.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по теме «Десятичные дроби» образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
6. Система знаний и система деятельности. Тема «Десятичные дроби».
7. Контроль и коррекция результатов.
8. Поурочное планирование.
9. Список литературы.

Пояснительная записка.
Предмет: математика.
Программа: типовая программа для коррекционной школы VIII вида «Математика» под редакцией В. В.Воронковой.
Учебник: «Математика», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Т. В. Алышева. Москва «Просвещения». -2006г.
Математика является одним из основных предметов в коррекционной школе VIII вида.
      Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII  вида, математика решает следующие задачи:      • формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;      • максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;      • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Согласно программе, десятичные дроби впервые вводятся в 7 классе. На данном году обучения учащиеся знакомятся с понятием десятичной дроби, получают первоначальные сведения в области десятичных дробей, учатся преобразовывать эти дроби и проводить их сложение и вычитание.
В программе учитываются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников и содержится материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Таким образом, содержание обучения носит коррекционный, практический и воспитывающий характер.
Отбор материала по теме соответствует возрастным особенностям учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида, материал изложен в доступной форме.
Обучение десятичным дробям учащихся с особыми познавательными потребностями расширяет понятие семиклассников о числе и арифметических действиях, обогащает круг их представлений о счетных единицах и главное — имеет важное значение в плане их подготовки к практической деятельности.
Новизна состоит в использование на уроках тестов (в виде мультимедийной презентации и в виде индивидуальных карточек), тренажёров, задач практического содержания, опорных листов (алгоритмов), что предупреждает появление большого количества ошибок и повышает уровень общего развития умственно отсталых детей.
Овладение учащимися специальной (коррекционной) школы VIII понятием десятичной дроби и операциями с дробями является важным для их социализации, поскольку десятичные дроби весьма широко используются в повседневной жизни и различных профессиях, доступных этой категории детей.
Специальные исследования (В.В. Эк, Т.В. Алышевой, М.Н. Перова, И.Г. Терехова, Л.А. Гринько и др.) свидетельствуют о том, что школьники с нарушением интеллектуального развития испытывают различные затруднения при изучении ими десятичных дробей. Характерным для умственно отсталых школьников является грубое уподобление десятичных дробей целым числам. Учащиеся не могут самостоятельно увидеть то общее, что есть между десятичными и обыкновенными дробями. С большими трудностями устанавливается ими и взаимосвязь десятичных дробей с числами, полученных при измерении величин. Между тем осознание этих связей очень важно для овладения профессиональными навыками, т.к. на практике в большинстве случаев числа, полученные при измерении величин (кроме чисел, полученных при измерении времени), сначала записывают в виде десятичных дробей, и именно в таком виде их используют для осуществления расчетов. В связи с этим обращение к проблеме формирования у умственно отсталых учащихся знаний и умений в области десятичных дробей является актуальным.
2. Цели и задачи темы.
Цель: формирование представлений о десятичных дробях и умений складывать и вычитать десятичные дроби с разными знаменателями.
Задачи:
1. Обучающие:
- способствовать формированию умений получать, записывать и читать десятичные дроби;
- содействовать формированию умений записывать числа, полученные при измерении, в виде десятичных дробей;
- формировать умения сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби.
2. Коррекционно-развивающие:
- создать условия для коррекции и развития элементарного логического мышления, памяти, внимания, через выполнение заданий практического содержания;
- организовать работу по коррекции и развитию связной устной речи через развернутые ответы учащихся;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся через систему упражнений, использование занимательного материала;
- создать условия для социальной адаптации учащихся через выполнение заданий, связанных с повседневной практической деятельностью.
3. Воспитательные:
- содействовать формированию учебной мотивации, ответственности, аккуратности, положительных эмоций, через создание у учащихся ситуации успеха и сотрудничество с учителем, разнообразную подачу математических заданий и через создание ситуации значимости вычислительных навыков.
3.Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Учащиеся с умственной отсталостью характеризуются стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Особенности познавательной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проявляются в недостаточной сформированности внимания (А.Р. Лурия, А.И. Грабаров, Г.Я.Трошин). Пассивное непроизвольное внимание, сопровождаемое чрезмерной отвлекаемостью, является доминирующим, что затрудняет учебную деятельность учащихся.
