Урок чтени Методическая разработка урока чтения и развития речи в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме И.А. Крылов Волк и ягненок.


КОУ «Шербакульская СКОШИ»


( урок чтения и развития речи в 9 классе для специальных коррекционных школ 8 вида.)
Папоян Т.В.
Цели: 1. Познакомить учащихся с новой басней И.Крылова, вспомнить другие, изученные ранее басни.
2. Донести юмор и иронию басни, научить находить мораль- поучение в произведении, совершенствовать навык выразительного чтения басни.
3. Развивать художественный вкус учащихся.
Оборудование: Портрет И.А. Крылова, графопроектор, диапроектор, карточки индивидуальной работы, акварель, иллюстрации к басни.
Ход урока.
Орг. момент. Собери слово, используя порядок цветов радуги:. Б
А
С
Н
Я
Б
А
С
Н
Я

Собрав слово, вы получите жанр произведения, над которым мы сегодня будем работать.
Целеполагание.
Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, что такое басня?
Задание на графопроекторе:
Басня- это небольшой занимательный рассказ с поучительным смыслом в стихах, иногда в прозе.Басня часто начинается или заканчивается кратким выводом- моралью, в которой содержится основная поучительная мысль.
Давайте вспомним, какие басни И.А.Крылова вы знаете? ( «Квартет», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей».) А знаете ли вы, кто написал эти басни? ( Дети рассказывают о Крылове, учитель открывает портрет Крылова и надпись на доске)
Грамзапись. Раздаточный материал (карточки с названиями басен, мораль, на доске иллюстрации.)
Карточки: Вариант1 (для 1и2 типогруппы-карточки с крылатыми выражениями из басен.)
Вариант 2(-3 и 4типогруппа-карточки с названиями басен)
Учитель:
- На доске выставлены иллюстрации, у вас карточки. Я буду ставить фрагменты басен на проигрывателе, а вы должны найти подходящие название, иллюстрации и крылатое выражение к басне.
Какая картинка здесь была лишней? Что на ней изображено? Может быть, кто-то может сказать название этой басни? ( «Волк и ягненок»)
Учитель записывает название басни на доске.
Работа с новой темой.
Микроцель: Сейчас мы прослушаем басню «Волк и ягненок», подумайте, в каких словах заключен смысл басни? В чем ее мораль? (прослушивание басни). Какую бы иллюстрацию вы к ней нарисовали?
Словарная работа.
?Сегодня вам встретятся не совсем понятные слова и выражения. Давайте, объясним их смысл.
Басня, иносказательность, мораль, законченный вид и толк, на добычу стремиться, разведаюсь.
Работа с акварелью. Какие цвета мы будем использовать, чтобы нарисовать характер героев? (волк - темные, ягненок – светлые)
Давайте нарисуем эту палитру цветов на листочках.
?Каким образом мы передадим это при чтении? (изменения в голосе).Оговаривается тембр голоса.
Графопроектор (характеристика героев) Выберите глаголы, которые использует автор, чтобы передать наглость волка и беззащитность ягненка.
Рыскал, видит, дать, кричит, мучить, сорву, лгу, помнится, нагрубил, не забыл, молчи, устал слушать, виноват, хочется кушать, сказал, поволок, напиться, позволит, осмелюсь донесть, гневаться изволит, мутить на могу, помилуй, говорит, хотите, вредите.Работа с иллюстрацией. Как изображает художник волка, ягненка? (иллюстрация к басне «Волк и ягненок»)
Мы с вами работали с акварелью, поговорили об иллюстрации, оговорили тембры голоса,- и все это для того, чтобы вы «прочувствовали» басню. Давайте прочитаем ее по ролям.
Ролевое чтение.
Инсценировка басни без слов.
Выборочное чтение. Я буду показывать фрагменты басни на картинках, а вы подберете в тексте подходящие предложения к этим фрагментам. Ответ обоснуйте.
Закрепление новой темы
.?Для чего волк затеял спор с ягненком? Как ведет себя волк, как ягненок? Почему они так себя ведут? В чем мораль басни? Как вы считаете, можно ли этой моралью руководствоваться в жизни?
Итог. Чем мы занимались на уроке, для чего? Достигли ли мы цели урока? Ответ обоснуйте.
Оценивание.
Дом. задание: Выразительное чтение басни.