Разработка урока по физике для 8 класса «Электризация тел». Системма домашних заданий по физике и их эффективность в условиях ФГОС.



СИСТЕМА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.
Цели домашнего задания в условиях внедрения
новых образовательных стандартов
Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места домашней работы в системе образования ребёнка и целей такой работы. Выбор содержания, характера и формы деятельности, видов задания, временного интервала, степени самостоятельности домашней работы ученика зависит, прежде всего, от поставленных целей и задач.
Педагоги, придерживающиеся традиционных взглядов на процесс обучения, считают, что «домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием образовательной деятельности; на долю преподавания в классе падает собственно приобретение учебного материала, сведений, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; заучивание наизусть данных науки, тренировка в использовании усвоенного всегда будут составлять предмет домашних занятий учащихся…». Сторонники этой позиции утверждают, что домашние задания нужны по двум причинам:
во-первых, без них невозможно закрепить учебный материал,
во-вторых, нехватка урочного времени для изложения всего курса.
При таком подходе становится очевидной цель домашних заданий – закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования – необходимая часть образовательного процесса, при отсутствии которой невозможно полноценно изучить школьный курс.
Традиционный подход к домашним заданиям на протяжении столетий сформировал и традиционные цели заданий. Чаще всего они нацелены на достижение предметных результатов учащихся, на приобретение, закрепление и формирование знаний, умений и навыков.Основные из них:
Цели д/зСодержание д/зОвладение системой знаний по предмету отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету, обобщение и систематизация материала, подбор материала по теме, чтение и заучивание и пр.)
Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач выполнение упражнений, заданий, решение задач, примеров, выполнение практических и лабораторных работ, подготовка сообщений, рефератов и прКонтроль знаний подготовка ответов на вопросы, подготовка вопросов по теме, составление и выполнение тестов, выполнение контрольных домашних работ и пр.)
Домашнее задание – требования ФГОС
Сторонники новых взглядов на «уроки после уроков» высказывают сомнения по поводу целесообразности таких домашних занятий. Ш. А. Амонашвили, призывая наладить в школах «гуманный педагогический процесс», утверждает, что ребёнок от рождения устремлён к познанию и не ждёт, пока кто-то его к этому принудит. Заставлять ребёнка учиться не надо, он сам хочет учиться и познавать. Принуждая ученика делать домашние задания, «в выполнении которых он не видит жизненного смысла», антигуманно. Учитель обязан, сделав ребёнка добровольным и заинтересованным своим соратником, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за его процесс и результаты, предоставить самому ребёнку право выбора занятия, которым он займётся дома. Цель таких домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. . Их домашняя работа отличается от работы других детей личной значимостью, а потому ценностью. Ученики школы Амонашвили дома решают и составляют задачи, учат стихи и пишут сочинения, выпускают газеты и делают книжки, пишут учебники – выполняют нестандартные домашние задания. Это понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования"). В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.
Формирование УУД при выполнении домашних заданий
Цели д/зСодержание д/зПримеры
овладение способами учебной деятельности обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.; подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля. Карточки для слабых учащихся: - с пропусками, которые нужно заполнить - с ошибками, которые нужно исправить - с неоконченными решениями;
формирование информационной культуры внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм. представьте себе, что содержание заданного параграфа – военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но чтобы по этим словам вы могли передать суть параграфа. Такая шифровка будет схемой материала. Можно иногда разрешать отвечать по такой схеме-шпаргалке.
развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях; рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, Web -сайты и т.д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; задания на основе материалов масс-медиа; разработка материалов для школьной печати (в том числе, например, создание и поддержка электронной газеты); создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные пособия и т.д.). Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении
Домашнее задание по правилам
Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания. До 80% учителей дает домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока. С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом: - для задавания на дом необходимо отводить специальное время;- давать задания следует при полном внимании всего класса; - домашнее задание должно быть понято всеми без исключения; - учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.- оно должно быть хорошо объяснено. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.
Приложение
Урок физики в 8 классе
Тема: «Электризация тел»
Цель: Сформировать представление об электризации тел, электрических зарядах, о взаимодействии электрических зарядов. Развивать навыки выделять электрические явления в природе и умение их объяснять.
Задачи:
Сформировать представление об электрических зарядах.
Развивать умение анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать.
Развивать умение выражать речью результаты экспериментов и соотносить их с явлениями, встречающимися на практике.
Формировать познавательный интерес у учащихся.
Развивать навыки работы в микрогруппах.
Оборудование: расческа, бумажки, воздушный шарик, электроскоп, воронка, речной песок, компьютер, презентация. ПЛАН УРОКА
Этапы урока Форма проведения Время
1 Мотивация Беседа 2 мин.
2 Определение темы и цели урока. Беседа 1 мин.
3. Объяснение новой темы на основе экспериментов. Проведение опытов, беседа.