К старшим классам показатели объема внимания, устойчивости и распределения значительно улучшаются, но не достигают такой интенсивности, какая свойственна нормально развивающимся сверстникам.
В связи с расстройствами внимания снижены функции контроля и самоконтроля, ученики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, далеко не всегда замечают даже явные противоречия. У них редко возникают сомнения, стремление проверить себя. Они вполне удовлетворяются достигнутыми успехами, не выражают желания самостоятельно улучшить их.
Познавательный интерес, определяющий в норме направленность ребенка на учебную деятельность, у умственно отсталых учащихся обнаруживается лишь как реакция на отдельные занимательные факты, события, которая не перерастает в интерес к предмету как к области знаний. К старшему школьному возрасту отмечается положительная динамика в формировании познавательных интересов умственно отсталых учащихся.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как одну из главных причин их трудностей в обучении математики. Эти дети плохо запоминают правила, выводы, алгоритмы, не удерживают в уме задание. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.Недостаточно развиты все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение (Е.М.Кудрявцева, А.И.Липкин), что препятствует усвоению программного материала.
Один из главных показателей умственной отсталости – недостатки развития мышления, слабость аналитико – синтетической деятельности ( К.С.Лебединская, Певзнер М.С.).Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, неумение выявлять существенные признаки и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления, поэтому даже в 7 классе велико значение наглядности, использование таблиц, схем, иллюстраций.
Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников с нормой. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.
Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений.
Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у данных детей она развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых.
Утомляемость детей на уроках математики повышена. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.
Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита как и перечисленные выше компоненты математических способностей.
У умственно отсталых учащихся наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятия. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
У учащихся школы VIII вида имеют место недостатки и своеобразие общего речевого развития. Отмечаются недостаточность и своеобразие их собственной речи, трудности в понимании обращенной к ним речи.
Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике. Из-за слабости регулирующей функции речи ученику трудно полностью подчинить свое действие словесному заданию.
Таким образом, коррекционная работа на уроках математики должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащение речи детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.);
е) необходимо чаще менять и постоянно варьировать компоненты урока и способы межличностного общения учитель-ученик, ученик-ученик.
В связи с этим учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения, большая часть которых, направлена на актуализацию знаний детей.
4. Ожидаемые результаты освоения темы раздела программы
Обучающие:
- Сформировано понятие «десятичные дроби».
- Сформированы умения получать, записывать и читать десятичные дроби.
- Владеют умениями записывать числа, полученные при измерении, в виде десятичных дробей.
- Сформированы умения сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби.
В результате изучения данной темы обучающиеся 7 класса должны
Знать:
элементы десятичной дроби;
преобразование десятичных дробей;
место десятичных дробей в нумерационной таблице;
Уметь:
читать десятичные дроби;
записывать десятичные дроби;
сравнивать десятичные дроби;
складывать и вычитать десятичные дроби с разными знаменателями.
Коррекционно-развивающие:
- В ходе занятий через выполнение заданий практического содержания развивается элементарное логическое мышление, память, внимание.
- Связная речь развивается в ходе всего урока через развернутые ответы на вопросы и рассуждения детей при выполнении заданий.
- Система упражнений, использование занимательного материала, позволяет развивать познавательную активность учащихся.
- Урок содействует созданию условий для социальной адаптации учащихся через выполнение заданий, связанных с повседневной практической деятельностью.
Воспитательные:
- Учебная мотивация поддерживается через сотрудничество с учителем и созданием у учащихся ситуации успеха.
- Урок содействует воспитанию ответственности через создание ситуации значимости вычислительных навыков.
- В ходе занятий, через выполнение письменных работ, формируется аккуратность.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по теме «Десятичные дроби» образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Учебный процесс представляет собой сложную, многокомпонентную и многовариативную, но вместе с тем целенаправленную и управляемую систему. Совместная и согласованная деятельность учителя и учащегося служит необходимым условием успешного функционирования учебного процесса.
В своей практике используем следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский):Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
В работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, кроссворды, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки (приложение).
Для развития познавательных интересов стараемся выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы,
использовать частично -поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной деятельности над учебным материалом.
Для организации продуктивной работы умственно отсталых учащихся необходим обязательный учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, поэтому важное значение имеет применение технологии личностно-ориентированного обучения. Она предполагают дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, а так же использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи:
-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
-создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
-создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, проведение обучающих игр, коллективную деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Для развития коммуникативных навыков, умения сотрудничать на некоторых уроках целесообразно применять технологию групповой работы. В рамках одной и той же возрастной группы дети отличаются по разным причинам: степенью утомляемости, типом памяти, объемом и концентрацией внимания, поэтому применяется технология уровневой дифференциации (дифференциация умственно отсталых школьников по возможностям обучения В.В.Воронковой).
Решение коррекционно - развивающих задач, необходимость развития психических процессов, эмоционально – волевой сферы предполагает использование технологии развивающего обучения.
Для формирования учебной мотивации, поддержания интереса к занятию применяются игровые технологии. Использование игровых технологий позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую нагрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Также для активизации познавательной деятельности и для организации самоконтроля применяются информационно – коммуникативные технологии. На
уроке, как правило, практикуется использование компьютера, проектора, звуковых колонок, показ мультимедийных презентаций. Использование  информационных технологий на уроке математики в школе VIII вида позволяет: активизировать познавательную деятельность, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить объем выполняемой работы на уроке, усовершенствовать контроль знаний.
В работе со старшеклассниками с интеллектуальной недостаточностью применяются также элементы технологии проблемного обучения, но лишь на отдельных уроках и при предварительной подготовке.
Повышенная утомляемость, недостатки в распределении и переключении внимания, сниженная работоспособность требуют обязательного использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья. На уроках математики проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, разминки для глаз. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, повышают работоспособность и активизируют мыслительные процессы, улучшают память и внимание, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают работоспособность нервной системы и улучшают кровообращение внутренних органов. Нормируются домашние задания (объем и сложность материала), для недопущения перегрузок. Соблюдается воздушно-тепловой и световой режим, регулярно проветривается кабинет.
Для оказания коррекционной помощи старшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью наиболее значимы такие виды деятельности, как механическое запоминание, копирование образцов, совместное с учителем выполнение работы, совместный с учителем анализ выполненной работы, использование наглядности. Следовательно, наиболее распространенными являются информационно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Широко используются словесные методы: объяснение, беседа в сочетании с наглядными методами (иллюстрация, демонстрация), а также практический метод.
Самостоятельная работа – средство формирования активной самостоятельной мыслительной деятельности. Самостоятельная работа возможна при наличии сформированности многих умений, основными из которых являются: работа с книгой, работа по плану, алгоритму, работа по образцу, установление связи нового материала со старым, самоконтроль, прогнозирование и анализ результатов.
Для организации работы учащихся по данной теме были использованы следующие формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Использование разнообразных методов обучения на уроках математики способствует формированию системы знаний, интеллектуальных и практических умений.
На уроках по данной теме очень часто используются тесты и задачи практического содержания . Тесты можно использовать как для закрепления пройденного материала, для самоконтроля знаний, так и в качестве дополнительных заданий для отдельных учеников. Тесты позволяют в короткий срок проверить знания учащихся по изучаемой теме. Задания тестов ориентированы на определение уровня усвоения ключевых понятий. В основе тестов лежит специально подготовленный и испытанный набор знаний, позволяющих объективно оценить исследуемые качества.
Задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении и овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях. Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты. По данной теме – это задачи на планирование бюджета семьи, расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка, умение высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта. А так же счета – квитанции по оплате коммунальных услуг. Во время работы с такими квитанциями проводится объяснительная работа с новыми для них понятиями - квитанции, виды услуг, льготы и так далее. При решении подобных задач обязательно рассказываю об экономии, о необходимости ставить счётчики на газ воду, тепло.
При изучении темы «Десятичные дроби» обучение должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Необходимо использовать знания учащихся, которые они получают на уроках естествознания, истории, географии, труда, изобразительного искусства, на занятиях социально-бытового ориентирования (рассчитываем на уроке количество продуктов для приготовления различных блюд, стоимость завтрака, обеда на одного учащегося, класса, всех учащихся школы на один день) и, даже, их небольшой жизненный опыт. Во время устного счета, при решении арифметических задач по данной теме используются сведения о развитии промышленности, строительства, сельского хозяйства, исторические данные, числовой материал из учебников естествознания, географии, истории. Особый интерес вызывают задания, связанные с числами из Книги рекордов Гиннеса.