20 мин.
4. Применение темы к жизни.
5.Рефлексия Беседа обсуждение проблемы электризации и способы борьбы с ней)Проверка знаний по карточкам 10 мин
5 мин.
6. Домашнее задание. 2 мин
Ход урока
Повесить наэлектризованные шарики на дверь.
Спросить у обучающихся: Почему висят шарики. Почему не падают. Может они приклеены? Как вы думаете?
Показать на другом шарике, что он не прилепляется.
Ученики дают ответ: Наэлектризованные.
Учитель: Как вы думаете, как будет называться наша тема?
Ученики: Электризация тел.
Запись. Слайд 1.
Учитель: теперь соберитесь пожалуйста по группам и обсудите, где вы встречались с этим явлением на практике (обсуждение).
Через некоторое время обучающиеся сообщают результат.
Учитель: Какова цель нашего сегодняшнего урока? Что мы сегодня на уроке будем делать и для чего?
Ученик:
Слайд 2. Цель урока.
Учитель. Предлагаю провести опыт. На ваших партах лежат листочки бумаги и расческа. Я думаю, с этим опытом вы все знакомы. Проведите пожалуйста опыт и скажите ваш результат. Слайд 3
Ученик: Расческа притягивает листочки.
Учитель: Чем это можно объяснить?
Ученик: Происходит электризация тел.
Учитель: Что такое электризация?
Ученик:
Запись понятия электризации. Слайд 4.
Учитель: Каким способом мы сообщали телу электрический заряд?
Ученик: путем трения.
Учитель: Как вы думаете, одно тело получает электрический заряд или оба тела?
Ученик: Оба.
Запись Слайд 4.
Учитель: На партах у вас гильза сделанная из фольги. Потрите расческу или ручку и поднесите к гильзе дотроньтесь до нее. Можно погладить гильзу. Затем снова попробуйте поднести к гильзе. Объясните результат.
Ученик. В первом случае притягиваются, расческа сообщает заряд гильзе и они отталкиваются.
Учитель: Почему?
Ученик: Разные знаки зарядов. Разноименные притягиваются, одноименные отталкиваются.
Запись: Слайд 5.
Учитель: Имеются приборы, которые могут определить наличие заряда. Слайд 6.
У нас в школе имеется прибор – электрометр. Попросить одного из учеников выйти и продемонстрировать опыт . Попросить еще кого-нибудь дотронуться до стержня. Видим, что заряд исчез. Почему? Куда делся заряд?
Ученик: Через нас ушел в Землю.
Учитель: Значит тело человека хорошо проводит электричество. Те вещества, которые проводят электричество, называются -…
Ученик: проводниками
Учитель: Которые не проводят - …
Ученик: диэлектриками.
Запись. Слайд 7
Учитель: Приведите примеры диэлектриков.
Учитель: Опыт. Взять пластиковую воронку, через нее пропускать песок в электрометр. Видим стрелка отклоняется. Вопрос: Где на практике встречаемся с этим явлением?
Ученик:
Дать ученику прочитать заметку из журнала. (Заметка из журнала: В далеком городе Бобруйске соседней Белоруссии три человека недавно получили серьезные травмы в результате возгорания, случившегося из-за искры статического электричества. При заправке автомобиля бензином из пластмассовой канистры между канистрой и бензобаком проскочила искра и произошло самовоспламенение паров топлива. Источником воспламенения стал разряд статического электричества. При хранении, транспортировке и заправке горючего рекомендуется применять только металлические ведра, канистры, воронки и не использовать пластмассовые емкости.)Учитель: Посмотрите на экран Слайд 8. Между колесами транспорта и кузовом происходит трение, может возникнуть искра, и возгорание. А почему у поезда который перевозит горючее такой цепи нет. Потому что цистерна заземлена к рельсам.
Давайте разберемся, как нам справиться с проблемой наэлектризованности?
Каким образом можно избавиться от пыли в домах:
Ученик:
Слайд 9
Чтобы юбка не прилипала к ногам? Волосы не прилипали к одежде?
В какое время года наэлектризованность повышенная Зимой или Летом? Почему?
Почему нас «бьет током» от автомобиля?
Сейчас я всем раздам карточки, попробуйте ответить на очень простые вопросы.
Поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга и поставьте оценки. Слайд 10
Понравилась вам сегодняшняя наша тема? Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке?
Запишите домашнее задание. Слайд 11
Домашнее задание (в условиях ФГОС):
Провести эксперименты с имеющимися дома предметами.
Результаты запишите в тетрадь.
Изготовьте домашний электрометр. Проволоку изогнутую в виде буквы «Г»
поместить в бутылку или банку, на конец проволоки навесьте согнутую пополам
полоску тонкой бумаги или фольги.
Проведите опыты на наличие электрического заряда со своим электрометром.
Опыты запишите в тетрадь.