Электронный тренажер - вспомогательный инструментарий учителя, используемый при изучении чисел в десятичной системе счисления и действий с ними, помогающий закрепить знания по теме. Используется на уроке для индивидуальной проверки сильных учеников и повышения учебной мотивации других учащихся.
К некоторым сериям заданий разработаны опорные листы для учащихся с готовыми алгоритмами (пошаговыми инструкциями) и примеры (как образец решения и оформления заданий). Таким образом, учащимся оказывается методическая помощь, особенно эффективной она является для учащихся, имеющих низкий уровень знаний.
Данный дидактический материал позволяет обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, организовать практическую учебную деятельность учащихся на протяжении изучения всей темы. Применение опорных листов на этапе первоначального объяснения материала позволяет учащимся качественно усвоить алгоритм выполнения действий с десятичными дробями.
Использование дидактического материала дает стабильно высокий показатель качества знаний учащихся по данной теме. У учащихся происходит формирование и развитие умений обобщать, систематизировать, проводить аналогии, самостоятельно работать с опорными листами.
6. Система знаний и система деятельности. Тема «Десятичные дроби».
Знания:
Общенаучные знания:
- Знания из области философских категорий (пространство и движение).
Знания из определенной научной области:
- Знания из области биологии (общие сведения о массе тела человека и животных);
- Географии (использование географических измерений: масштаб, длина, ширина, глубина, высота для составления и решения задач);
- Экономики (рациональное использование потребляемых в быту ресурсов, умение планировать семейный бюджет);
- Этики и эстетики (знание правил общения и поведения в общественных местах);
- Социологии (закономерности развития общества, роль труда в создании материальных и духовных ценностей)
Фундаментальные знания:
- Знания и умения при сложении и вычитании многозначных чисел.
- Знания и умения в области обыкновенных дробей, сформированные у школьников знания и умения в отношении способов получения обыкновенных дробей, выражению дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях, приведению обыкновенных дробей к общему знаменателю и пр., будут являться базой для усвоения ими новых знаний и умений в области десятичных дробей. Установление взаимосвязи между обыкновенными и десятичными дробями позволит учащимся лучше осмыслить новый материал, поможет преодолеть свойственное для умственно отсталых учащихся грубое уподобление десятичных дробей целым числам.
- Десятичные дроби тесно связаны и с числами, полученными при измерении величин. В связи с этим важно при формировании новых для учащихся знаний в области десятичных дробей опираться на имеющиеся у них знания в отношении чисел, полученных при измерении с тем, чтобы формируемые знания приобретали системный характер, были включены в общую систему математических знаний.
Знания профильного характера:
- Применение знаний о десятичных дробях в практической и профессиональной деятельности с целью социальной адаптации.
- Знакомство с рабочими профессиями, воспитание уважения к людям труда.
Деятельность:
1. Познавательная деятельность.
1. Интеллектуальные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Наблюдение.
3. Установление причинно – следственных связей.
2. Частично – преобразующая деятельность.
1. Составление задач практического содержания с десятичными дробями, моделирование ситуаций, поиск новых путей решения.
2. Развитие навыков общения в различных ситуациях с целью социализации.
3. Общеучебная деятельность.
1. Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
2. Методы взаимообучения: работа в паре, группе.
3. Навыки общения: умение слушать, отвечать на вопросы, правильно строить рассуждение при выполнении задания.
4. Организация учебного места.
4. Самоорганизующая деятельность.
1. Совместное целеполагание.
2. Самоконтроль.
3. Осознание своего продвижения: «я узнал», «я могу».
7. Контроль и коррекция результатов.
Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и овладением умениями является составной частью обучения. Только располагая сведениями об овладении учениками знаниями и умениями, можно правильно организовать их познавательную деятельность, оказать своевременную помощь.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не всегда достаточно четко определяют, насколько успешно продвигаются в учении. Они некритичны в оценке своих знаний и умений, не могут объективно судить об уровне понимания и сохранения учебного материала.
Учитель дает детям критерии оценки качества знаний и умений, формирует правильное отношение учащихся к достигнутым результатам, стимулирует их усилия на преодоление трудностей, воспитывает желание овладевать знаниями, совершенствовать успехи, ликвидировать отставания.
Проверка и оценка знаний учащихся носит индивидуальный характер и должна быть обязательно мотивирована. Для учащихся коррекционной школы очень важна не только сама отметка, но и оценка, заключенная в словах учителя, поэтому эмоциональное отношение учителя к результатам труда ученика является значительным стимулом в учебном труде ребенка (В.В. Воронкова).
Иногда оценка может быть несколько завышена, но ребенок должен почувствовать радость успеха, чтобы стремиться к нему снова.
Контроль при усвоении темы «Десятичные дроби» осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Применяются все виды контроля: предварительный, текущий, периодический и итоговый.
Наиболее часто устная проверка знаний учащихся проводится в форме фронтального опроса. При такой форме проверки достаточно велика активность класса, так как в работу вовлекаются все учащиеся, оценивается значительное число ответов учащихся.
Применяется и индивидуальный опрос. При индивидуальном опросе детям даются небольшие по объему конкретные задания.
Письменный контроль проводится в форме выполнения самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельные работы и задания для контрольных работ даются с учетом уровневой дифференциации учащихся, которым отводится значительное место
(приложение).
Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем.
При проверке письменных работ учитель проводит диагностику учащихся, по которой можно проследить насколько дети успешно усвоили ту или другую тему и выстраивает дальнейшую работу по коррекции.
Подметив типичные ошибки, учитель вновь показывает и комментирует правильное выполнение алгоритма. Единичные ошибки учитель исправляет индивидуально.
Применяется и такой вид контроля, как фиксированное повторение, которое, как и устное бывает фронтальным и индивидуальным. При фиксированном контроле дети работают на карточках-тестах ( см. приложение).
Организация контроля способствует более качественному усвоению данной темы.
9. Список литературы.
Алышева Т. В. Изучение десятичных дробей в специальной (коррекционной) школе VIII вида //Коррекционная педагогика. -2004г. - №4. –с.25-35.
Бобкина Н.Н. Новые подходы в планировании воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения // Дефектология.-2000г.-№3 .- с37-42.
Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983.
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики.- Минск: Асар: 2003г.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994г.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - М.: Академия, 2002 г.
Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. - №4.
Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. - Киев: «Рад школа», 1972. 130с.
Залялетдинова.Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год. 128с.
Карпунина О.И., Рябова Н.В.Педагогика в опорных схемах. М.: НЦ Энас 2005 г.
Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». - Москва, 2007, 134с.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока.- М.: Педагогический поиск,2003
Мирский С.Л. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе // Дефектология.-2000г.-№3.-с 32-37.
Макаров И.С. Индивидуальная программа развития воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей – сирот с отклонениями в развитии // Коррекционная педагогика.- 2007. - №2 (20) .- с 28 – 49
Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении.- Волгоград: «Учитель», 2007 г.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для учителя и воспитателя/Авторы Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, В.В.Титова. - М.: Аркти, 2005г.
Педагогика/ Под ред. Сластёнина В.А..- М.:Школа-Пресс,2000 г.
Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». - Москва "Просвещение"2010.
Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». - Москва "Просвещение" 2007.
Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе». Дефектология,2010, № 3.
Перова М.Н., Эк В.В. Изучение совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями во вспомогательной школе. // Дефектология.- 1976.-№2.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Под. ред.В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2010г.
Рабочая тетрадь «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В.Алышевой, Москва «Просвещение», 2010 год.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.
Специальная психология /Под .ред. В.И.Лубовского.-М.-Академия, 2003г.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход
на уроке и во вне урочной деятельности. М.: Аркти, 2009 г.
Терехова И.Г. Усвоение знаний о десятичных дробях учащимися вспомогательной школы. // Дефектология.-1988.-№ 3.
Эк В.В. Некоторые вопросы методики изучения десятичных дробей во вспомогательной школе.// Дефектология.-1981.- № 4.
http://babydreams.bestnetservice.com/simulators91.htm(пособия для детей).
http://mouckochviii.blogspot.ru/2010_10_01_archive.html.
http://baraguzina.ucoz.ru/publ/primernyj_perechen_korrekcionnykh_celej_na_urokakh_matematiki_v_specialnoj_korrekcionnoj_shkole_viii_vida/1-1-0-11http://www.schoolrm.ru/schools/specsar/teachers/teachers_internet/http://leto-69-cadushina.narod.ru/http://promatematiky.ru/hello-world/-Сложение десятичных чисел. Тренажер онлайн.
http://www.openclass.ru/node/110753 Презентация – тренажер, позволяет повторить и закрепить действия сложения и вычитания с десятичными дробями.